Кудрявцева Нина Владимировна. «НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТУДИИ ИЛИ НОВЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТУДИИ ИЛИ НОВЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Автор: Кудрявцева Н. В. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 45 общеразвивающего вида"

В одном мгновеньи видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

(Уильям Блейк)

Кажется, эти слова мог сказать ребенок.

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.

 Скачать конспект

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии... И смысл изображения понятен только маленькому художнику.

Вспомните, какое значение придает ребенок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма, ритм. Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы.

Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть основными методами и приемами руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди них большое место занимает изобразительная деятельность. Методика руководства изобразительной деятельности детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом — в процессе дальнейших художественных занятий — ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму. Но если в 2,5 года ребенок может раскрепоститься в рисунке (главное желание — карандашом или краской оставить следы на бумаге) и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе появляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то.

Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными, в том числе не последнюю роль играет неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности, проявляющийся в следующем:

Ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава — зеленая, небо — синее).

Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика).

Исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование чистых цветов без смешивания красок, четкая обводка контура, как в мультипликации).

Педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы (рисование — только цветными карандашами, лепка — только пластилин, аппликация — только цветная бумага).

Но самой главной причиной, на мой взгляд, является неумение педагогов развивать эстетическое и эмоциональное восприятие у детей.

Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование). Артпедагогика — одно из направлений арттерапии.

В последнее время слово арттерапия все чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт — искусство, терапия — лечение). Я предлагаю свою формулировку. Арттерапия — это метод изменения состояния структуры мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики.

Дошкольное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного развития. Вместе с тем, само предназначение воспитания в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребенка — самооценки, социально-психологических особенностей общения с другими людьми. В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача реализуется мной через направление артпедагогики, включающее в себя определенную методику, представленную в авторской программе Приглашение к творчеству.

У педагога-практика сразу возникнет ряд вопросов:

  • В чем существенное отличие руководителя изостудии от педагога артстудии?
  • Каким требованиям должна соответствовать артстудия?
  • В какой последовательности проходят занятия с детьми дошкольного возраста?
  • Какие формы работы используются в артстудии?
  • Какая роль отводится подбору изобразительного материала?

Постараюсь точно и сжато ответить на эти вопросы.

Изостудии, которые существуют на базе дошкольных учреждений, в большинстве случаев возглавляются воспитателями, прошедшими специальную подготовку на базе городских или районных курсов по изобразительной деятельности. За редким исключением это художники или искусствоведы. Существенное отличие педагога артстудии от руководителя изостудии в том, что это должен быть специалист, знакомый с основами арттерапии как таковой и умеющий творчески применять свои знания к определенной группе людей (детей или взрослых).

Артстудия не лечебный кабинет, как это описывается у других авторов, а студия, в которой могут применяться некоторые из методов арттерапии. Поэтому в педагогическом направлении арттерапии специалист-практик ставит профессиональные задачи и предлагает пути их решения, отличные от классической работы арттерапевта.

Для арттерапевта наибольший интерес представляют следующие группы:

  • дети, пережившие кризисные ситуации;
  • аутичные дети;
  • дети с нарушением координации движения и речи;
  • психически больные дети.

Артпедагог в большинстве случаев работает с нормальными детьми, не имеющими особых отклонений.

В обычном понимании изостудия — это отдельное, достаточно просторное помещение, соответствующее определенным требованиям: освещение, наличие водоснабжения, оснащенность специальным оборудованием (мольберты, столы) с учетом возрастных особенностей детей и предназначенное как для индивидуальной, так и для групповой работы. В соответствии с этим изостудия, где педагог работает с детьми, модернизируется с учетом названных требований.

Артстудия — комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из моего практического опыта и возможности использования помещений на базе дошкольного учреждения. Под артстудию в здании типового детского сада отводится целое крыло со смежными кабинетами. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию из группы, где ребенок проводит большую часть времени, он словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым — они воспринимают его как отдельный мир.

Этюдкласс — небольшой кабинет, пополам перегороженный занавесом, с сооруженным на полу подиумом. Основное предназначение — короткие пластические зарисовки, пантомима. Длительные выступления детей и присутствие зрителей не предполагаются, поэтому стулья необязательны.

Выставочный зал — центральная часть артстудии — достаточно просторное и светлое помещение. В оформлении используются репродукции картин профессиональных художников, детские работы, вставленные в рамы. Объемные прямоугольные модули различной величины, которые можно комбинировать между собой, используются для мелкой скульптуры и игрушек.

Музыкальная гостиная предполагает наличие музыкальных инструментов (фортепиано, гитара), а также звуковой техники. Здесь находятся стол со стульями и отдельный небольшой сервант (с набором посуды для чаепития).

