Бажина Евгения Петровна. Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведе

Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №208 Провела: Бажина Е. П., воспитатель Екатеринбург

Примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающиеся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях: рассказ Н. Носова «Мишкина каша» (Мишка с главным героем после рыбалки очень проголодались и решили сварить кашу, так как она быстро сварится, очень просто.

Мишка насыпал полную кастрюлю крупы и воды налил доверху, … «Стемнело. …Сидим и ждём, когда сварится, вдруг смотрю, крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет», — пишет автор от лица главного героя. Всем известно продолжение этого рассказа Н. Носова. Это нестандартная ситуация, в которой автоматизированное реагирование не срабатывает и включается механизм поисковой активности. Возникла проблема: дети не знают почему каша полезла из кастрюли? Что же случилось? Что же можно сделать, чтобы её побыстрее сварить и утолить голод? Как её сварить? И почему, наконец, каша сухая, хотя и было налито много воды, отчерпана каша в тарелки, и снова неоднократно долито воды.

В данной нетипичной и проблемной ситуации у персонажей включается механизм исследовательского поведения, поисковая активность ориентирована на изменение самой проблемной ситуации.

В этом рассказе главный признак нестандартной ситуации, пробуждающей поисковую активность, — объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами.

Мишка, уронив в колодец верёвку с ведром, пытается достать воду и при помощи лески и чайника, лески и кружки. И начерпали всё-таки воды в кастрюлю с кашей, и утолили жажду.

Интересно они доставали из колодца ведро и чайник: привязали к верёвке подкову, как крючок.

Поведение этих персонажей можно назвать исследовательским. Они разными способами пытались утолить пищевой рефлекс.

В другом рассказе Н. Носова «На горке» Котька Чижов ещё и экспериментировал, решая проблему: невозможность взобраться на горку ледяную снизу вверх в коньках – он посыпал горку песочком.

Этот персонаж с лёгкостью справился с нестандартной, проблемной ситуацией. Поисковая активность Котьки ориентирована на изменение самой проблемной ситуации. Экспериментирование Котьки не вписывается в принятые нормы поведения (это вредительство), хотя он и сам пострадал: свалился ( «бух носом»). Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию – функцию развития (и Котька сам понял, что по песку даже с горки не съехать, порекомендовал решение проблемы: «Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься». Понял, что поступил неправильно, исправил ошибку: засыпал песок на горке и это ему даже «понравилось, что он даже сбоку лопатой ступеньки проделал».

В данном рассказе поисковая активность ориентирована на изменение самой проблемы.

Следующий пример тоже из творчества Н.Н. Носова: «Витя Малеев в школе и дома».

Герои принимают нестандартные решения в разных ситуациях, этот рассказ по объёму большой: состоит из 21 главы.

Поисковая активность и экспериментирование Вити не всегда вписывается в принятые нормы поведения (например, Витя Малеев и Костя Шишкин без предупреждения решили выйти в «лошади» на сцену, без репетиций, предупредив только мальчика Ваню Пахомова, который выступал в роли витязя Руслана, да ещё «пошевелили» (потрясли ушами «лошади» в серьёзный момент); зато в процессе изготовления реквизита к спектаклю дети всё тщательно продумали: попросили сестру Вити Лику помочь сделать лошадь, так как по их представлению только девочки умеют шить. Дальше на пути изготовления опять проблемная ситуация: нет ткани, решили и эту проблему – нашли матрас, …- всё это исследовательское поведение, исследовательская активность проявляется у них в творчестве. А для человека – творчество – наиболее яркий вариант проявления исследовательского поведения. Исследовательский, творческий поиск важен для человека по меньшей мере с двух точек зрения: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска: Витя и Костя хотели выступить в спектакле, но их не взяли из-за плохой успеваемости, и им понравился сам процесс изготовления, хотели сделать пользу ( «ведь витязь как будет по сцене пешком ходить?»), и результат. Сделать лошадь-реквизит – это творчество и поучаствовать тоже. А главное у Вити была мотивация: папа придёт на спектакль, а его в спектакле нет! (поисковая активность персонажей не вписывается в принятые нормы поведения – обман Вити). Поисковая активность ориентирована на изменение самой проблемной ситуации. Нереализованная исследовательская активность ребёнка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности.

