Секция «Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка»
Максимец Наталья Юрьевна, Кожевникова Ирина Владимировна, воспитатели, МАДОУ № 19г. Мурманск
Актуальность. В ребенке необходимо развивать чувство красоты. От нашего воспитания зависит, какой, богатой или бедной будет духовная жизнь ребенка. Если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в создании красоты, то у ребенка формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию и лепке, мы использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование и лепка доставляют детям множество положительных эмоций. Эмоции, как известно – это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка.
Цель нашей работы: создать условия для формирования художественного развития младших дошкольников посредством изодеятельности с использованием в работе интересной и необычной техники, неизвестного материала.
Задачи, которые мы решаем:
- познакомить с различными техниками изображения, развивать интерес к ним;
- сформировать элементарные навыки и умения в изодеятельности;
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- воспитывать чувство прекрасного.
Свою работу строим на следующих принципах:
Принцип поэтапности – это плавное «погружение» в нетрадиционную изодеятельность. Это самый ответственный принцип.
Скачать конспект
Принцип динамичности – от самого простого – освоения навыка – до заключительного, максимально сложного – проявления творчества.
Принцип сравнений – помогает развитию самой способности к ассоциативному, творческому мышлению.
Принцип выбора – ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.
Формы работы по изодеятельности. Навыки детей в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками складываются в результате систематических занятий. Такие занятия мы проводим два раза в месяц с подгруппой или индивидуальной формой организации (в зависимости от этапа освоения техникой). Обучение детей нетрадиционным техникам рисования проходит по разработанному нами перспективному плану. Все темы, входящие в планирование, изменяются по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных изобразительных техник. Занятия организуем в форме игры, либо они содержат игровую ситуацию и действия. Во избежание нарушения осанки строго следим за посадкой детей во время занятий. Самостоятельную деятельность детей организуем в «изоуголке» с доступными материалами и оборудованием (учитывая возрастные особенности, для детей нашей группы доступны карандаши, краски, трафареты, штемпельные подушки со штампами, разнообразные раскраски).
Дидактические игры, которые мы используем. Игры, направленные на сенсорное развитие, на произвольное запоминание цветов и цветовых оттенков, на развитие мелкой моторики рук, игры на ассоциации.
Виды нетрадиционной изодеятельности. Рисовать можно чем угодно. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование пальчиками и ладошками. Этот способ рисования дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом. Способ рисования «тычком» из поролона, жесткой полусухой кистью, ватной палочкой поражает «объемными» формами. Хороша техника нетрадиционного рисования с помощью штампа. При этом используются деревянные геометрические фигурки (кубики, цилиндры и др., овощи, из которых вырезаются формы для печатания). Различные деревянные игрушки с плоскими поверхностями.
Для лепки мы используем нетрадиционные методы, которые подходят для работы с маленькими детьми. Это изготовление пластиковых картинок, специально подготовленного картона, покрытого цветной пленкой или пластиком; создание на них сюжетных картинок приемом размазывания и надавливания, а также вдавливания различных предметов и материалов в пластиковую основу. Сюжеты поделок используются самые разные, близкие и понятные маленьким детям. Сюжетную картинку можно создавать в несколько этапов в течение нескольких занятий. Например, при создании композиции «Аквариум» на одном занятии дети изображают водные растения (прием размазывания), на следующем – камешки на дне (прием скатывания и надавливания), затем дополняют изображением рыбок, воздушных пузырей, улиток, при этом проговаривая, что они делают. Полезно проводить интегрированные занятия: на одном занятии рисовать точки на спинке божьей коровки, а на следующем лепить маленькие шарики из пластилина и прикреплять на спину насекомого.
Объемная аппликация. Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Материал подбирается разнообразный (вата, крупы, нитки, скатанные шариками салфетки и пр.). Работы выполняются индивидуально.
Анализ работ. Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Рисунки неудачные, плохие не показываем и не анализируем, так как качественное выполнение в этом возрасте зависит часто не от желания ребенка, а от его общего развития и, в особенности, от развития движений. Важно у детей сохранить веру в свои возможности, интерес к рисованию, к творчеству. Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить – одна из воспитательных целей.
В работе с родителями. Важная задача не только познакомить и научить, а главное – заинтересовать и вовлечь родителей в процесс творчества, вызвать у них желание совместно с детьми играть, творить и развиваться. На первом этапе мы предлагаем родителям ширмы – консультации с практическими рекомендациями и памятками по созданию дома изоуголка, затем готовим консультацию об особенностях изобразительной деятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте, акцентируя внимание родителей на ведущей деятельности взрослого. Оформляем многофункциональные планшетки для лепки, рисования и аппликации. После каждого занятия по продуктивным видам деятельности делаем мини-выставку детских работ. И, наконец, приглашаем родителей на первое занятие в нашу «творческую мастерскую». Самое главное на этом этапе «зажечь» родителя, чтобы он, придя на такие занятия, был не просто пассивным участником, а стал полноправным партнером и сам смог получать удовольствие от совместного творчества с детьми. Не все родители сразу охотно включаются в совместную деятельность с педагогом и детьми, но затем, видя искреннюю заинтересованность воспитателя, результаты совместной работы, наши ряды пополнились.
Результативность.
В ходе анализа процесса и результата изобразительной деятельности отмечается положительная динамика художественного развития детей:
- возрос интерес к изобразительной деятельности, проявляется эмоциональная отзывчивость при восприятии иллюстраций, игрушек, объектов и явлений природы, формируется умение искренне радоваться созданным ими индивидуальных и коллективных работ, повышается способность к нахождению адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
- совершенствуется ручная умелость (практически все дети правильно пользуются карандашами, кистью, красками, клеем, используют разнообразные приемы лепки, аккуратно используют материалы, расширяются возможности формообразующихх движений);
- дети знают и называют материалы, используемые в изодеятельности, цвета, могут изображать простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
На каждом занятии мы решаем не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие и коммуникативные способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому». Таким образом, нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
|