Изостудия — самое светлое и просторное помещение с отдельной подсобной комнатой, где хранятся детские работы, пособия, изобразительный материал. Здесь обязательно должна иметься раковина. В целом студия воспринимается как большая комната, но в то же время условно она разграничена по зонам. Стена студии оформлена обоями в виде квадратной рамы. На полу — ковер. Маленькая перегородка ограничивает практическую зону, где стоят столы, мольберты. На противоположной стене висит экран. По краям — шкафы-стеллажи. Между ними стоят столик и два стула.

Ведущая роль в артстудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты — психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Инструменты и материалы, применяемые в изобразительной деятельности

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах по сравнению с существующим все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.

Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные — коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т.д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные — опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева направо или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.

Возможные ошибки: Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет.

Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы красками. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок.

Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смотрится. Все это снижает качество рисунков, лишает их выразительности.

При работе с фломастерами следует объяснить детям правила обращения с материалом: обязательно закрывать колпачок, не набирать много фломастеров, не закрашивать большие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.

Кисти — колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками (набрызг — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, сухая кисть — для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и колонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обозначают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей — диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть — мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэтому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно получить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикладывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием примакивание, с помощью которого могут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, листья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неотрывном движении кисти туда-обратно.

Возможные ошибки: Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик ворсом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.

Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.

Краски — акварельные, гуашь, масляные, темперные. Акварельные — водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие — в виде плиток, полусырые — в фарфоровых чашечках или полужидкие — в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессировками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Гуашь — водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные — красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные — водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полужидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как масляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Возможные ошибки: Акварель не выносит исправлений, многочисленных повторных прописок смешанными красками. Нередко педагоги используют технику акварели в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи — насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что отличает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со старшей группы, когда дети владеют навыками и умениями в работе с изобразительным материалом.

Угольный карандаш "ретушь" мягче обычных цветных карандашей и позволяет получить более широкую линию бархатистого цвета.

Сангина — короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают разную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель — цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бумаге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.

Возможные ошибки: Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш ретушь, как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.

Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пастелью так же, как цветным карандашом, близко проводя штрихи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.

Введение этих материалов для рисования целесообразно только в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

Бумага получила свое название от водяного растения папирус, из которого еще в Древнем Египте делали листы, используемые для письма. Разновидности бумаги — газетная, ватман, полуватман, мягкие виды полукартона, картон цветной, гофрированный картон, папиросная, промокательная, салфетки, калька.

Бумажная пластика — изготовление объемных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Рваная бумага — чаще всего газеты, которые малыш сминает, рвет, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его рук. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную бумагу, промокашки, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определенные предметы. Например, тонкой цветной папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу — корзиночку — или собрать из цветов яркий букет. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создавать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. А для развития у детей слуховой чувствительности можно провести интересную игру. Берут те сорта бумаги, которые при сминании сильно шуршат, такие как калька, папиросная бумага, копировальная. Дети по шуму определяют тот или иной сорт бумаги. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого. Способ получения поделок из бумаги путем сгибания пришел из Японии и называется оригами (ори — по-японски сгибать, гами — бумага).

Гофрированный картон — особый вид картона. Одна из его сторон гладкая, другая сжатая, волнистая. Особенно удачными получаются из него различные механизмы и транспортные средства, поскольку этот материал дает возможность сделать колеса поделки подвижными.

Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью. Самый простой способ работы: дети окунают ладони в клей и влажными руками придают большим газетным листам любую желаемую форму. Под воздействием клея бумага размокает и дает возможность создавать рельефные композиции, макеты, фигуры животных. Другой вариант заключается в том, что газету разрывают на полоски разной длины и, смачивая их клеем, оборачивают двумя-тремя слоями пластмассовые баночки из-под различных косметических средств или средств бытовой химии. Гладкая поверхность формы достигается за счет того, что ребенок проводит ладонью с клеем по каждому слою газеты.

Возможные ошибки: Нельзя прерывать эту игру с целью быстрого получения готового изделия или формы, похожей на конкретный предмет. Ребенок придет к этому постепенно, приобретая в игре опыт работы с различными видами бумаги.

Не следует навязывать детям готовые образцы, нужно побуждать их находить решения самостоятельно.

Нельзя требовать, чтобы дети сидели за столами. Они могут спокойно передвигаться, быть свободными в своих действиях с бумагой.

Поскольку в играх чаще всего используются газеты, их необходимо иметь в достаточном количестве, особенно для детей младшего возраста. Конечно, такого рода игры создадут беспорядок. Однако не следует постоянно одергивать детей, призывая их убрать помещение. Пока длится игра, необходимо поддерживать у ребят хорошее настроение, о порядке надо забыть. А затем уже предложить детям в виде игры провести уборку: одним складывать большие предметы в определенное место, другим переносить или перевозить эти предметы на склад.

Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь хорошо вырезать, клеить, работать ножницами, закручивать края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.

