Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, я учитывала требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы, старалась сделать её разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить период пребывания детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, облегчить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребёнка, поэтому развивающая предметно – пространственная среда!
должна создавать условия для развития анализаторов.
Скачать презентацию
В моей группе развивающая предметно — пространственная среда разделена на примерные центры, которые должны быть созданы по образовательным областям в свете требований ФГОС для самостоятельной деятельности детей это:
Социально – коммуникативное развитие:
- центр ПДД
- центр сюжетно – ролевых игр.
Художественно – эстетическое развитие:
- центр ИЗО- деятельности
- центр музыкально – театрализованной деятельности
Речевое развитие:
Физическое развитие:
Познавательное развитие:
- учебный центр
- центр «Песок и вода»
- патриотический уголок
- мини – музей «Лошадки».
Конечно же, центр сенсорного развития, который является одним из самых любимых центров моих воспитанников.
Назвала я его трио — развивайка.
В нём собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, пирамидки.
Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов в своей работе я использую дидактические игры и пособия: «Сделай бусы», «Подарки из прищепок», «Сложи листик», «Волшебные палочки», «Шнуровки», дидактическое пособие «Бабочка», которое изготовила сама.
Игры на определение цвета: «Подбери по цвету», «Украсим варежку», «У кого какое платье», «Подбери пару», «Собери цветок», «Разложи фигуры по тарелочкам», «Воздушные шары», «Подбери куклам бусы» и т. д., игры на определения формы предмета: «Собери любой предмет», «Цветные квадраты», «Геометрик», «Волшебная мозаика»; игры на определения размера: «Матрёшки», «Шары», «Собери любой предмет».
Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорного развития. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Главный принцип в использовании игр — их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Закрепляю полученные знания детей на утренниках и музыкальных досугах.
Вся моя работа ведётся совместно с родителями. Родители – это первые помощники в моей работе. Мной были организованы консультации, семинары – практикумы, где родителей познакомила с приёмами ознакомления детей с сенсорными эталонами, рассказала о важности своевременного сенсорного воспитания, а также какая работа должна проводиться в семье. Оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующих сенсорному развитию. Показала взрослым, как играть с детьми в эти игры, рассказала какие игрушки и дидактические игры нужно приобретать в этом возрасте. Провела мастер- класс на тему: «Развиваем пальчики, развиваем мозг». Как при отдыхе и прогулке с детьми использовать различный подручный бросовый материал для развития мелкой моторики рук.
Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Я не останавливаюсь на достигнутом, в моих планах с переходом в среднюю группу, обогащать и насыщать предметно — пространственную среду, учитывая требования ФГОС.
|