Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.

Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста

Кудрявцева Татьяна Михайловна, воспитатель I кв. категории, МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления «Санаторный»

Все органы данные нам природой должны работать, а для этого нам необходима «пища»

А.М. Горький

Сегодня действительность диктует нам все новые, так необходимые в современной жизни, подходы к деятельности. Известно, что дети любят играть и мы взрослые, понимая и принимая эту особенность детской психологии, стараемся поддержать интерес ребенка к игре, помочь ему, играя создавать базовый уровень для дальнейшего развития.

 

Скачать конспект

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? Потому, что как раз сенсорномоторный уровень и есть та база для дальнейшего развития восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи.

Исследования, проведенные педагогами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. В чем причина? Размышляя на тему, пришли к выводу: в образовательном процессе этому уделялось недостаточное внимание. Тогда и возникла идея создания творческой группы, которая объединяла воспитателей, заинтересованных в решении проблемы. Чтобы определить содержание работы, проанализировали рекомендации программы «Детство» по данной проблеме. Пришли к выводу: развитие мелкой моторики и сенсорной культуры не является в программе приоритетным, оно

представлено кратко и в самых общих чертах.

Основные задачи сенсорного воспитания, которые необходимо было решить педагогическому коллективу:

  • создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
  • содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала;
  • обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
  • составить и экспериментально проверить эффективность перспективного планирования комплексно-интегрированных игр, игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как средства гармоничного развития детей раннего возраста;

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
  • принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.

Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Основными характеристиками развивающей среды в группе явилось:

  1. РАЗНООБРАЗИЕ: наличие всевозможного и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организация двигательной активности и другие.
  2. ДОСТУПНОСТЬ: т.е. расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
  3. ЭМОЦИОГЕННОСТЬ: обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекать внимание ребенка и вызывать у него положительные эмоции).
  4. ЗОНИРОВАНИЕ: построение не пересекающих друг с другом игровых центров (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста — играют не вместе, а рядом).

Благодаря правильно организованной среде получают развитие социальные эмоции ребенка. Предметно-пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.

Возникла необходимость внести изменения в предметно — развивающую среду групп. Пополнили центры специфическими материалами (клубки ниток, прищепки, скрепки, различные крупы, природный материал, пуговицы, бисер ит. д.).

Большое внимание мы уделили механической стимуляции подошвы ног детей. Ведь подошва стопы – это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами. С этой целью изготовили различные коврики, приобрели красочные трубчатые массажные дорожки.

Для конструктивной деятельности: настольный и напольный конструктор, который разделен на четыре основных цвета (этажерка на колесах).

Для развития мелкой моторики: шнуровка, мозаика, пристежки, проволока для сгибания и разгибания, коллекции ракушек, магнитов, кукол т.д.

Для музыкального развития: музыкальные инструменты – ложки, металлофоны, молоточки, магнитофон с фонотекой (детских песен). Игры с шумовыми коробочками (ребенок 3-х лет может найти самый громкий и самый тихий звук, расставить коробочки от громкого к тихому).

Для театрализованной деятельности: ширма настольная, фланелеграфе, маски-шапочки, плоскостные фигурки животных, людей.

Эффективность решения задач сенсорного воспитания во многом зависит от потенциала семьи, который возможен при партнерском общении педагогов и родителей.

С родителями воспитанников были проведены анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие», практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием участвуют в обогащении развивающей среды группы.

Самым ценным и значимым для нас стало эмоциональное отношение детей к заданиям. По данным наблюдений и отзывам педагогов, дети проявляют устойчивый интерес, в самостоятельной деятельности дети предпочитают игры с материалом в сенсорном центре (придумывали узоры из ниток, делали бусы из разноцветных скрепок, прикрепляли из прищепок ежику или елочке «иголочки» и т.д.) Дети стали внимательнее, усидчивее, что способствовало формированию произвольности поведения психических процессов.

Список литературы:

  1. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 96с.
  2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983. – 98с., ил.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М. «Просвещение», 1977
  4. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. Учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. -79с.
  5. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2010. -96с. (Ранний возраст).
  6. Пилюгина Э.Г. Игры — занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. -М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 120с.: илл.
  7. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2005. – 104с.
Просмотров: 795
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Тузова Елена Юрьевна. Презентация «Изготовление сенсорного дидактического материала для развития мелкой моторики детей младшего возраста»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Алексеева Светлана. Открытое занятие по сенсорному развитию детей раннего возраста «В гости к бабушке» для второй группы раннего возраста
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Куликова Елена Анатольевна. «Авторская дидактическая — развивающая игра «Сенсорная стенка» по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста»
  • Кулябина Гульнара Гарифулловна. Методические рекомендации для родителей по организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста 2-3 лет «Яблоня»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей раннего возраста
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическое пособие для развития сенсорных способностей детей раннего возраста «Тактильные дорожки»
  • Шевченко Ольга Николаевна. «Предметно – пространственная среда, как средство сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста»
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Петрова Оксана Васильевна. Влияние предметно-развивающей среды на социально-личностное развитие детей раннего возраста
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Руина Ольга Николаевна. Дидактический материал по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста своими руками (цвет, форма, величина)
  • Тельнова Анна Юрьевна. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь