Стреляева Евгения Владимировна. Архипцева Лариса Станиславовна. Взаимодействие с семьями воспитанников по созданию групповых коллекций в практике работы ДОУ

Взаимодействие с семьями воспитанников по созданию групповых коллекций в практике работы ДОУ

  • Стреляева Евгения Владимировна, воспитатель
  • Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецк, Кемеровская область

К коллекционированию можно подойти и с точки зрения получения знаний. Все это позволяет поддерживать познавательный интерес детей к миру в целом, что чрезвычайно важно для его дальнейшего развития, обучения.

Ключевые слова: дошкольники, коллекционирование, ценностно-ориентированная деятельность, самостоятельность, развитие ребенка.

Коллекционирование — это одно из древнейших увлечений человека — это великолепное хобби для людей всех возрастов, приносящее положительные эмоции, удовлетворение и расширяющее представления об окружающем мире. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

 

Скачать конспект

В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. А так же совместное коллекционирование способствует развитию взаимодействия детей и взрослых (как педагогов, так и родителей). Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять, и ведущая роль в этом принадлежит нам педагогам, создающим специальные педагогические условия. Полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого материала. В рамках партнерского взаимодействия с родителями наших воспитанников, мы выяснили, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве, а некоторые продолжают это занятие и сейчас и положительно относятся к коллекционированию.

Коллекционирование всегда сопровождается обсуждением значения и правил собирательства и организации разнообразной детской деятельности на основе ее использования, поэтому большую дискуссию вызвала тема выбора коллекции для наших малышей. Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек, а между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы, так же как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках, и это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими.

Немаловажным является тот фактор, что в игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль. Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть изменится ее вид, и конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка.

Основное в коллекционировании — систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

Собранный нами материал представлен реальными, осязаемыми объектами. Особое место занимают экспонаты кукол, сделанные своими руками из разного материала и выполненные в различной технике. Большую гордость и удовлетворенность результатами своего труда испытывают наши родители при проведении презентаций о каждой новой кукле нашей коллекции: подбор видеоматериалов о стране, из которой прибыла кукла; материалы о возникновении куклы (к примеру, кукла не сразу стала игрушкой — первобытные люди создавали изображения богов – кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее и уютнее); история самых красивыми и дорогих по цене «этнографических» кукол с фарфоровыми головками конца XIX века; разнообразие материала, из которого изготавливают кукол. Считается, что куклы из фарфора удивительно похожи на людей. Они коллекционные. Самая первая коллекционная кукла «родилась» в 1672 г. В Англии. Куклы из слоновой кости также коллекционные, поскольку изготовлялись из дорогого материала и требующего большого искусства и т.д.

Групповая коллекция наша общая гордость, это отличная тема для беседы, повод пригласить в гости всех желающих. Самооценка человека, владеющего чем-то уникальным, скорее всего, не окажется заниженной.

Любую коллекцию желательно хранить так, чтобы были хорошо видны все ее экземпляры, чтобы к коллекции был легкий доступ, можно было в любое время достать ее, перебрать, положить новые экземпляры или просто полюбоваться и показать гостям.

«Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним, использование в свободной самостоятельной деятельности в режиме дня ДОУ. Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с накопленным материалом. Дети с большим удовольствием выражают желание что-то делать с материалом коллекции.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования осуществляется:

  • в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время)
  • в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, занятия, проекты)
  • в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Коллекцию в целом и ее отдельные объекты используем в различных видах детской деятельности:

Познавательная деятельность

  • развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация)
  • развитие математических представлений
  • временные представления, счетные операции;
  • ознакомление с окружающим миром — расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций

Игровая деятельность

  • игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

Продуктивная деятельность

  • реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), оформление выставок коллекций;

Коммуникативная деятельность

  • тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;

Трудовая деятельность

при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд; Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;

Художественная деятельность

  • изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.)

Используем следующие формы работы с детьми: групповая (фронтальная); подгрупповая (небольшими группами по интересам); индивидуальная.;

Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых — педагогов и родителей. Ребенок имеет возможность ознакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких секретов, их открытий.

Список литературы

  1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» /Учебно-методическое пособие/ науч. Ред.: А. Г. Гогоберидзе. -СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2006. 6. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие. дошкольников. — М., 2001.
  3. Каспарова Ю.И. Что такое коллекционирование// Игра и дети. — №3. -2004. М., 1999.
  4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.
  5. Коллекционирование в детском саду как культурная практика. URL: https: //podrastu. ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu. html.
  6. Особенности коллекционирования в детском возрасте. URL: https: //podrastu. ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie. html.
  7. Прохорова Л.Н. «Воспитываем коллекционеров» М. 2006
  8. Рыжова Р.А. Как стать коллекционером// Игра и дети. — №4. — 2004
Просмотров: 335
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Пичкалёва Ирина Ивановна. Что такое коллекционирование?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Сорокина Галина Евгеньевна. Непосредственно образовательная деятельность. Игра – занятие во второй группе раннего возраста: расширение ориентировки в окружающем и развитие речи «В гости к бабушке в деревню».
  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Пичкалёва Ирина Ивановна. Коллекционирование, как одна из форм взаимодействия с родителями
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Алексеева Наталия Виталиевна. Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование математических представлений у детей с ТНР»
  • Юденко Валентина Николаевна. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Пичкалёва Ирина Ивановна. Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
  • Кузьминых Алевтина Егоровна. Непосредственно образовательная деятельность область «Познание» Формирование элементарных математических представлений Тема: «Приглашение Мудреца на математический карнавал»
  • Озерова С. В. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию представлений об объектах окружающего мира в старшей группе на тему: «Сохрани своё здоровье сам»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Харив Наталья Владимировна. Проект непосредственно образовательной деятельности «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь