Курашова Анастасия Константиновна. Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник

Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник

Курашова Анастасия Константиновна, воспитатель МОУ «Тавровская СОШ Белгородского района Белгородской области»

Проблемы формирования выразительности изображения в художественном творчестве у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования обусловлены следующими обстоятельствами:

  • заинтересованность к обучению детской изодеятельности
  • зависимость развития выразительности изображения от владения ребенком доступными художественными техниками изображения.

Однако, надо отметить, что до недавнего времени обучение детей рисованию являлось только как «усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений» [2, с. 37]. Надо иметь ввиду, к сожалению, что многообразие нетрадиционных техник рисования, до сегодняшнего времени не изучалось на предмет их применения в дошкольном рисовании в виде вспомогательных средств повышения эффективности сформированности выразительности образов.

 

Формулировка и решение обозначенной проблемы, на наш взгляд, требует ее обоснования в нескольких векторах:

  • разнообразие нетрадиционных техник в изодеятельности и их важность в создании выразительности художественных образов
  • формирование выразительности образа в детском художественном творчестве посредством нетрадиционных техник рисования.

Надо отметить, что анализ процесса рисования доказывает, что для воссоздания желаемого образа в изображениях желательно еще и умение выразить свой замысел в уникальной форме. Исходя из этого, Т.С. Комарова указывает на один из возможных путей увеличения эффективности при развитии выразительности художественных образов в детских изображениях. Она отмечает, что «нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни» [2, с. 8].

Делая в своих исследованиях упор на формирование моторных действий, необходимых для изодеятельности, Т.С. Комарова, в то же время, обращает внимание на тот факт, что надо «включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств» [2, c. 10].

Эту же позицию поддерживают и исследования Т.А. Цквитария, результаты чего показали, что «применение всевозможных художественных материалов приводит к активизации их творческих способностей» [4, с. 25].

На наш взгляд, стоит концентрировать внимание на том, что в процессе формирования выразительности художественного образа в детской изодеятельности посредством нетрадиционных техник будет эффективнее теоретически обосновать важность использования нетрадиционных техник рисования.

Необходимо разработать прикладные методики ознакомления дошкольников с различными нетрадиционными техниками рисования, так как отмечалось выше, недостаточно внимания уделялось методам и приемам нетрадиционного рисования. Кроме того, надо учитывать и возрастные особенности дошкольников (физиологическое и психологическое развитие согласного каждому возрастному периоду).

Использование нетрадиционной техники рисования проявляется в рисунках старших дошкольников как форма выражения желаемого образа, то есть образа, в котором проступают эмоциональные чувства, художественные знания и умения детей.

Овладение нетрадиционной техникой рисования будет способствовать повышению эффективности в формировании выразительности художественных образов в изображениях старших дошкольников. Также это благотворно скажется на поддержании эмоционально-положительного отношения детей к изодеятельности и способствовать реализации потребностей дошкольников в индивидуальном художественном выражении.

Подбор и последовательность внедрения нетрадиционных техник рисования в деятельность дошкольного учреждения базируется на факте, что овладение каждым способом и методом нетрадиционного рисования считается пропедевтическим этапом в освоении более усложненных художественно-эстетических.

В ходе освоения старшими дошкольниками нетрадиционных техник рисования реализуются следующие условия:

  • доступность нетрадиционных техник рисования, предлагаемых к усвоению
  • использование различных форм занятий и мероприятий (занятия, которые основаны на интеграции различных видов деятельности; коллективные работы; организация совместных выставок детьми и родителями)
  • использование разнообразного иллюстративного материала, который в полной мере демонстрирует особенности каждой нетрадиционной техники рисования
  • создание эффективно и положительно воздействующей предметно-пространственной среды
  • наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.

Нетрадиционные техники рисования выступают как эффективное средство освоения старшими дошкольниками выразительно-художественных средств воссоздания художественно-выразительного образа, а также композиционных закономерностей и цветовой гаммы, помогут повысить уровни выразительности художественных образов в детском рисовании.

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. ХIV международной науч. -практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. – 494 с.
  2. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2005. – 136 с.
  3. Лукашова, А.А. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник / Дис. … канд. пед. наук / А.А. Лукашова. – М., 2007. – 179 с.
  4. Цквитария, Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ / Т.А. Цквитария. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 235 с.
Просмотров: 597
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Азизова Гульнар Ильдаровна. КОНСПЕКТ НОД ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАГАДОЧНЫЕ СТРУЙКИ»
  • Чеглокова Любовь Владимировна. Развитие художественно творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования
  • Ведениктова Ирина Александровна. Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников»
  • Кириллова Анна Валерьевна. «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками с ОВЗ»
  • Присяжнюк Елена Александровна. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей с синдромом Дауна
  • Холодкова Ирина Петровна. Конспект логопедического занятия с использованием нетрадиционных техник рисования «Осень»
  • Бойцова Татьяна Ивановна. Проект по освоению нетрадиционных техник рисования у детей раннего дошкольного возраста «Маленькими ручками – целый мир»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому воспитанию с помощь нетрадиционных техник рисования на тему: «Поздняя осень»
  • Максимец Наталья Юрьевна, Кожевникова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных техник в изодеятельности как средство художественно-творческого развития младших дошкольников»
  • Верещагина Татьяна Васильевна. «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Смолина Ольга Валентиновна. МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности, посредством применением нетрадиционных методов и приёмов рисования».
  • Языкова Ирина Анатольевна. Из опыта работы: «Природа в детском рисунке с использование нетрадиционных форм рисования» (Изоэкология).
  • Колесникова Людмила Александровна. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.
  • Иванова Севиль Тимуровна. Конспект открытого занятия по одной из нетрадиционной техник рисования (рисование пипеткой) с детьми второй группы раннего возраста «Поиграй со мною, тучка!».
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Корчагина Юлия Леонидовна. «Развитие мелкой моторики рук дошкольников, посредством использования нетрадиционной техники рисования».
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Бутюгина Оксана Александровна. Мастер — класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗО деятельности»
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики при помощи нетрадиционных методов рисования.
  • Хайруллина Гульназ Радисовна. Творческая ИЗО деятельность во второй младшей группе с использованием современных техник рисования по теме «Овощи — дары осени».
  • Карасева Нина Сергеевна. «Формирование развития цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»
  • Колчина Юлия Николаевна. Организация образовательной деятельности по экологии с использованием нетрадиционных предметов рисования в средней группе «Как звери готовятся к зиме»
  • Гаврилова Ксения Николаевна. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Коткина Галина Сергеевна. Методическая разработка занятия по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов рисования «Чудесные превращения».
  • Слободенко Валентина Германовна. Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Маева Елена Евгеньевна. «Использование нетрадиционной техники рисования в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности»
  • Климина Оксана Владимировна. Творческий проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
  • Мурашова Лариса Максимовна. Использование нетрадиционной техники рисования «пуантилизм» на занятиях с детьми дошкольного возраста
  • Ильиных Мария Юрьевна. Занятие в старшей группе по рисованию с использованием нетрадиционных методов рисования «Снегири на ветках»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь