Цель: приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
- способствовать формированию умение узнавать и называть русские народные сказки по загадкам, героям и иллюстрациям;
- побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев, определять их поступки;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников;
- развивать память, внимание, творческие способности детей;
- способствовать созданию положительного эмоционального настроя;
- воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Материал и оборудование:
иллюстрации к знакомым русским народным сказкам;
«волшебный сундучок» с предметами: яйцо, бобы, короб, деревянные ложки;
игрушечный человечек, игрушки: петух, кот, лиса;
иллюстрации к сказке «Жихарка»;
картинки с изображением печи, обеда в деревенской семье;
зонтик с ленточками для игры «Карусель»;
модели (кружки разных цветов) для моделирования сказки «Жихарка».
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию;
рассматривание книг, иллюстраций к русским народным сказкам;
просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.
Ход НОД.
I. Вводная часть
Введение в тему.
– Ребята, вы любите сказки?
Все на свете дети очень любят сказки,
Все на свете дети сказки очень ждут,
Если очень любишь, если очень веришь,
Сказки станут былью, в гости к нам придут!
– Чем сказки отличаются от других жанров (рассказов, стихотворений)?
– Как называются сказки, которые написал народ?
– Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных).
– Давайте посмотрим, как вы знаете русские народные сказки, проведем викторину «В мире сказок».
II. Основная часть
Литературная викторина по сказкам.
Загадки.
Он от бабушки ушёл, И от дедушки ушёл, Песни пел под синим небом, Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Удивительный народ! Вместе вышли в огород, Вот друг друга держат крепко, Потянули…Вот и…
(Репка)
Миша по лесу идёт, Короб на спине несёт – Пироги для бабы с дедом Внучка Маша напекла,
Несговорчивого Мишу Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
У Алёнушки – сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят.
(Гуси – лебеди)
Круглый, тонкий, плетённый Вместе в лес пошли зелёный. Вместе в домике живут, Вместе пироги пекут.
( «Пузырь, Соломинка и Лапоть»).
Дидактическая игра «Узнай сказку».
– Сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок. Вы должны узнать сказку и выбрать иллюстрацию к этой сказке.
(Зачитываются отрывки из сказок «Теремок», «Кот, петух и лиса», Заюшкина избушка»).
– А сейчас я вас хочу прокатить на сказочной карусели.
Эй! Кого на праздничной неделе Не катала на карусели?! Все сюда ко мне сбегайтесь И бесплатно покатайтесь.
– Смотрите, какая красивая карусель. Берите по ленточке и слушайте внимательно.
Подвижная игра «Карусель»
Еле – еле, еле – еле, Закружились карусели, А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите, Раз – два, раз – два, Вот и кончилась игра.
Игру можно провести 2 – 3 раза.
Дидактическая игра «Волшебный сундучок».
– Есть у меня сундучок с предметами из сказок. Вам надо узнать в каких сказках встречались эти предметы.
(В сундучке лежат бобы из сказки «Петушок и бобовое зернышко», яйцо из сказки «Курочка ряба», скалка из сказки «Лисичка со скалочкой», деревянные ложки. Последними воспитатель достает деревянные ложки).
– Что это? Из какой сказки ложки?
– Я кажется догадалась, эти ложки из сказки «Жихарка».
– Хотите познакомиться с этой сказкой?
– Тогда садитесь поудобнее, слушайте. Сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Жихарка» (Показывает игрушечного человечка).
Первичное знакомство со сказкой.
Воспитатель рассказывает детям сказку «Жихарка», сопровождая рассказ показом игрушек.
Работа над языком и содержанием сказки.
После ответов детей, воспитатель выставляет соответствующую эпизоду иллюстрацию.
– Понравилась сказка?
– Как называется сказка?
– Какие звери поселились в избушке?
– Кто такой Жихарка?
– Что делали кот, да петух? (На охоту ходили).
– А что делал Жихарка? (Домовничал).
Что значит домовничал? (Находился дома, присматривал за хозяйством пока кота и петуха не было, обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал).
– Как Жихарка приговаривал, раскладывая ложки? ( «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а эта – не простая, точеная, ручка золоченая – никому ее не отдам», по необходимости помогает воспитатель).
– Ребята, как вы думаете, у всех ли были свои тарелки в крестьянской избе?
(Дети отвечают).
– Как правило, все члены семьи в деревенской избе ели из общего котелка (чугунка), по очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке. (Показ сюжетной картинки с изображением обеда в старинной деревенской избе).
– Что однажды случилось, когда кот и петух ушли на охоту? (В избушку вошла лиса).
– Где спрятался Жихарка от лисы? (Под печкой).
– В какой ещё сказке детей спасла печка? (Гуси-лебеди).
– Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду. (Показ картинки с изображением русской печи).
– Что приговаривала Лисичка, когда перебирала ложки? ( «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а эта – не простая, точеная, ручка золоченая это Жихаркина – эту я себе возьму»).
– Почему лиса нашла Жихарку?
– Куда она его утащила?
– Какая была лиса добрая или злая?
– Что Жихарка сделал с лисой? (В печку толкнул).
– Лиса в печке сжарилась. А Жихарка домой вернулся, и стали кот, петух и Жихарка в избушке жить, поживать.
–Какой Жихарка в сказке? Расскажите о нём. (Веселый, хитрый, непослушный, маленький).
– Покажем, какой он… (Проводится физкультурная минутка).
Физкультурная минутка.
Жихарка наш молодец, Жихарка наш удалец! Подметёт, наварит щей, Угостит своих друзей!
– Скажите еще раз, как называется сказка?
– Посмотрите на иллюстрации другой сказки «Кот, петух и лиса» и скажите, чем похожи эти две сказки?
– Чем отличаются эти сказки?
В заключении воспитатель еще раз рассказывает концовки этих сказок.
– Обе сказки заканчиваются счастливым концом.
Моделирование сказки.
– Сейчас я расскажу сказку «Жихарка» еще раз, используя модели.
– Обозначим кружками разного цвета героев сказки: лису – оранжевым, петуха – красным, кота – серым, Жихарку – белым.
Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ моделированием.
III. Заключительная часть
Рефлексия.
– Что мы сегодня делали?
– Каким было ваше настроение?
– Почему?
– Что вам больше понравилось?
|