Одним из действенных средств воспитания культурного и образованного человека является русское устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Сказка забавляет ребенка, увлекает его загадочным сюжетом; слушая сказку, ребенок живет мыслями и чувствами героев. Дети могут по нескольку раз слушать полюбившуюся им сказку, чтобы снова волноваться и переживать за судьбу героев.
Задачу развития детского словесного творчества можно решить, лишь опираясь на основные положения проблемы взаимосвязи творчества и обучения детей в детском саду.
Скачать конспект
Учитывая эти положения, следует рассматривать фольклор как один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей. Художественно-педагогические особенности народной сказки помогают ребенку правильно воспринять и понять ее содержание.
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой через взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с различными видами деятельности (ознакомительной, познавательной, игровой).
Гипотеза:
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, развивают эмоциональный мир детей, стимулируют желание передавать образы сказочных персонажей в игровой и ИЗО — деятельности.
Задачи:
- Изучать психолого-педагогическую литературу по программе приобщения детей к истокам русского народного фольклора.
- Восстановить в памяти детей прежний запас произведений фольклора, закрепить и активизировать его.
- Познакомить детей с ранее незнакомыми им сказками.
- Увлечь детей образным преподнесением художественного материала (сказки, потешки, загадки), вовлечь их в процесс драматизации (театр) при помощи различных форм обыгрывания.
- Развивать сенсорные возможности. Стимулировать желание передавать образы сказочных персонажей в рисунках и поделках из пластилина. Обогащать речь детей.
- Формировать у детей эмоциональный отклик на события, происходящие в сказке, учить сопереживать сказочным героям.
Проектная идея:
Создать в группе предметную среду и условия для ознакомления с русской народной сказкой.
Участники проекта:
дети младших групп, родители, педагог-психолог, воспитатели.
Ожидаемый результат:
- Свободное ориентирование детей в многообразии русского фольклора (сказка, потешка, загадка).
- Сформированное понятие о хороших и плохих поступках героев сказок.
- Умение и желание сопереживать героям сказки.
Способы оценки: наблюдение, беседа, анализ продукта деятельности детей.
Материал и оборудование:
- Наглядный материал (иллюстрации к русским народным сказкам).
- Костюмы персонажей русских народных сказок.
- Пальчиковый театр.
- Ширма для театра Би-ба-бо, куклы Би-ба-бо.
- Игрушки – персонажи русских народных сказок.
- Оборудование для ИЗО деятельности (лепки, аппликации, рисование).
- Магнитофон, музыкальные диски.
Первый этап: Знакомство со сказкой.
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами русских народных сказок. Побуждать детей отзываться на игры-действия, подражать движениям сказочных животных.
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками. Вызвать эмоциональный отклик на игру, предложенную взрослыми; общаться с ними в диалогах.
Второй этап: В гостях у сказки.
Способствовать возникновению игр на тему русских народных сказок; обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Показывать детям способы ролевого поведения, используя ролевые игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. Увлекать детей образным преподнесением художественного материала (сказки), попутно вовлекая детей в процесс драматизации при помощи различных форм обыгрывания (обыгрывания в лицах – по ходу рассказывания воспитателем сказки фрагментарного обыгрывания после знакомства со всем произведением целиком). Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние героев сказки.
Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простым рассказом. Вызвать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли. С помощью ИЗО деятельности закреплять интерес детей к образам сказки. Учить понимать содержание сказки.
Третий этап: Игра в сказку.
Развивать стремление импровизировать на не сложнее сюжеты сказок, потешек. Вызвать желание выступать перед сверстниками и следить за развитием театрализованного действия. Научить эмоционально, с интересом включаться в игру, принимать игровую задачу и адекватно выполнять игровое действие, придерживаясь сюжета сказки. Коллективная ИЗО деятельность по воспроизведению сюжетов сказки (лепка, рисование, аппликация). Использовать полученные знания и применять полученные на занятиях поделки в своей самостоятельной деятельности.
|