Ткань получают в результате переплетения волокон растительного и животного происхождения или же синтетических. Самая распространенная техника производства текстильных материалов — ткачество. Ткань относится к группе неоформленных материалов, так как дети получают различного размера лоскутки, из которых они затем вырезают, шьют, склеивают, делают разные поделки и игрушки.

Веревки получают путем скручивания волокон конопли. Толщина веревки, ее мягкость, эластичность зависят от количества спряденных волокон и способа их переплетения. Скручивая, переплетая и связывая веревку, можно создавать различные пространственные композиции, в которых выделяют основные художественные элементы: точку (узел), линию (нить различной толщины и направления), пятно и поверхность. Сначала дети протягивают кусочки веревки через кулак, стараясь определить ее длину и знакомясь с материалом. Затем они пытаются расщепить веревку на волокна, завязывать узлы, создавая при этом новые формы. Дети старшего возраста могут научиться плести с помощью узелков (основной способ плетения в технике макраме) из двух нитей. Узелки располагают по-разному (часто или редко), что также создает интересный эффект.

Проволока. В основном применяют мягкую проволоку (медную, алюминиевую, оцинкованную, в полихлорвиниловой оболочке). Проволока удобна для создания как плоских, так и объемных поделок. При выполнении плоских поделок выявляется контур предметов — это похоже на рисунок карандашом. Сгибая проволоку, можно получить стилизованные силуэты птиц, рыб, животных в различных позах. Пространство между линиями (внутри контура) можно затянуть другой, более тонкой проволокой, которая расположением линий помогает выявить структуру предмета (строение крыла бабочки, направление перьев у птицы).

Возможные ошибки: В работе с материалами (ткань, веревка, проволока) особенно важно соблюдать правила техники безопасности. Для младшего возраста такого рода занятия лучше проводить в индивидуальном порядке или с небольшой подгруппой (3-4 ребенка). Работают малыши только руками.

Если ребенок без конца выполняет не связанные между собой элементы в работе с веревкой или проволокой, можно показать ему способы их соединения.

Для детей среднего возраста работу лучше тоже организовать по подгруппам. Для расширения их опыта в работе с материалом можно предложить такие предметы, как карандаши, палочки, на которые можно наматывать веревку или проволоку.

Изготовление ювелирных украшений — интересное занятие для детей старшей и подготовительной групп, особенно для девочек. Можно использовать для работы кусачки, молоток, ножницы. В качестве основного материала используется ткань, веревка, проволока. Дополнительный — различные бусинки (стеклянные, керамические, деревянные), камешки красивой формы, бисер.

Природный материал — засушенные растения, солома, тополиный пух, шишки, древесная кора, мох, песок, глина, камешки, ветки. Из засушенных растений выполняют композиции как из целых растительных форм, так и из отдельных частей растений. Кроме того, выразительные сюжеты получают вырезанием различных форм из природного материала.

Солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из стеблей, находящихся под разными углами по отношению к свету, композиция передает неповторимую игру: блестит, как золото. Для работы используют соломенные ленты, которые специально подготавливают.

Тополиный пух лучше всего смотрится на бархатной бумаге, клеящие составы для него не нужны. Пуху можно придать разнообразную форму, например закатать прямыми движениями пальцев жгутики. Жгутиками прокладывают тонкие линии — травинки, ветки, лапки. Иногда тополиный пух закатывают в шарики круговыми движениями пальцев. Из этих шариков делают зрачки глаз, нос, пуговицы, горошинки.

Шишки, древесная кора, мох могут использоваться и как самостоятельный материал, и как часть композиции. Например, для создания декораций лесных сказок. А сами персонажи — отдельные фигурки из еловых и сосновых шишек, желудей, семян растений.

Песок, глина, камешки особенно интересны для детей. На песке можно рисовать какой-нибудь контур камешками, или же просто выстраивать линии в разных направлениях, или вдавливать камешки во влажный песок. Песок лучше всего помещать в пластмассовые поддоны (крышки от коробок). Мозаичные картины можно делать также и на глине. Для таких работ следует собрать много камешков различной формы, цвета, размера и фактуры, чтобы дети могли свободно подбирать нужную им форму и использовать в различных комбинациях.

Ветки являются прекрасным материалом для поделок. Сам их вид вызывает желание использовать ветки для творчества. Они привлекают своей формой, различным расположением побегов, разнообразной структурой коры.

Возможные ошибки: Не следует в работе с природным материалом предлагать четкий образец и последовательность работы.

Природные материалы сочетаются только с природными материалами или в крайнем случае с материалами природного происхождения (веревкой, грубой льняной или хлопчатобумажной тканью, мешковиной — например, при изготовлении игрушек из кукурузных стеблей).

Семена, листья, солома и другие природные материалы, наклеенные на белую бумагу, неизбежно вызывают у нас ощущение искусственности, так как эти материалы не сочетаются между собой.

