Старший дошкольный возраст – период активного речевого развития. Совершенствуется, в том числе, и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (повествование, описание, отчасти рассуждение) как с опорой на наглядный материал, так и без таковой. Усложняется синтаксическая структура детских сочинений-рассказов, повышается доля сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Однако у многих детей эти умения еще неустойчивы. Они испытывают затруднения при отборе фактов для своих рассказов, при определении логической последовательности в их расположении, в построении структуры и языковом оформлении высказываний. Коммуникативный подход к вопросам речевого развития детей требует и новых методов обучения [3,c. 74].
Нам особенно интересны работы Т.А. Ладыженской тем, что она, изучая умение детей создавать текст, обращает внимание и на особенности развития связной речи дошкольников. Проанализировав категориальные признаки текста с позиций современной лингвистики, автор подчеркивает необходимость изучения связной речи не только с точки зрения использования разнообразных языковых средств, но и с позиций сформированного механизма построения текста и использования сложных синтаксических целых в устных высказываниях детей
Важным направлением в развитии связной речи старшего дошкольника является появление ее новых форм — контекстной и объяснительной. Исследование А.М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью.
Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого [5].
В среднем, и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи, в которой дошкольники могут проявить словесное творчество – рассказом и пересказом.
Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие словесного творчества детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания [1, с. 28].
Старшие дошкольники проявляют значительную творческую активность в литературно-речевой деятельности. Это проявляется в выполнении ими пересказов текстов художественных произведений доступного пониманию уровня, в выразительном чтении знакомых стихов, в составлении собственных сочинений – рассказов, сказок. В творческом рассказывании в первую очередь находят отражение впечатления действительности и образов искусства, воспринятых ребёнком.
Важно воспитывать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям народного творчества, вызвать желание сочинить самому, рассказать другим сочиненную сказку. Под влиянием произведений устного творчества происходит интенсивное обогащение словаря ребёнка, дети начинают осознанно пользоваться в собственной речи поэтическими метафорами и эпитетами, образными сравнениями и определениями [4].
Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно – творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно – творческой деятельности [2].
Условиями для успешного формирования литературного творчества являются:
- Проведение грамотно организованной систематической работы по развитию речи дошкольников, направленной на расширение словарного запаса, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи;
- Обеспечение активного восприятия художественного слова;
- Развитие связной речи в пересказе, в составлении собственного рассказа, сказки;
- Совершенствование умений выразительного чтения;
- Воспитание поэтического слуха [6].
Таким образом, развитие и проявление литературно-творческих способностей в связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Список литературы
- Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М.: Мозика-синтез, 2013.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ВУЗов. — 7-е изд., стереотип. — М.: изд. центр «Академия», 2002. — 456 с.
- Полуянов Д. Воображение и способности. – М.: Знание, 1985.
- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2012, №5, С. 21–27.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
Дети рассказывают друг другу, как изготовлялась матрешка (закрепление пройденного материала)
|