Для аппликаций применяют соломенные ленты, которые вам прейдеться заранее приготовить. Ленты можно получить двумя способами: горячим и холодным.
Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент - выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60-80 оС и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.
Холодный способ. Разрезать соломины вдолль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.
Иногда вам может потребоваться более темный или более светлый цвет соломы. Которые отсутствуют в имеющихся естественных оттенков, таких как: желтоватый, зеленоватый, сероватый, сиреневый, розовый и другие. Для этого применяют тонирование соломы.
Коричневые и темно коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом.
Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатели (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить.
Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии розоватый оттенки. Для окраски соломы в яркие тона - красный, синий и др. - применяются анилиновые красители, которыми красят ткани. Для окраски соломы можно применять и морилку.
Подготовка к занятию. Подготовка будет включать следующие пункты:
Для начала выберете просторное, хорошо освещенное место, где вам будет удобно расположить достаточное количество предметов. Не желательно комнатное освещение, соломка будет давать блик, и вы не сможете подобрать нужные вам цвета.
1. Занятие предполагает наличие клея (обычно используется клей ПВА, т.к. он не оставляет после себя каких-либо заметных следов, то есть почта прозрачный после высыхания), поэтому желательно рабочее место застелить бумагой, для предохранения ваших столов.
2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не более миллиметра) полочка или спица для нанесения малого объема клея.
3. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей. И вообще это не заменимая ни чем принадлежность и руки остаются чистыми от клея.
4. Ножницы - желательны не тугие и с прямыми концами. Также могут понадобиться и полукруглые ножницы.
5. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.
6. Калька для приклеивания соломенных лент.
7. Последний, но очень важный пункт. Для фона вам потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым или подобрать подходящий лист шпона.
Кроме всего этого оборудования вам понадобятся альбомы, с цветными и простыми карандашами. В альбомах делаются записи, зарисовки, наклейки и все то что необходимо вам для последующих работ.
Аппликации простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации. В эскизе вам надо нанести линии, по которым будут наклеиваться соломины.
С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия). При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Но вам придется придерживать некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.
Самое сложное в аппликации из соломы - это наклеивание соломенных лент. До наклеивания их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т.д. Затем разрезают их на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения, например: листок, разрезают его по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.
Далее вам понадобиться достаточно большой груз, под которым высушивают части аппликации.
Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.
Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют все ли так как надо или хотелось. Далее если вам все понравилось, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.
В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов выжиганием.
Аппликации из соломы, помещенные под стекло и окантованные, долго сохраняются.
Автор: Галина Дудина
|