О коллаже и аппликации

У каждого материала свой характер. Например, работа с красками во многом зависит от нажима кисти, линия может получаться четкой или размытой. При рисунке углем она более рыхлая, мягкая. Фломастер оставляет сочные штрихи одинаковой толщины. Но так ли принципиально искать точное определение для коллажа и аппликации? Да, так как путаница в терминологии влечет за собой ряд ошибок: теряется художественная идея произведения, нарушаются подбор и сочетание материалов. От этого во многом зависит результат детского творчества, а значит, для работы важно, в какой технике она выполнена и как будет называться.

Так что же такое коллаж, а что такое аппликация?

Коллаж — сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.

Аппликация — один из видов изобразительной техники, основанный на использовании однородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой-либо поверхности, принятой за фон, раскрывая сочетанием формы и цвета замысел художника.

Несмотря на то что особое распространение коллаж получил в ХХ веке, он не является новейшим изобретением. Аналогичные приемы работы можно встретить в иконах, где сочетаются разнородные материалы: живопись, золото нимбов и фона, богатый драгоценный убор.

Коллаж можно поставить в один ряд и с обманками, которые широко использовались в искусстве XVII-XVIII вв., когда существовал своеобразный тип натюрморта, в котором вещи с иллюзорной достоверностью изображались на фоне деревянного щита, также выполненного на холсте. Вынесение изображаемых предметов из глубины пространства непосредственно на плоскость картины придает им почти осязаемую реальность.

Начиная с последних десятилетий XIX века, в эпоху стиля модерн началось широкое применение коллажа. Обращение к нему художников произошло не столько сознательно, сколько интуитивно, в процессе поиска усиления декоративности звучания произведений. Так, Пабло Пикассо и Жорж Брак создают натюрморты, населенные элементами быта художников. Среди изображений часто встречаются музыкальные инструменты: кларнет, гитара, флейта. Коллаж может состоять и из фрагментов, теснящих друг друга, перерубающих поверхность одного предмета другим. В качестве образных средств в коллажах художники нередко использовали печатный материал: газеты, обои, этикетки. Примером могут служить работы Пабло Пикассо "Музыкальные инструменты" и "Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей". В первой работе Пикассо компонует элементы не одного инструмента, а трех. Детали гитары, скрипки, мандолины, ноты, обои призваны создать отвлеченную композицию, настолько же оторвавшуюся от реально-бытовых значений, как это происходит в музыке. В другой работе линии, разграничивающие плоскость на прямоугольники и треугольники, не выявляют, а скрывают конкретные формы. Но чем менее предметны формы, тем вещественнее средства изображения. Функцию предметности берут на себя реальные опилки, песок и обои.

Говоря о коллаже этого периода, нельзя не сказать о положении дел в России. Не оставили без внимания это нововведение и русские художники. Его применяли в своих работах Лентулов, Попова, Розанова, Гончарова. В жанре коллажа Розанова решает чисто живописные задачи: выделение свойств цветовых плоскостей, эффекта их взаимодействия. Фактура бумаги или ткани используется исключительно для характеристики цвета, а в законченном коллаже бумага теряет качество вещи. Возникает особое ощущение пространства, созданного цветовыми плоскостями. Так, в картине Рабочая шкатулка наполняющие шкатулку принадлежности для шитья представлены художником в виде фрагментов, подчиненных плоскостному ритму. Разнообразие фактур подчеркнуто введением в живопись подлинных предметов: кружева, пакетика для иголок. В этой работе предметы выступают в особом качестве — знака.

В технике коллажа работают и современные художники. Оформление журналов, рекламных проспектов, подготовка эскизов для кино— и видеофильмов — это лишь малый перечень направлений, где коллаж используется с наибольшим эффектом.

Коллаж сегодня сформировался как самостоятельное явление, обрел свой художественный язык.

Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Вот уже многие столетия аппликация находит самое широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы должны были быть отчетливо видны с двух сторон, что и привело к развитию вышивки аппликацией. Но особенного процветания аппликационные работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цветов.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. История ее возникновения связана с началом производства бумаги. А наиболее молодым видом аппликации считаются черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник еще в глубокой древности. Черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. При дворе Людовика XV главным контролером финансов был некий Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля. В результате чего Силуэт стал предметом всеобщих насмешек высшего общества и вынужден был уйти в отставку. Любимым делом для него стало вырезание из черной бумаги различных картинок. Появилась даже карикатура в виде теневого профиля самого Силуэта. Так родилось название силуэт. Оно дошло и до наших дней.

В России конца XVII — начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф.П. Толстой. Его работы отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью.

Аппликации уделяли внимание и видные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса. Художник окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, а затем вырезал из нее силуэты. Главную роль в его работах играет цвет. Матисс утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов, обладают силой воздействия на чувства зрителей. Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и фоны, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ.

Одним из видов аппликации является жанр, получивший название флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал — засушенные растения, солому, тополиный пух и др.

После этого небольшого исторического обзора я хотела бы более подробно рассмотреть возможности использования коллажа и аппликации в работе с детьми дошкольного возраста.

