Мастер-класс по развитию творческого воображения. Занятие аппликации ко Дню матери «Цветы с вазой»
Цель:
- Познакомить детей с нетрадиционными материалами.
- Развивать у детей фантазию и творчество средствами занятий из нетрадиционного материала
- Воспитывать эстетический вкус, интерес к качественному конечному результату.
- Продолжать детей экономично и аккуратно пользоваться имеющимися под рукой материалами.
- Воспитывать бережное отношение ко всем материалам, формировать умение пользоваться с бросовым материалом.
Педагогическая и психологическая наука с каждым годом развивается, совершенствуя приемы обучения детей творческому воображению. Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта посредством новых сочетаний и соотношений, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является ядром творческой деятельности. Оно поддерживает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представление памяти, обеспечивает создание нового. Мир культуры – все это и является продуктом творческого воображения.
Скачать: Мастер-класс по развитию творческого воображения. Занятие аппликации ко Дню матери «Цветы с вазой» (мастер-класс)
В психической жизни дошкольника величавую роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется столь эффектно и интенсивно, что многие психологи рассматривали ее как изначально заданную детскую способность, которая с годами утрачивает свою силу.
Значительная масса исследователей отмечает, что в дошкольный период начинается формирование личности ребенка. В данный период у детей возникают личностные новообразования, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения. Именно в этом возрасте впрягаются основы будущей личности.
Для осуществления воспитания средствами искусства воспитатели детских садов призваны повышать свою эстетическую культуру. Наряду с другими искусствами – музыкой, литературой, театром – большущее воспитательное значение имеет изобразительное искусство.
Для создания образов в рисунке, лепке и аппликации нужно не только развитие эстетического восприятия и чувств, но и формирование у детей ясных, полных представлений о предметах, которые они видели ранее.
В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: что думает о предмете, у него начинаются какие-то переживания с этим предметом. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время и в разных обстоятельствах. Из всего этого, воображение ребенка создает образ, которой он и выражает. Формирование у детей ясных и глубоких представлений и способности перерабатывать их при содействии воображения – одна из эстетических задач воспитания.
Воспитатель предлагает детям такое содержание рисунка и аппликации, чтобы началась необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Весьма важно также, чтобы предложенное содержание было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше. Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее воображать и глубже чувствовать». Нужно овладеть известным мастерством в выборе цвета и составлении оттенков, научиться получать разные оттенки одного цвета путем смешивания разных красок. Для работы с цветом необходимо знание цветового спектра и порядка его построения: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Основные цвета – красный, желтый, синий; промежуточные – оранжевый, зеленый, фиолетовый – получаются путем смешивания основных – красный+ синий=фиолетовый, красный+желтый= оранжевый; синий+желтый=зеленый. Все цвета спектра имеются в красках в готовом виде. Так же получаются промежуточные оттенки цветового спектра: сине-зеленый, желто-зеленый. Цвета спектра делятся на теплые и холодные. Холодные – это синий, голубой, фиолетовый. Теплые – красный, оранжевый, желтый. Все цвета спектра принято называть хроматическими, белый, черный, все тона серого – ахроматическими. Ахроматические цвета дают богатство тоновых отношений, которое надо использовать при рисовании. Составляя цветовую композицию работы, надо исходить из содержания и замысла. Дети воспроизводят в рисунке и аппликации то, что они восприняли ранее и чем они уже знакомы. Дети создают рисунки и другие работы по представлению и по памяти. Наличие таких представлений дает пищу работе воображения. О многом дети узнает из рассказов, из художественной литературы.
Воспитатель потихоньку воспитывает у детей способности творческого воображения. Обучение на общегрупповых занятиях содействуют воспитанию ценных качеств личности – усидчивости, внимательности, наблюдательности, выдержки, самостоятельности и активности, которых можно объединить в общую способность – заниматься, учиться и воображать.
Конспект занятия – аппликация «Цветы с вазой» с детьми подготовительной к школе группы.
Цель:
Выявить уровень творческого потенциала детей дошкольного возраста, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей.
Для этого занятия подготавливается несколько ваз простой формы, различной величины, в основе который может быть шар, цилиндр, или же сочетание двух форм шара с цилиндром и т.д. Соответственно окраске ваз, подбираем карандашную стружку нужного цвета.
Все подготовленные вазы ставятся на стенд на возвышенном месте.
Обращаясь к детям, воспитатель говорит о том, что скоро у нас праздник Мамин день.
Сейчас мы сами будем сделать вот такие красивые цветы и будем ставить их на подготовленные нами вазы. Ознакомимся сначала образцом закручивания карандашной стружки, вырезания лепестков, способом наклеивания.
Подготовить цветную бумагу, клей, кисти, тряпки, подкладки, проволоку и чуть-чуть пластилина разных цветов.
Берем проволоку и заворачиваем цветной бумагой так, чтобы получился стебель, наклеиваем один конец.
Сейчас нужно будет нам осторожно закручивать стружку для цветка. (Подготовить таким образом 5-7 цветков).
Далее будем из цветной бумаги вырезать листочки. Показать детям, как вымазывать клеем и наклеивать один за другим листочки, во время занятия называть цвета и считать, сколько мы уже наклеили. В процессе выполнения работы следует напомнить также о том, что клеить надо не весь листочек, а только один край листочка.
Вставляем готовые цветочки в подготовленные вазы.
Вот наш подарок готов!
В процессе работы нужно стараться постепенно подходить к формированию у детей умений творчески комбинировать разнообразные события и создавать в итоге новый сюжет. В ходе работы научить детей определять содержание аппликации; дружно и фантазируя, творчески выполнять задание; устанавливать взаимосвязь между разными предметами, в конечном итоге радоваться результатами коллективной деятельности. В окончании из выполненных работ сделать цветочную композицию. На дневное время оставлять их в групповой комнате, а в конце рабочего дня подарить их нашим любимым мамам.
|