У персонажа Вити Малеева есть мотивация: он ставит перед собой цель, пытается её достичь любыми доступными способами и средствами, он непосредственен – это же ребёнок (чтобы взяли в баскетбольную команду, надо успевать в учёбе, а у Вити было плохо по математике. Он пытался научиться решать сам задачи, но не получалось, просил помощи у друга, но помощь заканчивалась игрой в шахматы, друг его уверял, что если он научится играть в шахматы, то и сможет при этом лучше решать задачки, Витя научился играть в шахматы, но задачки всё равно не получались, научил друга (порекомендовав ему почитать «шахматную книгу»), Ольга Николаевна ему сказала, что если будет бегать к папе за помощью в решении задачи или к другу, то так и не добьётся своей цели –не научится решать задачки самостоятельно, что нужно решать до тех пор самому, пока не получится, только так будет достигнута цель. «Если желание будет, то осилишь», — говорила Ольга Николаевна. Витя не хотел потерять авторитет младшей сестры – решил потренироваться на её задачках, но сперва сразу не мог решить задачку даже за третий класс, но потом добился своего – научился их решать, и за свой класс тоже, Витя постоянно помнил свою цель, стремился её достичь (очень интересно он тренировал силу воли с пирожным; пытался не ходить играть в любимый футбол, «но почему-то ноги сами его несли на поле», только дождь помогал; его поисковая активность ориентирована на изменение самой проблемной ситуации (сцена с «лошадью»; меняет своё отношение к проблемной ситуации (старается соблюдать режим дня – приходит к этому выводу сам в конце-концов, пытается себя контролировать). После изменения отношения к проблемной ситуации Витя стал всё успевать делать: и «даже в команду баскетбольную попал, успевал кататься на подаренных коньках», — так сказал мой шестилетний сынок.

Таким образом, на примерах, приведённых мной выше можно видеть, что механизм поисковой активности включается, когда возникает нестандартная, нетипичная или проблемная ситуация. Поисковая активность может быть ориентирована в двух направлениях: на изменение самой проблемной ситуации или своего отношения к ней.

Персонажи склонны к экспериментированию, способны принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Поведение персонажей можно назвать исследовательским. Поисковая активность и экспериментирование персонажей не всегда вписывается в принятые нормы поведения (животные действуют «методом проб и ошибок»: например сказка Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»; мотивация комаров – защитить «своё болото» от захватчика, мотивация медведя — защититься от комаров)

Не будет преувеличением сказать, что Витя Малеев стал любимым героем для нескольких поколений мальчишек и девчонок.

Приключения четвероклассников – Вити Малеева и его лучшего друга Кости Шишкина, их проказы и ошибки, горести и обиды, радости и победы – описаны Николаем Носовым настолько интересно и естественно, что любой читатель узнаёт в них себя. Однажды писателю пришло письмо от молодого человека, имя и фамилия которого полностью совпадали с героем носовского рассказа: «Я Витя Малеев. Как Вы узнали истории из моей жизни?..»

Действительно, связь поколений: я обнаружила, что мой пятилетний сыночка с увлечением слушает рассказы Н.Н. Носова, хотя многое ему не понятно было впервые слышать (например, про отряд, пришлось многое объяснять, как было раньше в школе в советские времена). Почти в семь лет, посещая курсы «Дошколёнок» мой сын Кирилл, слушая главы из рассказа, узнав от меня, что я буду делать контрольную работу и возьму этот рассказ, сказал что он «обучающий: учит выработке силы воли (например, «Витя тренировался на пирожном»), что Витя не успевал делать уроки из-за того, что нарушал режим дня: то ходил в футбол поиграть часик, полтора, то в шахматы. Заметил, что Витя не хотел опозориться перед сестрой Ликой, стал тренироваться решать задачки за третий класс, хотя он учится в четвёртом, что Витя вместе с другом Костей Шишкиным и сестрой Ликой вместе дружно пришли к решению как же и из чего можно сделать лошадь для спектакля ( «Они ведь сами красят», — сказал Кирюша), я его попросила перед прослушиванием обратить внимание на главные моменты рассказа (что в этом рассказе есть примеры, которые соответствуют теме моей контрольной работы): что должны быть проблемные ситуации, что герои должны найти решение из этих ситуаций, что возможно какие-то эксперименты встретятся (а они в детском саду знакомы с исследованием, делают эксперименты, выводы).

Просмотров: 601
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Тумашева Мария Петровна. Экономическая игра с решением проблемной ситуации.
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Баженова Татьяна Владимировна. Конспект познавательного занятия с использованием проблемной ситуации на тему: «В царстве лекарственных растений». (старший возраст)
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Что нужно для изготовления поделок
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Белякова Марина Вениаминовна. «Влияние игровой терапии на познавательную активность и регуляцию поведения дошкольников»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Мария Хорольская. Круглый стол Тема: «Двигательная активность-средство полноценного развития детей»
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Редактор. Оригами. Что это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь