(из опыта работы)
Воспитатель: Мальцева Фируза Николаевна МБДОУ № 8 детский сад «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области 2019 год
СЛАЙД 1
Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
Скачать презентацию
В Программе «От рождения до школы», которая является базовой частью ООП всех ДОУ района, коллекционирование упоминается в разделе «Культурно-досуговая деятельность», где в подразделе «Самостоятельная деятельность» в старшей группе ставится задача по созданию условий для развития индивидуальных способностей детей (наблюдения, экспериментирование, собирание коллекций и т.д.), в подготовительной – поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции и рассказывать о их содержимом, т.е. коллекционирование Программой рассматривается прежде всего как средство индивидуализации образования, ведь при коллекционировании ребенок руководствуется собственными желаниями, интересами и замыслами.
Но сегодня мы рассмотрим коллекционирование как средство развития любознательности и познавательной активности.
СЛАЙД 2
Выдающийся английский натуралист Чарльз Дарвин писал: «Для ребенка, что бы он ни собирал, гербарий или коллекцию машинок, это есть метод познания мира: в его разнообразии и в его взаимосвязях».
СЛАЙД 3 — 4
В дошкольном возрасте некоторые дети начинают собирать коллекции. Толчком к коллекционированию часто служит «мода» на те или иные предметы детской субкультуры. Например, ценностью в глазах детей могут выступать игрушки из шоколадных яиц, мультяшные герои из современных мультфильмов, машинки, магниты и др. Временные журналы для детей ( «Ледниковый период», «Насекомые и их знакомые» др.) также способствуют созданию детских коллекций, так как каждый номер журнала имеет приложение, включающее объекты коллекции по определенной тематике.
СЛАЙД 5
Собирая экспонаты коллекции, ребенок расширяет кругозор, осваивает первичные исследовательские навыки. В ходе коллекционирования у дошкольника развиваются познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умения выделять главное и второстепенное, комбинировать, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии.
Собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах своей коллекции.
Коллекционирование содействует позитивной социализации детей. Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению со сверстниками.
СЛАЙД 6
Цель исследовательской деятельности взрослого с детьми в направлении «Коллекционирование (классификационная работа)» заключается, по мнению Н.М. Коротковой, в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов). В связи с этим алгоритм деятельности может быть представлен определенным образом:
- Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки.
- Размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) — размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
СЛАЙД 7
Организуя деятельность по коллекционированию необходимо руководствоваться основными принципами его организации:
- Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку.
- Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
- Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
- Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации.
СЛАЙД 8 — 9
В течении 3 лет я работаю со старшими дошкольниками и стараюсь создавать условия для детского коллекционирования. Вся моя деятельность по пробуждению у детей интереса к коллекционированию и созданию условий проходит 3 этапа, на которых решаются определенные задачи.
1 этап – подготовительный. Задачи этого этапа -сбор информации для планирования дальнейшей деятельности, уточнение представлений воспитанников и их родителей о коллекционировании и его особенностях.
Чтобы поддерживать и направлять коллекционирование и познавательную деятельность у ребенка, помощь родителей просто необходима. Контингент детей и родителей меняется у меня каждые 2 года, то есть в старшую группу приходят воспитанники и их родители, с которыми необходимо знакомиться и получать информацию об увлечениях детей, запросах родителей в части образования своих детей.
Для привлечения родителей и детей к коллекционированию я для начала выясняю позиции отношения к данному виду деятельности через анкетирование и беседы с детьми. Результаты анкетирования показали, что в 80% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики и т.д.), 52% от общего числа опрошенных в настоящее время помогают детям в коллекционировании (открытки, машинки). В 67% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для хранения коллекций). Но есть семьи – 33%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им была предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
Среди воспитанников 100% (21 ребенок) детей были знакомы с понятием «коллекционирование» и имеют представление о нем в общих чертах, 52% (11 детей) занимаются коллекционированием вместе с родными, 52 % имеют личные коллекции, 0% (таких детей нет) ничего не слышали о коллекционировании.
На групповом сборе с детьми мы обсудили особенности коллекционирования, рассмотрели коллекции, которые собирали предыдущие воспитанники, решили, какие коллекции сможем продолжить собирать, какие новые темы для коллекций интересуют детей, кто может представить личную коллекцию.
СЛАЙД 10
После получения и анализа информации ставятся задачи следующего этапа, основного.
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми и родителями
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования
- формирование у детей бережного отношения к коллекции.
