Предметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольника
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Окружающий дошкольника, мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Скачтаь конспект
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи. должна учитывать возрастные особенностей детей.
Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.
Экспериментирование в дошкольном учреждении может быть организованно в трех основных формах: занятие, совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей.
Примерный алгоритм проведения занятия –экспериментирования
- Предварительная работа – наблюдения, экскурсии, чтение, рассматривание иллюстраций и тд.
- Определение типа, вида и тематики занятия.
- Выбор цели, задач- познавательные, развивающие, воспитательные.
- Игровой тренинг внимания, памяти, восприятия, мышления.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования
- Предварительная исследовательская работа в мини – лаборатории.
- Обобщение результатов наблюдения, подведение детей к самостоятельным выводам по результатам исследований.
Примерная структура занятия-экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи
- Выбор оборудования
- Уточнение правил безопасности
- Уточнение плана исследования
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих
- Анализ и обобщение полученных результатов
Материалы в уголке экспериментирования можно разделить на типы по способу применения:
Оборудование: защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.;
Объекты эксперимента: песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;
Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии (например, уголок экспериментирования в детском саду можно оснастить фотографиями снежинок, снятых крупным планом и имеющих разнообразную форму – от шестиугольной до сложной звездообразной; книгами познавательной тематики с иллюстрациями, например, «откуда берутся облака»), алгоритмы и схемы для уголка экспериментирования.
Уголок экспериментирования в младшей группе
В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам. Наблюдение свойств различных предметов и веществ – наиболее доступная познавательная деятельность для детей этого возраста, задачей педагога является формирование элементарных обследовательских действий, сочетать показ с активными действиями ребенка.
Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:
- О материалах- песок, глина. бумага, ткань.
- О природных явлениях-ветер, снег, дождь..
- О мире растений – способы выращивания (из семечка, листа), проращивание (лук, горох) …
- О способах исследования – как сделать салат, как заварить чай..
- О предметном мире-одежда, обувь, мебель, игрушки…
Соответственно содержание экспериментального уголка в младшей группе
- контейнеры с семенами (тыквы, подсолнечника, кедрового ореха, фасоли), крупами (гречкой, рисом, манной крупой и проч.), сахаром, солью
- емкости разного размера, упаковки от киндер сюрприза, полиэтиленовые пакетики
- песок, глина, вода
Уголок экспериментирования в средней группе
В средней группе основными задачами являются активное использование опыта игровой и практической деятельностью, группировка объектов по функциональным признакам (для чего посуда), классификация объектов.
Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:
- О материалах- глина, дерево, металл, стекло, пластмасса.
- О природных явлениях-времена года, явления погоды, объекты неживой природы- песок, вода, снег..
- О мире животных и растений– как звери живут, условия необходимые для выращивания
- О предметном мире
- О геометрических эталонах – круг, прямоугольник, призма
- О человеке – мои помощники (глаза, нос, рот…)
В уголок экспериментирования в средней группе добавляются песочные часы, лупа, зеркальца. Так же уголок экспериментирования можно разбить на центры, либо менять.
Центр «Песок-вода» -емкости разного размера, формочки, предметы из разных материалов.
Центр «Наука и природа» — природный материал, календари природы, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений.
Центр «Искусство» — разнообразная бумага, клей, кисточки, краски, трафареты, кусочки тканей. и т.д.
Центр «Кулинария» -мука, вода, сахар, соль, доски, терки, фартук, рецепты…
Центр «Литература» -книжки –самоделки, стиплер, дырокол, схемы, книги, журналы
Старший дошкольный возраст
Основными задачами является активное использование результатов исследований; классификация на основе сравнения.
Основное содержание исследований предполагает формирование у детей представлений:
- О материалах — + керамика, фарфор, поролон, металл
- О природных явлениях и времени- явления погоды, круговорот воды, движение солнца, части суток
- Об агрегатных состояниях воды – вода-основа жизни, как образуется град, снег, туман, роса, радуга и т.д.
- О мире растений- особенности, сравнение
- О предметном мире- родовые и видовые признаки (транспорт грузовой, железнодорожный)
- О геометрических эталонах-овал, ромб, конус, трапеция
В уголок экспериментирования старшего возраста добавляются: микроскоп, фонарики, магниты, линейки, можно дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл); контейнеры с различными видами грунта – глиной, землей, песком, камнями; схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, серии картин с изображением природных явлений, книги познавательного характера, атласы, энциклопедическая литература, коллекции «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камни», «Ракушки».
|