Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста
Кудрявцева Татьяна Михайловна, воспитатель I кв. категории, МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления «Санаторный»
Все органы данные нам природой должны работать, а для этого нам необходима «пища»
А.М. Горький
Сегодня действительность диктует нам все новые, так необходимые в современной жизни, подходы к деятельности. Известно, что дети любят играть и мы взрослые, понимая и принимая эту особенность детской психологии, стараемся поддержать интерес ребенка к игре, помочь ему, играя создавать базовый уровень для дальнейшего развития.
Скачать конспект
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? Потому, что как раз сенсорномоторный уровень и есть та база для дальнейшего развития восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи.
Исследования, проведенные педагогами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. В чем причина? Размышляя на тему, пришли к выводу: в образовательном процессе этому уделялось недостаточное внимание. Тогда и возникла идея создания творческой группы, которая объединяла воспитателей, заинтересованных в решении проблемы. Чтобы определить содержание работы, проанализировали рекомендации программы «Детство» по данной проблеме. Пришли к выводу: развитие мелкой моторики и сенсорной культуры не является в программе приоритетным, оно
представлено кратко и в самых общих чертах.
Основные задачи сенсорного воспитания, которые необходимо было решить педагогическому коллективу:
- создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
- содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала;
- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
- составить и экспериментально проверить эффективность перспективного планирования комплексно-интегрированных игр, игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как средства гармоничного развития детей раннего возраста;
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
- принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.
Основными характеристиками развивающей среды в группе явилось:
- РАЗНООБРАЗИЕ: наличие всевозможного и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организация двигательной активности и другие.
- ДОСТУПНОСТЬ: т.е. расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
- ЭМОЦИОГЕННОСТЬ: обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекать внимание ребенка и вызывать у него положительные эмоции).
- ЗОНИРОВАНИЕ: построение не пересекающих друг с другом игровых центров (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста — играют не вместе, а рядом).
Благодаря правильно организованной среде получают развитие социальные эмоции ребенка. Предметно-пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.
Возникла необходимость внести изменения в предметно — развивающую среду групп. Пополнили центры специфическими материалами (клубки ниток, прищепки, скрепки, различные крупы, природный материал, пуговицы, бисер ит. д.).
Большое внимание мы уделили механической стимуляции подошвы ног детей. Ведь подошва стопы – это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами. С этой целью изготовили различные коврики, приобрели красочные трубчатые массажные дорожки.
Для конструктивной деятельности: настольный и напольный конструктор, который разделен на четыре основных цвета (этажерка на колесах).
Для развития мелкой моторики: шнуровка, мозаика, пристежки, проволока для сгибания и разгибания, коллекции ракушек, магнитов, кукол т.д.
Для музыкального развития: музыкальные инструменты – ложки, металлофоны, молоточки, магнитофон с фонотекой (детских песен). Игры с шумовыми коробочками (ребенок 3-х лет может найти самый громкий и самый тихий звук, расставить коробочки от громкого к тихому).
Для театрализованной деятельности: ширма настольная, фланелеграфе, маски-шапочки, плоскостные фигурки животных, людей.
Эффективность решения задач сенсорного воспитания во многом зависит от потенциала семьи, который возможен при партнерском общении педагогов и родителей.
С родителями воспитанников были проведены анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие», практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием участвуют в обогащении развивающей среды группы.
Самым ценным и значимым для нас стало эмоциональное отношение детей к заданиям. По данным наблюдений и отзывам педагогов, дети проявляют устойчивый интерес, в самостоятельной деятельности дети предпочитают игры с материалом в сенсорном центре (придумывали узоры из ниток, делали бусы из разноцветных скрепок, прикрепляли из прищепок ежику или елочке «иголочки» и т.д.) Дети стали внимательнее, усидчивее, что способствовало формированию произвольности поведения психических процессов.
Список литературы:
- Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 96с.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983. – 98с., ил.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М. «Просвещение», 1977
- Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. Учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. -79с.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2010. -96с. (Ранний возраст).
- Пилюгина Э.Г. Игры — занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. -М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 120с.: илл.
- Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2005. – 104с.
|