Выполнила воспитатель ГБОУ Школа № 2121: Блохина Любовь Владимировна
Проблема исследования: при каких условиях народные сказки будут являться средством воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: культура поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования культуры поведения детей посредством народных сказок.
Гипотеза исследования. Народные сказки будут являться эффективным средством воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, если:
провести анализ и подбор сказок, в которых отражаются нормы поведения, соответствующие возрасту детей старшего дошкольного возраста;
Скачать презенатцию
адаптировать содержание сказок к восприятию детей дошкольного возраста;
систематизировать и использовать в разных видах деятельности детей, самостоятельно и в комплексе с другими средствами;
разработать серию занятий, по ознакомлению детей с нормами и правилами поведения на основе примеров, ситуаций из сказок.
Задачи исследования:
- Теоретически обосновать возможность использования народной сказки в процессе воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
- Определить и экспериментально проверить педагогические условия, при которых народная сказка будет являться средством формирования культуры поведения детей.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез и обобщение теоретических положений философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по вопросам воспитания культуры поведения детей.
Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), изучение и обобщение опыта работы по проблеме; изучение особенностей воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста; наблюдение, анкетирование, беседа; качественная и количественная обработка полученных результатов работы.
Апробация исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБОУ Школа № 2122 г. Москвы включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего эксперимента было исследовать и выявить, как народная сказка влияет на воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Нами были поставлены следующие задачи:
Исследовать организацию жизни и деятельности старших дошкольников по формированию культуры поведения.
Разработать критерии уровня сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Выявить уровень сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Изучить умение детей сопереживать, сочувствовать.
Формирующий этап
Цель формирующего этапа эксперимента – апробировать на практике предложенную нами систему занятий по развитию культуры поведения старших дошкольников с использованием русской народной сказки.
На подготовительном этапе мы произвели отбор русских народных сказок,
с помощью которых предполагалось формировать культуру поведения детей.
Критериями отбора сказок выступили:
наличие многообразных форм поведения героев, соответствующих понятию «культура поведения».
Для работы с детьми нами были проанализированы и выбраны русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси — лебеди», «Снегурочка», «У страха глаза велики».
Контрольный этап эксперимента
Цель контрольного этапа эксперимента – выявить уровень развития культуры взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста после проведённой нами системы занятий и сравнить исходные и полученные данные.
Результат работы
Целью нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности культуры поведения старших дошкольников и влияние русской народной сказки на развитие культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были проанализированы и выбраны именно те сказки, в которых, через сюжет, поведение героев отражаются основные моменты культуры поведения. Мы пришли к выводу, что с помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи связанные с культурой поведения и наряду с основными методами и приёмами культурного поведения старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приёмов.
Наша гипотеза о том, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий подтвердилась.
|