Если исходить из определения, то понятие аппликации включает в себя способы создания художественных произведений из различных материалов, объединенных сходством техники выполнения, при этом материалы должны быть однотипными — например, если основа тканевая, то аппликация выполняется из кусочков ткани, картон сочетается с вырезками из цветной бумаги. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определенное влияние на технику исполнения. Например, бумага и засушенные растения приклеиваются к фону различными клеями. Ткань, кожа, мех — пришиваются. Эти материалы доступны для работы как в младшей, так и в старшей и подготовительной группах. Чтобы исключить применение ножниц, малыши могут использовать рваную и мятую бумагу (примером могут служить работы Море и Цветы в корзине). Для педагога не вызовут особой сложности подбор материала и способы его сочетания с основой (это может быть бумага, различная по своим свойствам: картон, папиросная, цветная). В дальнейшем, в среднем и старшем возрасте, когда дети начинают самостоятельно трактовать сюжет для аппликации, они могут использовать трафареты и контурное вырезание, где навыки обращения с ножницами, клеем позволяют подходить к работе более творчески. В большинстве случаев в качестве исходного материала используется бумага в различных сочетаниях. Примером может служить работа Осенний ковер. Фон — плотный картон. Изображение — рваная, мятая бумага. Обобщая, можно сказать, что аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, гармоничное сочетание цветовых пятен.

В самом определении коллажа заключена его специфика, а именно сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, образуя композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Материал для коллажа доступен как младшему, так и старшему дошкольному возрасту: бусинки, пуговицы, бумага, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д. Более того, дети, играя, применяют эти предметы, наделяя их определенным значением. Бусинка — принцесса; кусочек меха — злой медведь; кружево — льдина, плывущая по реке. Так почему бы из игры не перенести эти персонажи в картину, где творческая идея ребенка будет реализована с помощью такого необычного материала. Работы Портрет гриба и Ежик будут называться уже не аппликацией, а коллажем.

Особенно важно для педагога, который готовит занятия по коллажу, понимать, какую смысловую нагрузку несет тот или иной материал. Почему именно для данной работы недостаточно только живописного решения и не будет ли дополнительный материал затруднять ее понимание. Поэтому многое в коллаже зависит от символичности изображения. Дети сами придумывают эти символы и используют их в работе. Реалистичность сюжета может быть заменена абстрактными формами. Очень важным моментом, относящимся непосредственно к изобразительной деятельности ребенка, является словесный комментарий, своего рода пояснение, расшифровка изображения. Коллаж помогает маленькому художнику адаптироваться в мире изобразительного искусства, постепенно постигать цветовую грамоту, овладевать знаниями по живописи и графике. Так детская работа, выполненная на основе монотипии с использованием пуговиц, кружева, веточек деревьев и бусинок, под названием Гром в лесу сопровождается таким комментарием: Над лесом нависла огромная туча и уже слышны раскаты грома. Заяц (белая пуговица) успел спрятаться под кустом (кружево) и ждет, когда выйдет солнце (желтая пуговица), которое спряталось за тучу. Птицы (бусинки) расселись на ветках деревьев, их голоса не слышны. Скоро начнется дождь.

Педагог должен как можно лучше знать особенности изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Аппликация

1. Поверхность (фон). Картон.

Материал деталей. Цветные картон и бумага.

Способ закрепления. Наклеивание при помощи клейстера или клея ПВА.

Последовательность работы. Нанести тонкий слой клея кисточкой на поверхность материала, детали приложить к фону, прижав сухой чистой тканью и выдержать так в течение 1-2 минут.

Варианты тем: Грибы, Времена года, Осенние ветки в вазе.

2. Поверхность (фон). Доски, срезы дерева, фанера, оргалит, бархатная бумага, картон.

Материал деталей. Солома.

Способ закрепления. Наклеивание при помощи клеев БФ-2, казеинового или столярного.

Последовательность работы. До наклеивания соломенные ленты раскладывают по цвету, затем разрезают их на полоски нужного размера, вырезают из эскиза изображение (например, листья), разрезают соломенные полоски по прожилке пополам, одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу.

Варианты тем: Цветок, На прогулке, Парусник.

3. Поверхность (фон). Бархатная бумага (черная), белый ватман, листья кукурузы.

Материал деталей. Засушенные растения, цветы, травы, листья.

Способ закрепления. Закрепление с учетом специфики материала: плотные листья приклеивают клеем ПВА; растения, например ветки, пришивают нитками, подобранными в тон растения.

Последовательность работы. Клеящие составы наносят тонким слоем или капельками в одном-двух местах на обратную сторону растений. Для груза можно использовать два-три журнала.

Варианты тем: Лесные ягоды, Бабочка, Цветы к празднику.

4. Поверхность (фон). Только черная бархатная бумага и другие ее темные тона.

Материал деталей. Тополиный пух.

Способ закрепления. Клеящие составы не нужны (сухая аппликация).

Последовательность работы. Пушинки выкладываются на линии эскиза сначала тонким слоем, а затем густым в тех местах, где надо усилить оттенки. (Для корректировки используют пинцет или металлическую спицу.)

Варианты тем: Кошечка, Щенок Кузя, Пейзаж. Зима в лесу.

5. Поверхность (фон). Ткань: шелк, бархат, полотно, сукно, кожа. Фон всегда более прочный, чем сама аппликация.

Материал деталей. Кусочки ткани (ситец, сатин, шелк, батист, кружево).

Способ закрепления. Закрепление клеями: ПВА, БФ-6, клейстером, а также пришивание.

Последовательность работы. Пришивание: все вырезанные формы приметывают на фоне. Затем обшивают по краям обычной катушечной ниткой, мелкими стежками.

Приклеивание: использовать для вещей, не подлежащих стирке.

Варианты тем: Фрукты в вазе, Кукла, Сказочные герои.

Коллаж

1. Поверхность (фон). Бумага (белый ватман, картон).

Материал деталей. Вырезки из журналов, гуашь, ткань, засушенные листья, бусинки.

Способ закрепления. Наклеивание при помощи клея ПВА, закрепление пластилином.

Последовательность работы. Фоном могут служить отдельные вырезки из журналов (разные по форме и цвету), в одном случае наклеенные в технике мозаика, в другом они плотно прилегают друг к другу. Из ткани вырезаются дополнительные детали. В заключение работы белой гуашью обводится контур.

Варианты тем: Ежик, Букет, Птица-Осень.

2. Поверхность (фон). Бумага (черная или темных оттенков).

Материал деталей. Кружево, фольга, белила, бусинки, пуговицы.

Способ закрепления. Наклеивание при помощи клея ПВА, закрепление пластилином.

Последовательность работы. Фоном служит черная бумага, которая является хорошим контрастным материалом для передачи светлых изображений. Фольга приклеивается клеем (нанести кончиком кисти по краям). Бумагу, кружево, пуговицы закрепляют пластилином.

Варианты тем: Зимняя сказка, Дом, который построил..., Черный кот.

3. Поверхность (фон). Бумага (цветная).

Материал деталей. Гуашь, белила, пуговицы.

Способ закрепления. Закрепление пластилином.

Последовательность работы. Рисунок по теме наносится на фон гуашевыми красками. Только после того, как изображение подсохло, работа доделывается при помощи пуговиц, которые закрепляются пластилином.

Варианты тем: Лошарик, Корабли на салюте, Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости.

4. Поверхность (фон). Ткань (холст).

Материал деталей. Объемные изображения (фигурки, пластика, кусочки ткани, веточки деревьев).

Способ закрепления. Наклеивание при помощи клея ПВА, закрепление катушечными нитками.

Последовательность работы. Композиция по теме подбирается из отдельных материалов, которые раскладываются на тканевой основе, после чего каждая отдельно приклеивается. Объемные изображения пришиваются нитками.

Варианты тем: Бабочка, Таинственный портрет, Дворец Дракона.

5. Поверхность (фон). Кружево (широкая основа различного цвета: белого, черного, голубого и т.д.).

Материал деталей. Фольга, тесьма, бусинки, веточки деревьев.

Способ закрепления. Наклеивание при помощи клея ПВА, закрепление пластилином.

Последовательность работы. Кружево натягивается на плотную основу (картон, фанеру), с обратной стороны закрепляется кнопками. Детали изображения выкладываются на основе, после чего каждая в отдельности закрепляется клеем или пластилином.

Варианты тем: Чудо-дерево, Наряд для Зимушки-зимы, Небосвод.

Секреты цвета

Красный, синий, желтый, зеленый — любимые цвета малышей, в руках у которых оказались краски. А вот и первый рисунок — яркое желтое солнце, синее небо, зеленая трава. Но становясь старше, например в 4 года, ребенок замечает, что в природе существует множество цветовых оттенков. Оказывается, небо не всегда бывает синим, а море может быть красным, даже зеленым. Маленький художник начинает вглядываться в окружающий мир, стараясь понять и передать увиденное. И тут его может постигнуть разочарование: вместо ярких сочных красок осеннего леса на листе бумаги вдруг появляются серые разводы. В чем же дело? Что такое цвет? Можно ли получить другой цвет, имея под рукой лишь три краски: красную, желтую, синюю, и какие цвета нужно считать основными, а какие дополнительными? Что такое колорит? И еще множество чего, почему, как...

