Курашова Анастасия Константиновна, воспитатель МОУ «Тавровская СОШ Белгородского района Белгородской области»
Проблемы формирования выразительности изображения в художественном творчестве у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования обусловлены следующими обстоятельствами:
- заинтересованность к обучению детской изодеятельности
- зависимость развития выразительности изображения от владения ребенком доступными художественными техниками изображения.
Однако, надо отметить, что до недавнего времени обучение детей рисованию являлось только как «усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений» [2, с. 37]. Надо иметь ввиду, к сожалению, что многообразие нетрадиционных техник рисования, до сегодняшнего времени не изучалось на предмет их применения в дошкольном рисовании в виде вспомогательных средств повышения эффективности сформированности выразительности образов.
Формулировка и решение обозначенной проблемы, на наш взгляд, требует ее обоснования в нескольких векторах:
- разнообразие нетрадиционных техник в изодеятельности и их важность в создании выразительности художественных образов
- формирование выразительности образа в детском художественном творчестве посредством нетрадиционных техник рисования.
Надо отметить, что анализ процесса рисования доказывает, что для воссоздания желаемого образа в изображениях желательно еще и умение выразить свой замысел в уникальной форме. Исходя из этого, Т.С. Комарова указывает на один из возможных путей увеличения эффективности при развитии выразительности художественных образов в детских изображениях. Она отмечает, что «нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни» [2, с. 8].
Делая в своих исследованиях упор на формирование моторных действий, необходимых для изодеятельности, Т.С. Комарова, в то же время, обращает внимание на тот факт, что надо «включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств» [2, c. 10].
Эту же позицию поддерживают и исследования Т.А. Цквитария, результаты чего показали, что «применение всевозможных художественных материалов приводит к активизации их творческих способностей» [4, с. 25].
На наш взгляд, стоит концентрировать внимание на том, что в процессе формирования выразительности художественного образа в детской изодеятельности посредством нетрадиционных техник будет эффективнее теоретически обосновать важность использования нетрадиционных техник рисования.
Необходимо разработать прикладные методики ознакомления дошкольников с различными нетрадиционными техниками рисования, так как отмечалось выше, недостаточно внимания уделялось методам и приемам нетрадиционного рисования. Кроме того, надо учитывать и возрастные особенности дошкольников (физиологическое и психологическое развитие согласного каждому возрастному периоду).
Использование нетрадиционной техники рисования проявляется в рисунках старших дошкольников как форма выражения желаемого образа, то есть образа, в котором проступают эмоциональные чувства, художественные знания и умения детей.
Овладение нетрадиционной техникой рисования будет способствовать повышению эффективности в формировании выразительности художественных образов в изображениях старших дошкольников. Также это благотворно скажется на поддержании эмоционально-положительного отношения детей к изодеятельности и способствовать реализации потребностей дошкольников в индивидуальном художественном выражении.
Подбор и последовательность внедрения нетрадиционных техник рисования в деятельность дошкольного учреждения базируется на факте, что овладение каждым способом и методом нетрадиционного рисования считается пропедевтическим этапом в освоении более усложненных художественно-эстетических.
В ходе освоения старшими дошкольниками нетрадиционных техник рисования реализуются следующие условия:
- доступность нетрадиционных техник рисования, предлагаемых к усвоению
- использование различных форм занятий и мероприятий (занятия, которые основаны на интеграции различных видов деятельности; коллективные работы; организация совместных выставок детьми и родителями)
- использование разнообразного иллюстративного материала, который в полной мере демонстрирует особенности каждой нетрадиционной техники рисования
- создание эффективно и положительно воздействующей предметно-пространственной среды
- наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.
Нетрадиционные техники рисования выступают как эффективное средство освоения старшими дошкольниками выразительно-художественных средств воссоздания художественно-выразительного образа, а также композиционных закономерностей и цветовой гаммы, помогут повысить уровни выразительности художественных образов в детском рисовании.
Список литературы:
- Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. ХIV международной науч. -практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. – 494 с.
- Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2005. – 136 с.
- Лукашова, А.А. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник / Дис. … канд. пед. наук / А.А. Лукашова. – М., 2007. – 179 с.
- Цквитария, Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ / Т.А. Цквитария. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 235 с.
|