Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Сабитовой Алсу Шикуровны
Актуальность и перспективность опыта
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность, этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности, является экспериментирование.
Экспериментирование позволяет на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Новизной данного опыта считаю комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризацию практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Целью моей работы является развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
Цель определила следующие задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями
- развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, высказывать свое мнение
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
- вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.
Условия формирования опыта.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко, мягкий — твёрдый и прочее).
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса в нашей группе, я пришла к выводу, что метод экспериментирования недостаточно используется в практической работе с детьми. Поэтому было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники старшей группы. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели. Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность.
Теоретическая база
Результаты современных психологических и педагогических исследований следующих ученых-психологов, педагогов — Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, И.Д. Зверева, В.В. Запоржца, И.Я. Лернера, А.И. Савенкова, Г.И. Щукиной и др. — показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако, такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Академик Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно-исследовательской деятельности. Он считает:
«экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее полноценнее он развивается.»
По мнению Н.Н. Поддьякова, «... в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.
Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) также рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи метода экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Технология опыта
В процессе работы, в зависимости от этапа, использовались следующие методы:
- Метод наблюдения. Он относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения
- Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом
- Элементарный метод – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
- Словесные методы обучения (рассказы воспитателя, рассказы детей; беседы).
Формы работы с детьми:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Работа по данной теме проводилась поэтапно:
1. Подготовительный этап.
На этом этапе я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении, выделила актуальность изучения данной проблемы.
Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был оборудован и оформлен «уголок для экспериментирования и исследовательской деятельности», в оснащении которого принимали участие родители. Материалы, находящиеся в «уголке», распределены по разделам.
Также на этом этапе я создала картотеку опытов и наблюдений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения, составила перспективный план работы, разработала конспекты занятий. Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.
2. Основной этап.
На этом этапе были проведены работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно – педагогическая работа с педагогами, родителями: консультации, анкетирование, беседы.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.
Так же учила детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Я стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
После каждого эксперимента я приучала детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
3. Заключительный этап.
На этом этапе я провела анализ результатов работы и пришла к выводу, что в процессе экспериментирования развивается познавательная активность детей и появляется интерес к исследовательской деятельности. Дети стали активно участвовать в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовать с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми. Расширился кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
Анализ результативности опыта
Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий.
Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.
При беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования.
Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.
Трудоемкость опыта
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы сталкиваемся с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами. Мы испытываем затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.
Адресность опыта
Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
|