Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой на тему "Пересказ русской народной сказки "Петух и собака"
Подготовила воспитатель: Шевель Евгения Васильевна 2015-2016 уч. год МБДОУ д/с "Чебурашка" № 75 Брянск 2016г.
Задачи:
- учить пересказывать сказку с опорой на схемы; уточнить представления о структуре литературного произведения, жанровых особенностях и видах сказок;
- развивать творческие способности детей в процессе драматизации сказки;
- способствовать развитию у детей дружеских взаимоотношений, желание придти на помощь в трудных обстоятельствах.
- Активизировать в речи детей сказочные обороты и образные выражения: "Пошли куда глаза глядят"; "жили-были"; стала заря заниматься.
Материал к занятию: шапочки для драматизации, декорации к сказке, выставка детской художественной литературы, мнемотаблицы, иллюстрация собаки и петуха.
Предварительная работа: рассказывание сказки "Петух и собака"; речевая игра "Узнай и расскажи сказку"; рассматривание иллюстраций к сказке "Петух и собака"; знакомство с мнемотаблицей; игра "Сложи героя из сказки".
Предполагаемый результат:
- дети научились пересказывать сказку близко к тексту с помощью мнемотаблицы, используя образные слова и выражения;
- дети научились, через мимику, характерные движения передавать особенности персонажей сказки;
- обогатился опыт дружеских отношений.
Ход занятия: (зайти в группу с детьми и поставить их полукругом)
Воспитатель: дети, мы с вами любим читать разные и интересные книги: рассказы, сказки и стихи.
Ребята, обратите внимание на нашу выставку книг (подойти к выставке). Покажите и назовите, какие видите книги со сказками, рассказами?
Дети: "Денискины рассказы"; "Львёнок и черепаха"; "Русские народные сказки", Е. Чарушин "Про Томку" и т.д.
Воспитатель: а теперь подумайте и скажите, чем сказка отличается от рассказа?
Дети: сказка начинается: жили — были, в некотором царстве, в некотором государстве; а заканчивается вот и сказочке конец, а кто слушал молодец; сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок, животные могут разговаривать; есть волшебные предметы и волшебные превращения.
Рассказ начинается: однажды в городе...., нет превращений; у рассказа правдивая история, а сказка выдумка, у рассказа всегда есть автор, а у сказки не всегда.
Воспитатель обобщает ответы детей. Да ребята молодцы. Вы правильно рассказали об отличии сказки от рассказа, об особенностях рассказа и сказки.
Воспитатель: присаживайтесь на стулья и мы продолжим наш разговор о сказках.
(Вывешиваю иллюстрации собаки и петуха)
Ребята вы догадались из какой сказки эти герои?
Дети: да, эти герои из русской народной сказки "Петух и собака"
Воспитатель (вопросы по содержанию сказки):
- Ребята, о чём эта сказка? (о дружбе)
- Как вы думаете, почему петушок избежал беды и не попал в лапы лисы? (потому что собака верный друг)
- Вспомните, где они устроились на ночлег? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло)
- А почему они ушли от бабушки и дедушки? (потому что их плохо кормили).
- Ребята, а теперь подумайте и скажите, где у сказки начало? С каких слов начинается середина сказки и чем она заканчивается? А каков конец сказки?
- Дети, вспомните какие есть в сказочные слова и обороты в нашей сказке?
Воспитатель: а теперь с помощью таблицы давайте перескажем сказку. Кто хочет?
(один ребёнок пересказывает полностью)
Воспитатель: молодец, ты пересказал (а) сказку близко к тексту, использовал (а) слова и выражения, которые есть в сказке). Теперь сказку нужно пересказать по-другому: кто — то из вас перескажет начало, кто — то середину сказки, кто — то конец. Кто хочет? (Выходят дети).
Воспитатель: будьте внимательны, следите за пересказом друг друга, чтобы вовремя вступить в дальнейший пересказ (пересказ сказки тремя детьми).
Воспитатель: молодцы! Вы внимательно слушали друг друга, поэтому пересказ сказки получился плавный, без остановок.
Воспитатель: ребята, я вижу вы немного устали, подойдите ко мне и мы с вами немножко отдохнём.
Физминутка: "Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
«Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели — встали, сели — встали И на месте побежали».
Воспитатель: а теперь мы с вами отправимся в театр: одни дети будут актёрами, а другие зрителями. Кто хочет быть актёром и участвовать в показе сказки? (Выставляю ширму).
Воспитатель: актёры готовьтесь к выступлению.
Обращаюсь к "зрителям":
Пока актёры готовятся к спектаклю, давайте вспомним правила поведения в театре.
Дети: нужно спокойно занять свои места, нельзя громко разговаривать. внимательно и слушать во время спектакля, спокойно хлопать после просмотра спектакля, не вставать с места, пока не закончиться спектакль и т.д.
Драматизация сказки.
Воспитатель: вот такая хорошая сказка о дружбе и взаимопомощи; всегда нужно приходить на помощь другу в беде. Подойдите ко мне поближе.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе.
Дети: "Старый друг, лучше новых двух"; "Дерево живёт корнями, а человек друзьями"; "Без друга на сердце вьюга"; "Друг за друга держаться — ни чего не бояться".
Воспитатель: "Друг за друга держаться — ни чего не бояться"- какая хорошая пословица. Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: если рядом друг, то ничего не страшно.
Воспитатель: молодцы ребята, вы правильно понимаете эту пословицу.
Воспитатель: ребята, давайте теперь вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?
Дети: вспомнили, чем сказка отличается от рассказа; пересказывали сказку с помощью таблицы "Петух и собака", а потом были в театре и смотрели спектакль, вспомнили пословицы о дружбе.
Воспитатель: "Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок" — эти слова подтверждают, что сказка учит нас только хорошему, доброму.
Ребята, когда мы дружим, делаем добрые дела, помогаем друг другу, то мы отдаём частичку своего тепла, своего сердца. Вот и я вам хочу подарить частичку своего сердца (дарю детям сердечки).
|