Вопросам теории изобразительной грамоты посвящено немало литературы. Издан целый ряд методических пособий, в которых раскрываются отдельные теоретические положения художественного мастерства. Однако в содержании этих пособий зачастую имеются существенные противоречия, неточности. Так что у человека непосвященного может возникнуть путаница в терминологии. Но самое главное, на мой взгляд, то, каким образом все эти знания донести до ребенка так, чтобы это не превратилось в скучное заучивание, а было и интересно, и понятно ему. К осознанию сущности реального цвета и его использованию в работе дошкольники приходят чаще всего под влиянием взрослых, поскольку именно они обращают внимание ребенка на цвет как на постоянное качество предмета (трава — зеленая, небо — голубое, солнце — желтое). Дети усваивают такое видение мира и переносят его в свои рисунки. Некоторые педагоги сами определяют, какой цвет предложить детям для выполнения той или иной темы. Все это значительно ограничивает возможности детей в отражении своего мира, то есть в проявлении настоящего творчества. Эстетическая ценность детской живописной работы заключается именно в том, что она выполнена теми красками, которые подобрал сам ребенок. Поэтому в распоряжении детей должно быть как можно больше разнообразных красок. Выбор цветов на основе личного восприятия, а не в соответствии со вкусами взрослых, и придает детским рисункам особую прелесть, свежесть и оригинальность. Но в то же время это не означает, что у ребенка должны отсутствовать знания о цвете, цветовой грамоте.

Я хочу предложить вашему вниманию достаточно обобщенные и доступные знания по цветовой грамоте, которые педагог может использовать на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста. Однако кроме теоретических знаний необходимо приобрести целый ряд практических умений и навыков в работе с различным изобразительным материалом.

Развить у детей интерес и внимание к цветовой грамоте помогут приемы коллажа на занятиях по цвету.

I Раздел. Вокруг цвета

Человеком, который не задумывается над вопросами оптики и физиологии цветоощущения, такое понятие как цвет может быть воспринято как неотъемлемое свойство предмета. Но на самом деле понятие цвета значительно шире. Еще в 1756 году М.В. Ломоносов предложил так называемую теорию трехкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущение красного, другие — зеленого, третьи — синего цветов. Перед этим английский ученый И.Ньютон открыл дисперсию (рассеивание) света: явление, когда пучок белого света при прохождении сквозь призму разлагается в спектр и при этом ясно видны три наиболее широких участка. Их принято называть тремя основными зонами: синей, зеленой и красной. Переходы от одного цвета к другому имеют оттенки смежных цветов, поэтому изменения в спектре зрительно кажутся нам непрерывными. Цветовая система Ньютона — цветовой круг, состоящий из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Белый, серый, черный цвета различаются только по светлоте и лишены цветового тона, называться они будут ахроматическими. В противоположность им существуют хроматические цвета, обладающие цветовым тоном, светлотой, насыщенностью. Цветовой тон — качество хроматического цвета, при определении которого называют цвет красным, желтым, синим и т.д. Светлота — одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов, связанное с отражательной способностью поверхности. Насыщенность (сила цвета) — степень цветности, то есть показатель выраженности конкретного цветового тона.

На этом этапе обучения у педагога должны сформироваться правильные представления о цветоведении.

Ребенок должен уметь:

называть и различать семь цветов;

отождествлять цвет с образом (предметом);

использовать имеющиеся цвета для получения новых цветов, которые тоже имеют свои самостоятельные названия;

находить при работе с красками свой цветовой набор, свою палитру.

Пусть это еще первые робкие шаги в творчестве, где результатом практической деятельности будут цветовые пятна, пересекающиеся линии, точки, черточки и кляксы. Даже по этим изображениям можно судить об индивидуальности ребенка. В этот раздел могут входить такие игровые занятия как Разноцветные краски, Краски природы, Я белый заяц — ты серый волк, Радуга-дуга.

Варианты занятий.

Вращающийся круг. Круг состоит из семи цветов, в его центре находится стрелка. Играющие по очереди должны отгадать цвет, на который указал конец стрелки, и назвать предмет, связанный с этим цветом. Например, желтый — солнце, цыпленок, яблоко. Можно усложнить задание, увеличивая количество предметов от трех до десяти.

Букет. Для каждого ребенка педагог подготавливает рисунок-задание с изображением вазы с цветами. Дети должны раскрасить их определенными красками и вписать в кроссворд название цветка. В конце прочесть слово по вертикали — палитра.

II Раздел. Основные цвета

При описании цветового круга мной был сознательно опущен вопрос об основных цветах. Количество и выбор основных цветов зависят от того содержания, которое вкладывается в само понятие основной цвет.

Художники привыкли считать основными три цвета — красный, желтый, синий. Эти три цвета соответствуют трем краскам, из которых можно получить путем смешивания наибольшее число цветов. В научном цветоведении в качестве основных принято использовать красный, зеленый и синий цвета. Эта триада красок лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И.Ньютон. Для практики живописца она не нужна. Интересна точка зрения на этот вопрос Л.Альберти:... я утверждаю, что от смешения цветов рождается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий, — четыре, от которых, постепенно умножаясь, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет красный, воздуха — голубой, воды — зеленый, земли — серый или пепельный.

