Подготовила: Прудникова С. Н.
Цель:
- познакомить детей с природным материалом — соломой, ее особенностями;
- учить мастерить старинные игрушки из соломы;
- формировать навыки работы с соломой;
- воспитывать доброту и искренность, трудолюбие и любознательность, чувства прекрасного.
- воспитывать детей на социокультурных традициях родного края.
Материал и инструменты: солома, цветные лоскутки, нитки или проволока, краски, ножницы, кисточка.
Ход:
-Ребята, я сегодня принесла необычные, интересные, красивые игрушки. Их можно увидеть только в музеях, в магазинах, где продаются игрушки ручной работы и делают мастера- умельцы. Такими игрушками вы не играли никогда. (Воспитатель показывает детям игрушки, сделанные из соломы).
Скачать конспект
-Как вы думаете из какого материала они сделаны? (солома).
- Где вы видели солому? (на полях, бабушка кормит корову, солому едят кролики).
- Правильно, но солома ещё является очень удобным и доступным материалом для ручной работы умельцев-мастеров (показать пучки очищенной соломы, дать возможность потрогать ее руками).
-Какая солома на ощупь? (гладкая поверхность, ярко-жёлтый цвет, вызвать желание работать с этим материалом).
-Хотите ли вы научиться делать игрушки из соломы?! Сегодня я научу вас делать куколку. Посмотрите внимательно как её можно сделать.
(На первом занятии воспитатель использует метод показа и анализа процесса изготовления игрушки. В дальнейшем на такого рода занятиях можно усложнить анализ, показывая детям сразу готовую игрушку, ее рисунок, схему).
Объяснение и показ как правильно делать поделку:
- -Игрушку выполняют из одного пучка соломы и проволоки. Для этого солому одинаковой длины собирают в пучок (не толще 4–6 см), сгибают пополам и, немного отступив от верхушки (приблизительно 2 см), пучок перехватывают несколько раз крепкой ниткой или тонкой медной проволокой — это голова.
- -Затем с обеих сторон пучка отделяют по небольшой его части соломинок для рук, концы обрезают и перетягивают ниткой.
- -Талию куклы перетягивают крепкой ниткой, а низ пучка расправляют — получается юбка.
- -Лицо куклы рисуют краской. (Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в зависимости от оформления куклы могут получаться разными: бабушка, девочка.
- -На голову этой куклы можно надеть шляпку (чашечка крупного желудя, колокольчик какого-либо цветка), повязать косынку, затем надеть платье, заплести косу, дать в руки корзиночку. Фартук куклы-девочки лучше сделать коротеньким и более яркой расцветки.
-Сама кукла должна выглядеть тоньше по сравнению с куклой-бабушкой.
-Кукла-бабушка (рис. 40) повязана платочком, на ней длинный фартук из неяркой материи.
-Эту куклу надо делать из более толстого пучка соломы, чем куклу-девочку.
6. Для крепления (перевязывания) частей — шеи, рук, талии — можно использовать солому (или липовые мочала) с пропущенной через нее проволокой.
(После того как дети усвоят последовательность изготовления игрушки, они приступают к работе обращая внимание на схемы).
В ходе работы воспитатель уточняет отдельные этапы процесса труда, помогает детям собирать солому в пучки, чтобы все соломинки прилегали одна к другой.
Наиболее сложный этап работы — отделение соломы от общего пучка для рук, перетягивание ее ниткой (проволокой) для изготовления головы, туловища.
(Здесь воспитатель может использовать метод пассивных движений. Кроме того, он организует взаимопомощь детей при стягивании ниткой пучка соломы. Это дает возможность каждому добиться желаемого результата). Когда кукла будет готова можно спросить: — «Вам понравилось быть творцами – мастерами?! Надеюсь вы изготовите ещё не одну соломенную куклу, даже кому-то в подарок».
-В итоге нашей работы хочется прочитать стихотворение А.Тарханова:
Вырастут в поле и рожь и пшеница. Их обмолотят — соломка родится. Руки коснутся её золотые, И появляются словно живые,
Смелый наездник и конь златогривый, Гордый олень и теленок бодливый, Парень веселый с гармошкой, жар-птица И с золотою короной девица.
Вот ведь какая она непростая. Эта соломка, совсем как живая. В руки возьмет лишь её мастерица – Сразу она в чудеса превратится!
Готовые поделки анализируются и оцениваются. Можно организовать выставку в группе и пригласить других детей. Так же необходимо отметить тех детей, которые помогали товарищам во время работы.
В дальнейшем сами дошкольники собирают солому во время экскурсии на поле после уборки урожая.
|