Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А

Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина

Левашова Светлана Евгеньевна воспитатель ГБОУ Школа № 1286 (дошкольное отделение «Радуга») г. Москва, Россия

Цель: Формирование у детей интереса к произведениям художественной литературы, приобщение детей к народным традициям и фольклору.

Задачи:

  • углубление и расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина (на примере «Сказки о рыбаке и рыбке»);
  • определение лексического значения устаревших слов;
  • определение характерных для фольклора особенностей;
  • развивать умение восприятия образного содержание сказки;
  • воспитывать умение понимать изобразительно-выразительные средства;
  • развитие умения изображать понравившихся героев сказки;
  • воспитание любви и формирование интереса к литературным произведениям.

Материалы и оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина;
  • книги сказок поэта (Сказки А.С. Пушкина, Серия: Библиотека детского сада, Издательство Проф-Пресс, 2019 г., 64 с.)
  • иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Вступление к занятию:

Александр Сергеевич Пушкин с глубоким интересом изучал народные обычаи и поверья, проявлял усиленный интерес к народному творчеству и преобразил русскую литературу. Он писал о добре и зле, о любви к природе и всему прекрасному, об уважении к человеку и его хороших и плохих качествах. Все персонажи сказок А.С. Пушкина являются собирательными образами народа со своими добрыми и злыми поступками, благородством и завистью, щедростью и жадностью. Эти образы понятны и ясны каждому человеку любого возраста.

В своей «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин отразил ненасытность — как отрицательное качество человека: ненасытность постоянно растущих запросов старухи ее и погубила. При этом положительным персонажем в Сказке показан старик с его добротой и бескорыстностью поступков: поймав волшебную рыбку он отпустил ее.

Ход занятия:

Воспитатель:

  • Дорогие ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» мы будем учиться определять и находить фольклорные черты в его произведениях.

Воспитатель обращает внимание детей на портрет поэта.

  • Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, написавший много сказок и стихотворений. Родился он в Москве. С самого детства любил слушать сказки и предания, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Пушкин много ездил, узнавал о быте и жизни крестьян и простых людей. Живя в Михайловском, он с интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Он приглашал к себе простых людей, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них. Под впечатлением услышанных им народных историй он начал писать сказки.

Далее воспитатель задает детям вопрос, какие сказки А.С. Пушкина они знают. Дети отвечают. ( «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.)

  • Сказки – это один из любимых жанров Пушкина. В его сказках нашли отражение народные мотивы. И сегодня, мы с вами попробуем найти черты фольклора в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке». Сейчас я вам прочту сказку, а вы внимательно послушайте. Обратите внимание на то, каким языком написана сказка, какие события в ней происходят. Итак, внимание…

Воспитатель читает сказку детям. После чтения сказки воспитатель задает детям вопросы:

  1. Подумайте, чем отличаются сказки А.С. Пушкина от других сказок. Как они написаны? (В стихах)
  2. Какой жизнью живут главные герои сказки (старик и старуха)? (жизнь простых крестьян и бедных людей)
  3. Каким вам показался старик? Какой он? (добрый, спокойный, ласковый, тихий, отзывчивый и т.д.)
  4. А старуха? (злая, корыстная, жадная и т.д.)
  5. Каких людей высмеивает поэт в этой сказке? (ненасытных и жадных)
  6. Какие необычные и волшебные события происходят в сказке? (рыбка говорит человеческим голосом, старуха превращается столбовой дворянкой, разбитое корыто становится новым и т.д.)
  7. Какие старинные и народные слова (выражения) используются в сказке? ( «Чего тебе надобно, старче?», «Смилуйся, государыня рыбка!», «Еще пуще старуха бранится», «Дурачина ты, прямой простофиля!» и т.д.)
  8. Как по-разному море встречало старика каждый раз, когда он приходил к рыбке с очередной просьбой? (Море слегка разыгралось, помутилось синее море, почернело синее море)
  9. Почему рыбка не выполнила последнее желание старика, а старуха потеряла все, что получила? (Рыбка не захотела быть у старухи “на посылках” и потерять свободу)

Воспитатель подводит итоги и обращает внимание детей на то, что в сказке отражается свойственная фольклору поэтика повтора ( «Смилуйся, государыня рыбка!» старик произносит каждый раз, обращаясь к рыбке); ритм сближает сказку с народной песней; обилие просторечий и постоянных эпитетов; добро в сказке побеждает зло.

После ответов на вопросы воспитатель предлагает детям нарисовать любого понравившегося героя.

Просмотров: 465
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление по мотивам сказок А. С. Пушкина «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
  • Александр Сергеевич Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  • Плясова Анна Андреевна. Конспект тематического итогового занятия освящённого 210 годовщине со дня рождения великого поэта «Читаем сказки А.С. Пушкина»
  • Дорошенко Ольга Михайловна. Волшебный мир его сказок Пушкина
  • Вансович Надежда Ивановна Овсянникова Татьяна Васильевна Чечурова Татьяна Александровна. Игра – викторина «Сказки Пушкина — мудры, их мы с вами знать должны»
  • Маслова Татьяна Алексеевна. Проект «Сказки А.С. Пушкина»
  • Шафранова Анна Алексеевна. Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста по теме сказки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»
  • Сысенко Татьяна Инокентьевна. Творческий проект «Сказки А.С. Пушкина»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Толстова Ольга. Сценарий праздничной программы с постановкой сказки 'Старуха, дверь закрой!' 'Ликуй земля! Христос воскрес!'
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Родина Екатерина Валерьевна. Проект по литературному чтению Тема: «Что интересного я знаю о жизни Александра Сергеевича Пушкина».
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Буйлова Галина Иннокентьевна. Конспект открытого занятия 'Русские народные сказки'
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Володькина Анита Викторовна. Презентация «Русские народные сказки».
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Ухалкина Вера Евгеньевна. Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»
  • Зайцева Светлана Николаевна. Формирование у детей 6-7 лет интереса к сказкам в процессе реализации проекта «Литературная гостиная по сказкам А.С. Пушкина»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь