- Стреляева Евгения Владимировна, воспитатель
- Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецк, Кемеровская область
К коллекционированию можно подойти и с точки зрения получения знаний. Все это позволяет поддерживать познавательный интерес детей к миру в целом, что чрезвычайно важно для его дальнейшего развития, обучения.
Ключевые слова: дошкольники, коллекционирование, ценностно-ориентированная деятельность, самостоятельность, развитие ребенка.
Коллекционирование — это одно из древнейших увлечений человека — это великолепное хобби для людей всех возрастов, приносящее положительные эмоции, удовлетворение и расширяющее представления об окружающем мире. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.
Скачать конспект
В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. А так же совместное коллекционирование способствует развитию взаимодействия детей и взрослых (как педагогов, так и родителей). Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять, и ведущая роль в этом принадлежит нам педагогам, создающим специальные педагогические условия. Полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого материала. В рамках партнерского взаимодействия с родителями наших воспитанников, мы выяснили, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве, а некоторые продолжают это занятие и сейчас и положительно относятся к коллекционированию.
Коллекционирование всегда сопровождается обсуждением значения и правил собирательства и организации разнообразной детской деятельности на основе ее использования, поэтому большую дискуссию вызвала тема выбора коллекции для наших малышей. Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек, а между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы, так же как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках, и это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими.
Немаловажным является тот фактор, что в игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль. Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть изменится ее вид, и конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка.
Основное в коллекционировании — систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.
Собранный нами материал представлен реальными, осязаемыми объектами. Особое место занимают экспонаты кукол, сделанные своими руками из разного материала и выполненные в различной технике. Большую гордость и удовлетворенность результатами своего труда испытывают наши родители при проведении презентаций о каждой новой кукле нашей коллекции: подбор видеоматериалов о стране, из которой прибыла кукла; материалы о возникновении куклы (к примеру, кукла не сразу стала игрушкой — первобытные люди создавали изображения богов – кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее и уютнее); история самых красивыми и дорогих по цене «этнографических» кукол с фарфоровыми головками конца XIX века; разнообразие материала, из которого изготавливают кукол. Считается, что куклы из фарфора удивительно похожи на людей. Они коллекционные. Самая первая коллекционная кукла «родилась» в 1672 г. В Англии. Куклы из слоновой кости также коллекционные, поскольку изготовлялись из дорогого материала и требующего большого искусства и т.д.
Групповая коллекция наша общая гордость, это отличная тема для беседы, повод пригласить в гости всех желающих. Самооценка человека, владеющего чем-то уникальным, скорее всего, не окажется заниженной.
Любую коллекцию желательно хранить так, чтобы были хорошо видны все ее экземпляры, чтобы к коллекции был легкий доступ, можно было в любое время достать ее, перебрать, положить новые экземпляры или просто полюбоваться и показать гостям.
«Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним, использование в свободной самостоятельной деятельности в режиме дня ДОУ. Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с накопленным материалом. Дети с большим удовольствием выражают желание что-то делать с материалом коллекции.
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования осуществляется:
- в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время)
- в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, занятия, проекты)
- в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).
Коллекцию в целом и ее отдельные объекты используем в различных видах детской деятельности:
Познавательная деятельность
- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация)
- развитие математических представлений
- временные представления, счетные операции;
- ознакомление с окружающим миром — расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций
Игровая деятельность
- игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;
Продуктивная деятельность
- реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), оформление выставок коллекций;
Коммуникативная деятельность
- тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
Трудовая деятельность
при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд; Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
Художественная деятельность
- изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.)
Используем следующие формы работы с детьми: групповая (фронтальная); подгрупповая (небольшими группами по интересам); индивидуальная.;
Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых — педагогов и родителей. Ребенок имеет возможность ознакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких секретов, их открытий.
Список литературы
- Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» /Учебно-методическое пособие/ науч. Ред.: А. Г. Гогоберидзе. -СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2006. 6. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие. дошкольников. — М., 2001.
- Каспарова Ю.И. Что такое коллекционирование// Игра и дети. — №3. -2004. М., 1999.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.
- Коллекционирование в детском саду как культурная практика. URL: https: //podrastu. ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu. html.
- Особенности коллекционирования в детском возрасте. URL: https: //podrastu. ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie. html.
- Прохорова Л.Н. «Воспитываем коллекционеров» М. 2006
- Рыжова Р.А. Как стать коллекционером// Игра и дети. — №4. — 2004
|