В группе есть уголок коллекционирования, где располагаются не только групповые, но и индивидуальные коллекции. Детям не только предоставляется возможность рассматривать объекты коллекций, искать информацию об объектах коллекции, но и создаются различные условия для пополнения коллекций, поиска черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиска возможных оснований для их группировки, оформления паспорта коллекции и пр.
СЛАЙД 11 — 12
Рассмотрим организацию совместной деятельности на примере одной из коллекции.
Мною часто используется такая форма работы как «Гость группы». Она всегда вызывает интерес у детей, расширяет их круг общения и кругозор.
Гостями группы бывают члены семей детей, сотрудники ДОУ, библиотеки, Дома ремесел.
С коллекцией календариков кошек и фигурок кошек гостем группы был старший воспитатель д/с Лебедева Г.Р. Она представила нам коллекцию своей дочери, рассказала об истории ее создания и попросила о помощи в размещении календариков в коллекции и создании паспорта коллекции.
СЛАЙД 13 – 14
Коллекция была оставлена в группе в уголке коллекционирования, там же размещены энциклопедии для детей из серии «Самая первая энциклопедия», «Домашние питомцы» и «Кошки». Детям было предоставлено несколько дней на рассматривание календариков и энциклопедий. Ребята определяли породу кошек, узнавали ее особенности, составляли рассказы и загадки про кошек с понравившегося календарика, придумывали клички и пр.
СЛАЙД 15
После нескольких дней активной деятельности прошло обсуждение вариантов классификации календариков. И детьми, и взрослыми были выдвинуты разные предложения, что брать за основу классификации – год выпуска календариков, породы котят и кошек, особенности оформления (с фотоизображением кошек, с рисунками кошек, со стилизированным изображением котят и пр.) Рассмотрев разные предложения, взяли за основу – год выпуска. Разместив календари в данной последовательности, перешли к оформлению паспорта коллекции: определили общее количество календариков и количество каждого года выпуска, соотнесли изображения кошек с породами, описанными в энциклопедии и т.д. В оформлении паспорта принимали участие дети – придумывали дизайн и содержание.
СЛАЙД 16
После оформления паспорта начали готовиться к приглашению в гости владельца коллекции. Решили организовать Праздник кошек, на котором вручить паспорт коллекции и рассказать о своих домашних животных. Для рассказа о своей кошке или коте ребенку пришлось определять его породу, особенности, создавать творческий продукт (рассказ, изображение и пр.). Некоторым детям предлагались индивидуальные задания (найти информацию и рассказать, чем может заболеть кошка и что делать, правила безопасности для кошек и пр.). Для детей была приятна благодарность владельца коллекции за созданный паспорт и организованный праздник.
СЛАЙД 17 — 20
После погружения детей и взрослых в тему коллекционирования, участие в пополнении или создании групповых коллекций, возрастает интерес детей к коллекционированию, а если он поощряется, то начинают возникать первые индивидуальные коллекции. Задача взрослых на этом этапе -- помощь ребенку в систематизации объектов коллекции.
СЛАЙД 21
Заключительный этап в основном (если дети до этого не увлекались коллекционированием) проходит в подготовительной к школе группе, когда организуются индивидуальные или групповые выставки коллекций и дети учатся делать их презентацию. Задача взрослого на этом этапе помочь ребенку подготовить презентацию до размещения коллекции в группе, для того чтобы она была интересна детям, и владелец коллекции чувствовал себя более уверенным.
СЛАЙД 22 — 27
За время моей работы мы с детьми создали такие групповые коллекции как коллекции открыток к различным праздникам, коллекции фантиков, календариков, бумаги, ткани, большую коллекцию пазлов и другие; устраивали выставки и презентации личных коллекций: коллекцию динозавров, ракушек, мультяшных героев, магнитов и другие. Ребята не просто приносили свои коллекции, но и с увлечением рассказывали и них: как появилась коллекция, почему стали собирать именно ее, интересные факты, рассказы.
СЛАЙД 28
Результатом коллекционирования стало не только расширение кругозора детей, но и формирование у детей способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. Дети стали демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступать с предложениями и новыми идеями, поэтому можно сделать вывод о том, что коллекционирование положительно повлияло на развитие познавательной активности.
Участие в выставках и презентациях коллекций повысило самооценку детей, подняло их авторитет у сверстников и активизировало общение между детьми.
СЛАЙД 29
ПРИХОДИТЕ В НАШУ ГРУППУ – САМИ ВСЕ УВИДИТЕ!
|