Ведущий Пасха - праздник Светлого Христова Воскресенья - центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. Праздник Воскресенья Христова называется Пасхой по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев под предводительством пророка Моисея от египетского плена. Христианство, придя на Русь из Византии, принесло и празднования Пасхи, и церковный обычай. Праздник Пасхи был самым торжественным, он получил название: «Царь дней» или Велик день, «Праздников праздник и торжество из торжеств». Пасха на Руси самое радостное и торжественное празднество. И не удивительно, что наши предки обставили его множеством обычаев, идущих из глубины веков. Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторженном состоянии учеников Христовых, внезапно узнавших о Воскресении Его, и тогда они с радостью спрашивали друг друга: «Христос воскресе?» и отвечали «Воистину воскресе!» Обычай дарить яйца существовал с глубокой древности задолго до Рождества Христова. В античности существовал обычай подносить яйца в знак приветствия в день рождения, в новый год с пожеланиями благ. У иудеев и язычников было принято, являясь к важному лицу, приносить ему что-либо в подарок в знак уважения и почитания. Люди состоятельные приносили золото и драгоценности, бедные же в подобных случаях приносили яйца домашних птиц, плоды (фрукты). Именно этот простой иудейский обычай и исполнила равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя о Воскресении Христовом, придя к Римскому императору Тиберию. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос воскрес!» Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых. - В это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным! И в тот же миг белое яйцо стало алым. С тех пор традиция приготовления на Пасху крашенных яиц и подношения их в качестве подарков стало самой распространенной во всех странах, где исповедуется христианство. Ведущий: - Дорогие ребята! Сегодня наши посиделки посвящены празднику «Светлой Пасхи», которая всегда приходит к нам весной. 1 чтец: - Под напев молитв пасхальных и под звон колоколов к нам летит весна из дальних полуденных краев. Ведущий:
- Ребята, а вы знаете, что такое Пасха? Название праздника происходит от Еврейского слова «Исход», «Избавление». Это время серьезных размышлений о себе, о своих поступках, делах добрых и плохих. Начиналась Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных христианских праздников, утверждающих воскресение Христа. Пасху называют торжеством из торжеств. 2 чтец: - Повсюду благовест гудит, из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес. Христос воскрес! Христос воскрес! 3 чтец: - Вот просыпается земля, И одеваются поля. Весна идет полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Ведущий: - В этот день звонят колокола особенно торжественно. Этот звон зовется «Пасхальный благовест». 4 чтец: - С. Есенин: Колокол дремавший разбудил поля Улыбнулась солнцу сонная земля. Понеслись удары к сонным небесам, Звонко раздается голос по лесам. Тихая долина отгоняет сон, Где-то за дорогой замирает звон. (звучит музыка «Пасхальный звон») Ведущий: -Одним из символом праздника является яйцо - символ зарождающейся жизни. По приданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I-века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствую этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!» Ведущий: - А сейчас я расскажу вам про пасхальные традиции и верования: освященные частички кулича, пасхальное яйцо, свечу со службы сохраняют в доме в течение всего года. Эти святыни охраняют от бед и болезней, защищают дом от всякой напасти; яйца, снесенные курицей' в четверг на страстной недели (то есть предшествующей Пасхе) и съеденные на пасху предохраняют от болезней; нельзя есть пасхальное яйцо и выбрасывать скорлупу на улицу, потому что на протяжении всей святой седмицы сам Христос с апостолами в нищенских одеждах ходят по земле и по неосторожности в него можно попасть скорлупой. Ведущий: - А кто знает народные приметы, связанные с праздником святой Пасхи? (Обращаю внимание на плакаты с народными приметами: 1. Мороз в первый день Пасхи к обильному урожаю. 2. А если будет дождь, то и весна дождливая будет. 3. На пасху умываются с золота, серебра и красного яичка, в надежде разбогатеть и стать красивым. 4. На пасху бросать в окно и лить нельзя - Христос под окном ходит. Ведущий: - А сейчас я вам расскажу, как должен выглядеть пасхальный стол: У пасхального стола нет ограничений. Его накрывают утром в воскресенье. Основу стола составляют мясные и изысканные рыбные блюда. Стол должен быть хорошо накрыт в течение всей Светлой седминицы. Состоятельные люди готовили на этой недели до 40-ка разных блюд - по числу дней поста. Никаких приглашений в Светлую седминицу не требуется: люди навещают друг друга, христосуются троекратным поцелуем, поздравляют с праздником, угощаются. Когда вы «чокаетесь» пасхальным яйцом, не забывайте при этом желать друг другу всего доброго, здоровья, удачи.
Сказка «Старуха дверь закрой». (народная сказка) Ведущий: Под праздник, под воскресный день, Пред тем как ночь лечь, Хозяйка жарить принялась, Варить, тушить и печь. Весна стояла на дворе, И ветер дул сырой. Старик старухе говорит: Старик: -Старуха дверь закрой! Старуха: -Мне только дверь и закрывать. Другого дела нет. По мне пускай она стоит Открытой сотню лет! Ведущий: Так без конца между собой Вели супруги спор, Пока старик не предложил Старухе уговор: Старик: -Давай, старуха, помолчим. А кто откроет рот И первый вымолвит словцо, Тот двери и запрет! Ведущий: Проходит час, за ним другой. Хозяева молчат. Давно в печи погас огонь, В углу часы стучат. Вот бьют часы двенадцать раз, А дверь не заперта. Веселые девицы входят в дом, А в доме темнота. Девицы: - А ну-ка, Ведущий: Гости говорят,- Девицы: - Кто в домике живет? Ведущий: Молчат старуха и старик, Воды набрали в рот Ночные гости из печи Достали пироги, салаты, драники, супы. Хозяйка - ни гугу. Нашли блины, варенье, квас И пробовать давай. Рассказ про блюда: Ведущий: Все взяли гости, что смогли, И вышли за порог. Идут двором и говорят: Девицы: -Сырой у них пирог! Ведущий: А им во след старуха: Старуха: -Нет! Пирог мой не сырой! - Ведущий: Ей из угла старик в ответ: Старик: -Старуха, дверь закрой! Ведущий: -Пасха длится целую неделю. А наши посиделки мы продолжаем за пасхальными столами. Хвалите Господа с небес и пойте непрестанно, Исполнен мир его чудес, И славой несказанной. Хвалите Господа с небес, И ангельские лики. Хвалите Господа с небес И славте человеки! Воскрес Христос! Христос Воскрес! И смерть поправ вовеки! Конспект досуга по социально- нравственному развитию в подготовительной группе «За пером Жар-Птицы». Воспитатель: Богданова Н.Б. Программное содержание: 1 .Формировать у детей культуру общения со взрослыми и сверстниками. Развивать у детей умение управлять своими эмоциями, способствовать формированию навыков саморегуляции, самоконтроля. Упражнять детей в умении «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать. Способствовать развитию умения детей употреблять этикетные формы речи. Предварительная работа: создание ситуаций «Лото настроений», «Угадай эмоцию», «Сделаем друг другу подарок», «Потанцуем и найдём волшебные слова» и др.; общение на темы «Моё настроение, настроение людей», «Что я знаю о себе, какой я?», «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений», «Скажи, кто твой друг?» и др.; разучивание этюдов и упражнений на распознавание ощущений своего тела, эмоций, чувств; чтение художественной литературы-рассказов Н.Носова, Л.Осеевой, В. Катаева, В.Степанова и др.; беседы на этические темы «Давайте, познакомимся», «Моё имя», «Я встречаю гостей», «Правила доброты», «Вежливые слова» и др. Оборудование: плоскостные изображения дворцов «Вежливость», «Добро и Зло», цветные домики, сигнальные фишки, изображение пера Жар-птицы, «волшебная» палочка, талисманы, музыкальные фонограммы песен «Разноцветная игра», «Вместе весело шагать...», «Добрый жук», «Мы едем, едем, едем...». Словарная работа: активизация словаря - добрый, настроение, чувства, вежливый, спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания; обогащение словаря—талисман, счастье, мимика, мышцы, жесты. Ход занятия: Воспитатель в группе «находит» перо «жар-птицы» и собирает детей вокруг себя. Воспитатель: Дети, Жар-птица, пролетая над нашим детским садом обронила своё перышко. Да, здесь что-то написано! (зачитывает приглашение в зал) Дети нам пора в путь. Дорогу покажет перо, (все вместе идут в муз. зал). Посмотрите, перышко привело нас в волшебную страну. Да, мы здесь не одни! Здесь ещё есть гости. Поприветствуйте их по-разному! (дети здороваются, кланяются, машут рукой) Звучит волшебная музыка. Воспитатель: Слышите, ребята, звучит волшебная музыка, она зовёт нас в путь, идите за мной. ( дети в лёгком кружении двигаются за вос-лем) 1-я часть. Вот мы и во Дворце Вежливости (плоскостное изображение дворца, закрытого грубыми кирпичами). Ребята, посмотрите, ведь до нас здесь побывал волшебник, добрый или злой? Я тоже думаю злой! Надо расколдовать дворец, а помогут нам в этом добрые слова, весёлые песни и смех. Я буду читать стихотворение, а вы добавляйте добрые слова, которых в нём не хватает. Растает даже ледяная глыба От слова тёплого .... (спасибо) Зазеленеет старый пень, Когда услышит .... (добрый день) Если больше есть не в силах, Скажем маме мы .... (спасибо) Мальчик вежливый и грамотный Говорит встречаясь ... (здравствуйте) А во Франции и в Дании На прощание говорят .... (до свидания) (по мере того как дети называют слова, вос-ль убирает кирпичи и открывает изображения слов) Здесь, как и в нашей группе, живут и мальчики и девочки. А ещё здесь живут разные животные. Но злой волшебник превратил их в картинки. Оживите их движениями и мимикой, а я подскажу их особенности, (дети выполняют этюд, а вос-ль вставляет карточки с изображениями животных в окошки) - грустный пингвин - испуганный кот - радостный заяц - сердитый медведь - злой волк С этим заданием вы хорошо справились, звери ожили. Теперь повеселите их, исполните им танец «Разноцветная игра».(дети исполняют танец под музыку) 2-я часть. Звучит волшебная музыка. Воспитатель: Мы идем по улице настроения. Что такое настроение? (душевное переживание) Посмотрите, человечки на этой улице строят дома в зависимости от своего настроения. Как вы думаете, какое настроение у человечков красного дома? (жёлтого, синего, чёрного, зелёного) Когда у вас бывает весёлое настроение? Как вы думаете, радость это когда...? На какое время года похоже грустное настроение, а весёлое? Вос-ль: А теперь надо создать настроение нашим мышцам. Встаньте врассыпную, мы будем выполнять гимнастику для мышц лица. - Сморщите лоб, поднимите брови. Что вы делаете? (удивляются) - Расслабьтесь. - Сдвиньте брови, нахмурьтесь. Что вы делаете? (сердятся) - Расслабьтесь. - Расширьте глаза, откройте рот, руки сожмите в кулаки, всё тело напряжено. Что делаете сейчас? (боятся) - Расслабьтесь. 3-я часть. Звучит волшебная музыка. Воспитатель: Ребята встаньте в круг. Вот мы и в кругу друзей. Дети поют песню «Мы едем, едем...» Вот, какие мы дружные. Представьте, что произошла беда и злой волшебник заколдовал всех друзей и вы рассорились. Хотите услышать совет злого волшебника? Слушайте! Если друг твой самый лучший Подскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лёжа в луже, Ты ничуть не огорчён - Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей. Вам понравился совет злого волшебника? Такое советуют настоящим друзьям? Как правильно поступить в такой ситуации? Что вы посоветуете? Как помочь стать добрее, внимательнее? Воспитатель: Да, другу всегда помогайте, друга всегда выручайте, не ждите, когда вас попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна. Плохо смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию. Я вижу вы умеете заботиться о своих друзьях и поэтому легко сможете оценить поступки детей.(дети садятся на стулья и беру в руки фишки красного и чёрного цветов) Я буду называть ситуацию, а вы оцените хороший поступок - красной, а плохой - чёрной фишкой. - замесить тесто «понарошку», - рассмешить себя, глядя в зеркало, - послушать приятную музыку, - спеть весёлую песенку, - попросить помощи у взрослых, - рассказать о своих чувствах и т. п. Воспитатель: Ребята, давайте дадим злому волшебнику возможность исправиться! (достаёт* зеркало, подносит к изображению злого волшебника и вместе с зеркалом снимает его) Посмотрите, это ему помогло! Добрым быть приятнее! Порадуйтесь за волшебника и исполните танец «Добрый жук». 5-я часть. Звучит волшебная музыка. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно общаться без слов? Давайте попробуем! Встаньте в круг. Тот, на кого я покажу волшебной палочкой, выйдет в центр круга и покажет жестами своё любимое занятие, а остальные дети будут отгадывать, (вызывает 2-3 человек) Видите, как интересно общаться без слов, но мы с вами не всегда отгадывали, то, что видели. И вы убедились, что общаться без слов тяжело. Но как приятно, когда тебя понимают! Вам приятно? Это и есть счастье! Ребята, вы счастливы? Скажите дружно: «Мы, счастливы!». А я на счастье хочу подарить вам всем талисманы. Когда вам будет трудно и вы огорчены, посмотрите на него и улыбнитесь, как он улыбается вам . (вос-ль дарит сувениры на память) Нам пора вернуться в группу. Попрощайтесь с гостями волшебной страны по-разному, не повторяя друг друга. Дети уходят из зала.
|