Пичкалёва Ирина Ивановна. Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возраста

Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возрастаПроизошедшие в настоящее время изменения в России (политические, экономические, социальные) привели к тому, что общество перешло от относительной стабильности предсказуемой фазы своей истории к динамической. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут приводить к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто наблюдаем в общественной и личной жизни. Перемены не могли оставить без изменений и систему дошкольного образования. В законе РФ «Об образовании»  определены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации… »

Следовательно, огромная ответственность ложится на тех, кто причастен к делу воспитания подрастающего поколения. И передо мной, как педагогом встала задача «завоевать» родителей, выполнив их социальный заказ и заказ государства, то есть воспитать детей,  которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, обладающих развитым чувством ответственности. А для этого, на мой взгляд, необходимо в детях развивать креативность.  Психолог Э. Фромм предлагает следующее определение понятия креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». По мнению ученых Л.С.Выготского,  А.Н. Леонтьева, Л.А.Венгер и других именно период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности. А расположенность к творчеству, как  указывает психолог Н.С. Лейтес,  является высшим проявление активности человека. В.С. Шубинский приводит перечень качеств творческой личности, среди которых важное место занимают: умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное. Все это происходит в процессе коллекционирования.
Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возрастаПочему коллекционирование?
Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску,
во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей,
в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.
В программе «Радуга» авторы обращают внимание педагогов на наличие в группе материалов активизирующих познавательную деятельность детей и необходимость создания коллекций. Но, к сожалению, в программе даны лишь примерные темы коллекций, а содержание деятельности и этапы работы  с детьми не раскрываются. Изучение опыта работы педагогов г. Владимира ДОУ №89, статьи Н. Рыжовой «Как стать коллекционером» помогли мне спланировать свою деятельность по организации коллекционирования.
Цель: развитие креативности у детей дошкольного возраста через коллекционирование
Задачи:

  • - создать условия для развития детского коллекционирования
  • - развивать любознательность и познавательную активность детей
  • - учить детей находить решения в нестандартных ситуациях
  • - способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста
  • - учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное

В работе  по организации коллекционирования опиралась на:  

  • - технологию  игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
  • - технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:

  • - личностно-ориентированного подхода;
  • - системности;
  • - доступности;

Вся работа проходила в три этапа:
1этап – адаптация приема коллекционирования:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
 -организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей
- привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей
Формы работы с детьми и родителями:
-анкетирование родителей
Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности
- консультация для родителей направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию
- встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада)
Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию
- посещение тематических выставок в художественном колледже и выставочном зале Художественного музея города
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире
- организация мини лаборатории в группе
Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения.
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов
Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации  
- индивидуальные беседы с детьми по интересам
Цель: поддержка и развитие детских интересов
-организация выставок коллекций детей в детском саду
Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций
Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, так собранные детьми  коллекции использовались и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по формированию математических представлений, и на занятиях по ИЗО деятельности и конструированию, ну и конечно  на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствовала развитию таких важных качеств  творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

 

Пичкалевой И. И.
воспитателя 1 кв. категории
МОУ «Начальная школа - детский сад №21»

Просмотров: 460
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Рычкова Ирина Борисовна. Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Егорова Елена Владимировна. Рекомендации по организации совместной деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Исаева Валентина Васильевна. Консультация для родителей «Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Бажина Евгения Петровна. Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-
  • Гераськина Марина Геннадьевна. Статья для родителей «Развитие у детей дошкольного возраста интереса к двигательной деятельности средствами нестандартного физкультурного оборудования»
  • Грачева Наталья Анатольевна. Опыт работы по развитию художественно-эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Шеина Людмила Ивановна. Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь