Еникеева Людмила Николаевна. Предметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольника

Предметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольникаПредметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольника

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Окружающий дошкольника, мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

 

Скачтаь конспект

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи. должна учитывать возрастные особенностей детей.

Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.

Экспериментирование в дошкольном учреждении может быть организованно в трех основных формах: занятие, совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей.

Примерный алгоритм проведения занятия –экспериментирования

  • Предварительная работа – наблюдения, экскурсии, чтение, рассматривание иллюстраций и тд.
  • Определение типа, вида и тематики занятия.
  • Выбор цели, задач- познавательные, развивающие, воспитательные.
  • Игровой тренинг внимания, памяти, восприятия, мышления.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования
  • Предварительная исследовательская работа в мини – лаборатории.
  • Обобщение результатов наблюдения, подведение детей к самостоятельным выводам по результатам исследований.

Примерная структура занятия-экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи
  • Выбор оборудования
  • Уточнение правил безопасности
  • Уточнение плана исследования
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих
  • Анализ и обобщение полученных результатов

Материалы в уголке экспериментирования можно разделить на типы по способу применения:

Оборудование: защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.;

Объекты эксперимента: песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;

Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии (например, уголок экспериментирования в детском саду можно оснастить фотографиями снежинок, снятых крупным планом и имеющих разнообразную форму – от шестиугольной до сложной звездообразной; книгами познавательной тематики с иллюстрациями, например, «откуда берутся облака»), алгоритмы и схемы для уголка экспериментирования.

Уголок экспериментирования в младшей группе

В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста, задачей педагога является формирование элементарных обследовательских действий, сочетать показ с активными действиями ребенка.

Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:

  • О материалах- песок, глина. бумага, ткань.
  • О природных явлениях-ветер, снег, дождь..
  • О мире растений – способы выращивания (из семечка, листа), проращивание (лук, горох)
  • О способах исследования – как сделать салат, как заварить чай..
  • О предметном мире-одежда, обувь, мебель, игрушки…

Соответственно содержание экспериментального уголка в младшей группе

  • контейнеры с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли), крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч.), сахаром, солью
  • емкости разного размера, упаковки от киндер сюрприза, полиэтиленовые пакетики
  • песок, глина, вода

Уголок экспериментирования в средней группе

В средней группе основными задачами являются активное использование опыта игровой и практической деятельностью, группировка объектов по функциональным признакам (для чего посуда), классификация объектов.

Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:

  • О материалах- глина, дерево, металл, стекло, пластмасса.
  • О природных явлениях-времена года, явления погоды, объекты неживой природы- песок, вода, снег..
  • О мире животных и растений– как звери живут, условия необходимые для выращивания
  • О предметном мире
  • О геометрических эталонах – круг, прямоугольник, призма
  • О человеке – мои помощники (глаза, нос, рот…)

В уголок экспериментирования в средней группе добавляются песочные часы, лупа, зеркальца. Так же уголок экспериментирования можно разбить на центры, либо менять.

Центр «Песок-вода» -емкости разного размера, формочки, предметы из разных материалов.

Центр «Наука и природа» — природный материал, календари природы, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений.

Центр «Искусство» — разнообразная бумага, клей, кисточки, краски, трафареты, кусочки тканей. и т.д.

Центр «Кулинария» -мука, вода, сахар, соль, доски, терки, фартук, рецепты…

Центр «Литература» -книжки –самоделки, стиплер, дырокол, схемы, книги, журналы

Старший дошкольный возраст

Основными задачами является активное использование результатов исследований; классификация на основе сравнения.

Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:

  • О материалах — + керамика, фарфор, поролон, металл
  • О природных явлениях и времени- явления погоды, круговорот воды, движение солнца, части суток
  • Об агрегатных состояниях воды – вода-основа жизни, как образуется град, снег, туман, роса, радуга и т.д.
  • О мире растений- особенности, сравнение
  • О предметном мире- родовые и видовые признаки (транспорт грузовой, железнодорожный)
  • О геометрических эталонах-овал, ромб, конус, трапеция

В уголок экспериментирования старшего возраста добавляются: микроскоп, фонарики, магниты, линейки, можно дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл); контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями; схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, серии картин с изображением природных явлений, книги познавательного характера, атласы, энциклопедическая литература, коллекции «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камни», «Ракушки».

Просмотров: 755
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование в старшей группе по ФГОС Тема недели: «В мире все так интересно!» (экскурсии, наблюдения, экспериментирования с природными объектами (воздух, песок, вода), экспериментирование с предметам
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Гаврилова Александра Александровна. Конспект игры-экспериментирования во второй группе раннего возраста по теме «Ткань и бумага»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Заруцкая Айгуль Тасбулатовна. Из опыта работы «Предметно – пространственная развивающая среда в группе» Центр конструктивной деятельности
  • Завьялова Юлия Анатольевна. Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе На тему: «Жизнь растений»
  • Кочетова Наталья Борисовна. Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Симонова Татьяна Антоновна. Проект по экологии для детей раннего возраста «В мире целебных растений»
  • Морозова Елена Петровна. Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста
  • Федосеева И.П., Радостева О.А.. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Фруктово-ягодные краски».
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Кабарина Людмила Ивановна. Конспект занятия по по познавательно – исследовательской деятельности «Живая вода» для детей младшей группы
  • Наталия Анохина. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе «Металл, его качества и свойства»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»
  • Аккуратнова Ирина Васильевна. Необходимые условия для социально-эмоционального развития детей в детском саду.
  • Плотникова Людмила Михайловна. Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»
  • Береснева Ирина Степановна. Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
  • Набаранчук Светлана Борисовна Вдовенко Наталья Владимировна. Предметно-пространственная среда ДОО как условие формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Сергеева Ольга Владимировна. Непосредственная образовательная деятельность с элементами экспериментирования в средней группе. Тема: «Лёд»
  • Гурина Татьяна Федоровна, Фатыхова Марина Александровна, Тазетдинова Залифа Шарифьяновна. «Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  • Ярмонова Галина Ивановна. «Познавательно-исследовательская деятельность – как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Ахмедова Светлана Абдурахмановна. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
  • Кузьмина Вера Валерьевна,Чемпосова Юлия Викторовна. Совместная деятельность педагога с детьми с элементами игр-экспериментирования «Снеговички для зайчика»
  • Банку Джамиля Габдульхаковна. Предметно — пространственная среда – система материальных объектов деятельности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь