Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Литературная викторина «В мире сказок». Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Литературная викторина «В мире сказок». Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка».

Цель: приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство с русскими народными сказками.

Задачи:

  • способствовать формированию умение узнавать и называть русские народные сказки по загадкам, героям и иллюстрациям;
  • побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев, определять их поступки;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников;
  • развивать память, внимание, творческие способности детей;
  • способствовать созданию положительного эмоционального настроя;
  • воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Материал и оборудование:

 

иллюстрации к знакомым русским народным сказкам;

«волшебный сундучок» с предметами: яйцо, бобы, короб, деревянные ложки;

игрушечный человечек, игрушки: петух, кот, лиса;

иллюстрации к сказке «Жихарка»;

картинки с изображением печи, обеда в деревенской семье;

зонтик с ленточками для игры «Карусель»;

модели (кружки разных цветов) для моделирования сказки «Жихарка».

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию;

рассматривание книг, иллюстраций к русским народным сказкам;

просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

Ход НОД.

I. Вводная часть

Введение в тему.

– Ребята, вы любите сказки?

Все на свете дети очень любят сказки,

Все на свете дети сказки очень ждут,

Если очень любишь, если очень веришь,

Сказки станут былью, в гости к нам придут!

– Чем сказки отличаются от других жанров (рассказов, стихотворений)?

– Как называются сказки, которые написал народ?

– Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных).

– Давайте посмотрим, как вы знаете русские народные сказки, проведем викторину «В мире сказок».

II. Основная часть

Литературная викторина по сказкам.

Загадки.

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и…

(Репка)

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла,

Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!

(Маша и медведь)

У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.

(Гуси – лебеди)

Круглый, тонкий, плетённый
Вместе в лес пошли зелёный.
Вместе в домике живут,
Вместе пироги пекут.

( «Пузырь, Соломинка и Лапоть»).

Дидактическая игра «Узнай сказку».

– Сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок. Вы должны узнать сказку и выбрать иллюстрацию к этой сказке.

(Зачитываются отрывки из сказок «Теремок», «Кот, петух и лиса», Заюшкина избушка»).

– А сейчас я вас хочу прокатить на сказочной карусели.

Эй! Кого на праздничной неделе
Не катала на карусели?!
Все сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь.

– Смотрите, какая красивая карусель. Берите по ленточке и слушайте внимательно.

Подвижная игра «Карусель»

Еле – еле, еле – еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра.

Игру можно провести 2 – 3 раза.

Дидактическая игра «Волшебный сундучок».

– Есть у меня сундучок с предметами из сказок. Вам надо узнать в каких сказках встречались эти предметы.

(В сундучке лежат бобы из сказки «Петушок и бобовое зернышко», яйцо из сказки «Курочка ряба», скалка из сказки «Лисичка со скалочкой», деревянные ложки. Последними воспитатель достает деревянные ложки).

– Что это? Из какой сказки ложки?

– Я кажется догадалась, эти ложки из сказки «Жихарка».

– Хотите познакомиться с этой сказкой?

– Тогда садитесь поудобнее, слушайте. Сейчас я расскажу вам сказку, которая называется «Жихарка» (Показывает игрушечного человечка).

Первичное знакомство со сказкой.

Воспитатель рассказывает детям сказку «Жихарка», сопровождая рассказ показом игрушек.

Работа над языком и содержанием сказки.

После ответов детей, воспитатель выставляет соответствующую эпизоду иллюстрацию.

– Понравилась сказка?

– Как называется сказка?

– Какие звери поселились в избушке?

– Кто такой Жихарка?

– Что делали кот, да петух? (На охоту ходили).

– А что делал Жихарка? (Домовничал).

Что значит домовничал? (Находился дома, присматривал за хозяйством пока кота и петуха не было, обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал).

– Как Жихарка приговаривал, раскладывая ложки? ( «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а эта – не простая, точеная, ручка золоченая – никому ее не отдам», по необходимости помогает воспитатель).

– Ребята, как вы думаете, у всех ли были свои тарелки в крестьянской избе?

(Дети отвечают).

– Как правило, все члены семьи в деревенской избе ели из общего котелка (чугунка), по очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке. (Показ сюжетной картинки с изображением обеда в старинной деревенской избе).

– Что однажды случилось, когда кот и петух ушли на охоту? (В избушку вошла лиса).

– Где спрятался Жихарка от лисы? (Под печкой).

– В какой ещё сказке детей спасла печка? (Гуси-лебеди).

– Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду. (Показ картинки с изображением русской печи).

– Что приговаривала Лисичка, когда перебирала ложки? ( «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а эта – не простая, точеная, ручка золоченая это Жихаркина – эту я себе возьму»).

– Почему лиса нашла Жихарку?

– Куда она его утащила?

– Какая была лиса добрая или злая?

– Что Жихарка сделал с лисой? (В печку толкнул).

– Лиса в печке сжарилась. А Жихарка домой вернулся, и стали кот, петух и Жихарка в избушке жить, поживать.

–Какой Жихарка в сказке? Расскажите о нём. (Веселый, хитрый, непослушный, маленький).

– Покажем, какой он… (Проводится физкультурная минутка).

Физкультурная минутка.

Жихарка наш молодец,
Жихарка наш удалец!
Подметёт, наварит щей,
Угостит своих друзей!

– Скажите еще раз, как называется сказка?

– Посмотрите на иллюстрации другой сказки «Кот, петух и лиса» и скажите, чем похожи эти две сказки?

– Чем отличаются эти сказки?

В заключении воспитатель еще раз рассказывает концовки этих сказок.

– Обе сказки заканчиваются счастливым концом.

Моделирование сказки.

– Сейчас я расскажу сказку «Жихарка» еще раз, используя модели.

– Обозначим кружками разного цвета героев сказки: лису – оранжевым, петуха – красным, кота – серым, Жихарку – белым.

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ моделированием.

III. Заключительная часть

Рефлексия.

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

Просмотров: 1164
Категория: По направлениям » Для детского сада » Конкурсы, викторины




Другие новости по теме:

  • Елена Дятченко. Конспект НОД тема: 'Драматизация сказки 'Лиса, Заяц и петух'
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Марина Бурунова. Творческий проект: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Ильинская Диана Витальевна. Сценарий праздника «Что за прелесть эти сказки»
  • Свинцова Марина Анатольевна. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ по сюжету русской народной сказки «Аленушка и лиса» для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
  • Наталия Мороз. Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Менщикова М. А. Конспект НОД в средней группе «Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Дидактическая игра «Разноцветный сундучок» (предметные картинки – «посуда»)».
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Шевель Евгения Васильевна. Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой на тему 'Пересказ русской народной сказки 'Петух и собака'
  • Романова Светлана Викторовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные, пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшинчик»
  • Ан Таисия Евгеньевна. Сценарий новогоднего представления «Как Лисичка и Зайка Новый год встречали»
  • Серебрякова Татьяна Александровна. Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям
  • Субботина Надежда Ивановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ сказки «Лиса и Журавль»
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Соловьева Наталья Юрьевна. Конспект занятия «Любят сказки все на свете».
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Асташина Ирина Владимировна. Сказка на новый лад «Пузырь соломинка и лапоть» по мотивам русской народной сказки
  • Цветкова Людмила Александровна. Непрерывная образовательная деятельность для детей 5-6 лет «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»
  • Шматова Е. В.. Викторина по сказкам для детей младшей группы «В гостях у сказки»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Малинина Татьяна Александровна. Конспект занятия «Ах, эти русские сказки» в подготовительной группе
  • Редактор. Сценарий новогодней сказки, Что дороже всего
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь