Педагогическая статья Автор: Касимова Разиля Газизулловна Воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ № 111 г. Ижвск
Дошкольный возраст – это время становления нравственных основ личности. Одной из составляющих нравственного воспитания является эмпатия.
Эмпатия, по мнению многих педагогов и психологов – это сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого. Способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей, чувств.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Такие нравственные категории как добро и зло, хорошо и плохо, сочувствие, сопереживание, содействие целесообразно формировать своим собственным примером. А также с помощью русских народных сказок.
Русская народная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляется не только новые знания и представления, но что, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Сказки поддерживают ярко выраженную в детях склонность к воображению, фантазированию, любознательности. Русская народная сказка показывает противоборство меду добром и злом, между положительными и отрицательными персонажами. Сопереживая перипетиям этой борьбы, ребенок проникается симпатией к положительным персонажам и антипатией к отрицательным. Вслед за отношениями к персонажам популяризуется и его отношение к совершаемым ими поступкам.
Многие педагоги, такие как А.М. Бородич, Л.М. Гурович, Р.И. Жуковская, Е.П. Короткова и др., рекомендовали использовать методику ознакомления со сказкой в целях воспитания эмпатии.
Данную работу следует начинать с отбора сказок.
М.К. Боголюбская, В.В Шевченко, Л.Б. Береговая, Л.М. Гурович выделяют несколько требований к отбору сказок:
- Тесная связь с текущей воспитательно-образовательной работой.
Данная связь обеспечивает глубину восприятия детьми художественных образов, содержание сказки. Например, в связи с подготовкой к празднику Масленица, дети хорошо воспримут сказку «Снегурочка».
- Впечатления детей в связи с наблюдением природных явлений в
различные времена года дополнятся слушанием сказки, соответствующего содержания, например, зимой – «Морозко».
- Принцип тематического единства или единства образов. Данное
требование предъявляется в том случае, если исполнение одной сказки не займет всего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. В таком случае нужно брать несколько сказок, но основываясь на принципе тематического единства.
- При отборе сказок необходимо видеть, какая позитивная
концепция выдвигается. Идейная направленность сказки должна отвечать задачам нравственного воспитания. Так, например, уроки доброты дается в таких сказках как «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.
- Доступность. Чем старше дети, тем более усложняется
содержание сказки. Доступным произведением является такое, которое создает условия для возникновения интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к более глубокому проникновению сказки.
При этом обстановка при рассказывании сказки должна быть естественной, непринужденной. Дети должны сидеть полукругом перед рассказчиком, чтобы каждый видел изменение выражения лица рассказчика, наблюдали за мимикой, жестами. Не рекомендуется сопровождать сказку демонстрированием картинок, так как показ картин нарушает целостность впечатления. Педагогу необходимо так передавать характеры героев, чтобы дети сразу же, с момента первого упоминания о них, поняли, каков этот персонаж, как к нему относиться, сочувствовать ему или осуждать его. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается. Параллельно углубляется усвоение содержания сказки. Ее причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки событий. По окончании рассказывания сказки, необходимо сделать длительную паузу, которая позволит слушателям побыть некоторое время под впечатлением, а затем вернуть их из мира сказочной фантастики к реальной действительности.
Далее после рассказывания сказки проводится беседа. Беседа должна быть содержательной и интересной, четкой и лаконичной. Дети дошкольного возраста легко и с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребностям поговорить о прочитанном, поделится своими впечатлениями. В ходе беседы воспитатель учит отвечать на вопросы, связанные с содержанием сказки, оценивать поступки героев и некоторые нравственные качества, определять и мотивировать свое отношение к героям сказки (положительным и отрицательным). Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, а с другой не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей.
После проведения беседы рекомендуется продолжить обсуждение сказки в форме игры-беседы с ее персонажами. Такой метод предложила педагог-психолог А. Д. Кошелева. Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко». Воспитатель должен по возможности имитировать интонации, характерные для того или иного персонажа. Куклы спрашивают у детей, кто им больше нравится и почему. Здесь надо дать ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями. Куклы голосом воспитателя высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонаж при этом поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный – добрые и справедливые дела и взаимоотношения.
Педагог может также предложить детям нарисовать сценки особо важных в нравственном плане ситуаций сказки и подарить этот рисунок одному из персонажей. Важно понаблюдать сразу ли они начнут рисовать или сначала задумаются над тем, для кого делать рисунок. Далее важно проследить, что именно рисуют дети, если рисунок готовится к отрицательному персонажу. Тут необходимо, чтобы ребенок четко и подробно мотивировал, что именно и с какой целью он рисует для отрицательного персонажа.
А. Д. Кошелева предложила прием «нравственной лесенки». Данный прием позволяет выяснить, насколько освоено детьми нравственное содержание сказки. Дети должны расположить героев на лесенки следующим образом: на самых верхних ступенях тех, которые понравились больше всего, оказались добрыми, отзывчивыми, а на самых нижних тех, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. Раскладывая картинки, дети ведут себя очень эмоционально, замеченные ошибки тут же исправляют. Затем у детей спрашивают, на кого они похожи, по их мнению, в данное время, и на кого хотели бы быть похожими в будущем.
Для того чтобы воспитывать эмпатию у ребенка через сказку, необходимо, прежде всего, учить умению воспринимать эмоционально-экспрессивное состояние человека, побуждать к углублению в мир переживаний героев, приучать к выражению своих впечатлений, передавать свое отношение к содержанию, поступкам героев сказки. В связи с этим можно использовать следующие приемы:
- Прием использования «волшебной палочки».
Воспитатель предлагает детям представить, что у них в руках волшебная палочка. Она говорит детям: «Я буду рассказывать сказку, а в тех местах ее, где герои будут делать не так, как нужно, вы взмахните палочкой, может быть, герои увидят и сделают по-другому». При этом сказка для детей должна быть знакомой, чтобы дети знали о неправильных поступках героев.
Воспитатель после рассказывания сказки предлагает написать письмо героям. Положительному: слова утешения, а отрицательному: о том, как нельзя поступать. После того, как дети напишут письмо, его запечатывают в красивый конверт и «отправляют» в сказку.
Разыгрывается нравственная ситуация сказки. По ходу разыгрывания сценки педагог побуждает детей к обсуждению тех или иных нравственных ситуаций, связывая их с личным опытом ребенка.
- Домысливание судьбы героя.
Задание предполагает рассуждение детей о том, как в дальнейшем сложится судьба героев сказки (положительных и отрицательных). Дети, переживая за положительных героев, приписывают им хорошие поступки, а к отрицательным – отрицательные.
Суть данного метода заключается в том, что воспитатель предлагает детям побыть в роли персонажей сказки. Например, «представь, что ты девочка из сказки «Цветик-Семицветик». Расскажи, какое последнее желание ты бы загадала? Ты бы помогла мальчику, попавшему в беду? и т. д.
Таким образом, взрослый должен научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, умению действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. Русская народная сказка в этом является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, человечности.
|