И наконец, основными или главными цветами могут считаться четыре цвета — красный, желтый, зеленый и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. В европейских языках только эти хроматические цвета обозначаются словами, корни которых уходят далеко в глубь времен. Все остальные цвета называются или составными словами (желто-зеленый, сине-зеленый), или словами, явно происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы (оранжевый [от orange — апельсин], фисташковый, лимонно-желтый и т.д.).

Для детей каждый из этих примеров достаточно интересен и может быть представлен наглядно. В практической же работе лучше придерживаться общепринятой версии о триаде основных красок: красной, желтой, синей.

На этом этапе педагогу очень важно правильно владеть терминологией цветоведения, чтобы, не подыскивая беспомощно аналогии и подходящие слова, грамотно донести до детей знания.

Ребенок должен уметь:

используя наименьшее количество красок, создавать наибольшее смешение цветов;

применять разнообразные приемы в работе с красками, технику письма по сырому, многослойную живопись, раздельный мазок, примакивание, лессировку, рисование от пятна.

Необходимо помнить, что гуашь быстро высыхает, так что по просохшему слою можно через некоторое время писать повторно. Для передачи тонких тональных переходов (например, как в изображении неба, моря) лучше использовать прием письма по сырому, то есть по смоченной поверхности листа. Там, где требуется передать четкие границы формы (например, как в натюрморте, пейзаже для предметов переднего плана), следует использовать прием раздельного мазка.

В этот раздел могут входить такие игровые занятия, как Каким будет новый цвет?, Цветной калейдоскоп, Превращение слона, Путешествие слона, Мерцание звезд.

III Раздел. Теплые и холодные цвета

Деление всех цветов по цветовому тону на теплые и холодные находится в прямой связи с эмоциональным и ассоциативным опытом человека. Холодные усиливают ощущение успокоенности, меланхолии, теплые — радости жизни, активности. Теплые цвета условно ассоциируются с цветом огня, солнца: красные, красно-оранжевые, желтые. Холодные цвета ассоциируются с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые. Деление цветов на теплые и холодные может относиться как к конкретному цвету на картине, так и к конкретному цвету в природе. На картине противопоставление теплых и холодных тонов может быть связано со светом и тенью. Сочетание в живописи теплых и холодных цветов называется теплохолодностью. По эмоциональному тону краски распадаются на светлые и темные. Здесь есть возможные противоречия: трудно определить словами эмоции, которые связаны с восприятием светлых красок, это совсем не обязательно радость или веселье. Эмоциональный отклик на светлоту цвета так тесно соединился у нас со светлотой и так вместе с тем далек от определенных чувств, получивших конкретные названия, что, пожалуй, лучшей информацией о нем служит именно слово светлый. Он несет в себе тот же эмоциональный оттенок, который выражен в поэтической метафоре Печаль моя светла....

Лиризм Золотой осени Левитана создан цветом. В сочетании оранжевого, желтого, синего и небольшого пятна изумрудного много цветовой радости, но тонкая связь этих цветов в колорите картины содержит и ноту печали. Контраст сияющего оранжевого и голубого радостен. Он не содержит того открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеленого и алого. В натюрморте Анри Матисса Красные рыбки, где цвета розово-фиолетовые, зеленые мазки как бы разбросаны по всему холсту. Сюжет достаточно прост: случайно увиденный уголок сада. Натюрморт написан порывисто, кажется незавершенным и как будто наивным. Краски приглушены, нет ярких вспышек цвета, озорства, за этой успокоенностью скрыта радость человека, создавшего для себя этот простой, наивный природный мир.

На этом этапе обучения педагог должен не только рассказывать детям о том, что знает сам, но и вовлекать их в творческий процесс создания цветовых комбинаций. Эти занятия строятся в форме диалога между детьми и педагогом.

Ребенок должен уметь:

  • постепенно вводить цветовые сочетания (начинать лучше с черно-белой гаммы, со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь контрастный цвет);
  • использовать сочетания ярких цветов, стараясь, чтобы цвета были разные по тону;
  • сочетать яркие, открытые цвета, чтобы добиться цветовой гармонии.

Темы занятий: Дворцы из огня и льда, Море, Времена года, Тени в лесу, Натюрморт.

Просмотров: 651
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Белова Тамара Дмитриевна. Консультация из опыта работы. Изготовление игрушек-самоделок из различных материалов
  • Борисенко Татьяна Викторовна. «Формирование у дошкольников умения использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Лунёва Светлана Владимировна, Лихарева Татьяна Владимировна. Сборник дидактических материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о бумаге»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Зоя Филиппова. Цикл систематической работы по валеологии, перспективное планирование для детей среднего дошкольного возраста, методический и иллюстративный материал
  • Цвета Солнца. Стихи для детей.
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна. «Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Редактор. Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом
  • Филина Наталья Александровна. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Чудо-бумага (Ознакомление со свойствами бумаги)»
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Руина Ольга Николаевна. Дидактический материал по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста своими руками (цвет, форма, величина)
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь