Образовательная область: познавательное развитие
Цель: формировать у детей представления об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с качествами и свойствами льда (холодный, прозрачный, твёрдый, скользкий, в тепле тает).
Закрепить знания детей о зимних явлениях природы.
Продолжать формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования со льдом.
На основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.
Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно.
Предварительная работа: воспитатель и дети заранее замораживают воду в стаканчиках, наблюдая, что с ней происходит на морозе.
Материал и оборудование: подносы на каждого ребенка, кусочки льда, тазик, салфетки, сюжетные картинки про зиму, картинки по безопасности, игрушка Каркуша, магнитная доска или мольберты, банки с разноцветной водой.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Психогимнастика:
Воспитатель.
- Дети, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями.
Послушайте стихотворение:
Всё бело, бело, бело!
Много снегу намело!
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Воспитатель.
- Скажите, дети, про какое время года говорится в этом стихотворении?
Вопросы сопровождаются показом сюжетных картинок.
- Тепло или холодно зимой?
- Как выглядят зимой земля, растения?
- Как живут птицы и животные?
- Как одеваются зимой люди?
- Чем вам нравится зима?
- Давайте покажем, что нам нравится зимой.
Физкультминутка «Что нам нравится зимой?»:
Что вам нравится зимой?
Белые полянки.
А на горке снеговой -
Лыжи или санки.
Что вам нравится зимой?
Потеплей одеться.
В шубке теплой меховой
На морозе греться.
Воспитатель.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда давайте поиграем и загадки отгадаем.
Дидактическая игра «Загадки»:
Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (Снег)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов. (Лёд)
Покрутилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз. (Сосулька)
- Молодцы, все загадки отгадали! Скажите, пожалуйста, в какое время года всё это бывает? Правильно, зимой, а сейчас какое время года?
За дверью слышится «Кар – кар!».
- Что это за шум? Пойду посмотрю.
Воспитатель вносит Каркушу.
- Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел! Здравствуй, Каркуша! Что у тебя случилось?
Каркуша рассказывает, что она летела мимо детского сада, увидела возле окна стаканчик, захотелось ей водички попить, но ничего у нее не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв не сломала.
- Как вы думаете, ребята, почему у Каркуши не получилось напиться?
- Совершенно правильно, вода замерзла, стала льдом. Мы с вами знаем, что такое лёд, а Каркуша не знает. Давайте расскажем Каркуше про лёд, а она посидит, послушает.
Воспитатель приглашает детей к столам.
- Вот кусочки льда, которые мы вчера заморозили (кладёт лёд на подносы).
Эксперимент №1.
Дотроньтесь рукой до льда, какой он на ощупь: тёплый или холодный?
Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Да, лёд холодный.
Эксперимент№2.
Посмотрите на лёд. Что вы видите внутри? Почему виден камешек?
Правильно, лёд прозрачный.
Эксперимент №3.
Воспитатель предлагает надавить, сжать кусочек льда, постучать по нему.
Что можно сказать про лёд: твёрдый он или мягкий?
Вы правы, лёд твёрдый.
- Вытрите руки салфеткой. Мы играли со льдом, руки наши замерзли, давайте их согреем.
Пальчиковая гимнастика «Ладошки вверх, ладошки вниз»:
(Дети выполняют движения по тексту за воспитателем).
Ладошки вверх,
Ладошки вниз.
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
Потрите ладошки. Согрелись?
- Ребята, почему люди падают, когда наступают на лёд?
Давайте проверим.
Эксперимент № 4.
Проведите пальчиком по кусочку льда, подвигайте его по подносу: скользит или нет?
Да, лёд скользкий.
Эксперимент №5.
Дети, пока мы с вами играли с кусочками льда, у нас что-то появилось на подносе? Потрогайте. Возьмите лёд. Почему наши ладошки стали мокрыми?
Лёд в тепле начал таять. Значит, что такое лёд?
Правильно, лёд – это застывшая (замёрзшая) вода.
- Вытрите руки и пройдёмте на ковёр.
Воспитатель.
- Сегодня, ребята, мы рассказали Каркуше, что вода – волшебница умеет превращаться в лёд. А ещё вода превращается в туман, дождь, снежинки, град, росу, но о некоторых других превращениях воды вы узнаете позже.
Каркуша, не побоявшись, подлетела ко льду, а вот людям нужно осторожно обращать со льдом. Объясните, почему:
(ответы детей сопровождаются показом воспитателем картинок, которые затем выставляются на мольберт или магнитную доску)
- Лёд нельзя брать в рот, облизывать его.
Правильно, лёд холодный, можно заболеть.
- Нельзя бросаться льдом и толкаться на ледяной горке.
Да, лёд твердый, можно получить травму.
- Надо осторожно ходить по льду.
Да, лёд скользкий и можно упасть.
- Давайте вспомним стихотворение Валентина Берестова «Гололедица»:
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!
Индивидуальное и хоровое рассказывание стихотворения.
- Нельзя весной и в оттепель ходить по льду реки или пруда.
Лёд тает, можно провалиться в воду.
Воспитатель:
- Давайте ещё раз расскажем Каркуше про лёд.
Дети рассказывают Каркуше про лёд: он холодный, прозрачный, твёрдый, скользкий, в тепле тает и превращается в воду.
Каркуша благодарит детей за интересный и поучительный рассказ и улетает, чтобы рассказать другим птицам про лёд.
Воспитатель:
- Ребята, а как можно с помощью льда украсить наш участок?
Правильно, нужно добавить в воду краску, потом разлить цветную воду по формочкам и заморозить. Разноцветную воду мы сделали утром (показ банок с водой).
Давайте оденемся и пойдём делать цветные льдинки для украшения нашего участка.
|