Конспект тематического итогового занятия освящённого 210 годовщине со дня рождения великого поэта «Читаем сказки А.С. Пушкина»
Цель:
- закрепить и расширить знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве;
- развивать интерес к художественной литературе и чтению;
- совершенствовать умения выразительно читать стихи, перевоплощаться,
- импровизировать;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи, навыки звукового анализа, составления и чтения слов, закрепить правило написания имён собственных;
- автоматизировать правильное произношение поставленных звуков в свободной речевой деятельности;
- развивать связную речь, общие речевые навыки, просодическую сторону речи, творческие способности, выразительность движений, жестов, мимики;
- умение сотрудничать и взаимодействовать;
- воспитывать любовь к русской литературе, к великому поэту А.С. Пушкину.
Оборудование:
- портреты А.С. Пушкина, выставка книг, иллюстраций, элементы костюмов: кокошники, маски — шапочки, схема слова, карточки для составления слов, * кассы букв, ларец, сундук, аудиозапись «Полёт шмеля».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Скачать: Конспект тематического итогового занятия освящённого 210 годовщине со дня рождения великого поэта «Читаем сказки А.С. Пушкина» (презентация)
Дети подходят к стенду, на котором расположены портрет великого поэта его книги, иллюстрации.
2. Вступительное слово:
6 июня — день рождения А.С. Пушкина, великого русского поэта.
Он родился более 200 лет назад, и его славное имя осталось в истории России навсегда. Пушкин — всемирно известный поэт. Он сделал русскую художественную литературу одной из великих литератур мира.
Люди не живут 200 лет, а стихи, поэмы, сказки, рассказы — живут.
Это произведения гениальных, талантливых людей, каким и был Александр Сергеевич Пушкин.
Давным- давно он был таким же ребёнком, как вы сейчас. Сохранился миниатюрный портрет трёхлетнего Саши. Милое детское лицо, светлые волосы и удивительно умные, не по-детски серьёзные голубые глаза.
Этому ребёнку суждено было стать «славой и торжеством России».
Он родился в Москве в дворянской семье. Родители его были интеллигентные, образованные люди. В раннем детстве Александра Сергеевича воспитывала бабушка Марья Алексеевна, которая обучила его грамоте, и няня Арина Родионовна, в последствии воспетая Пушкиным в стихах. Арина Родионовна, простая русская крестьянка, открыла мир красочного народного слова, мудрых сказочных фантазий, удивительный мир русской души.
Затем няню и бабушку сменили иностранные гувернёры и учителя, которые обучали Пушкина иностранным языкам и разным наукам. А.С. Пушкин много читал и уже на 12-ом году стал сочинять стихи. Родители дали прекрасное образование сыну. Он окончил Царскосельский лицей, где Александр Сергеевич сложился как поэт.
Мы встречаемся с его произведениями с самого раннего детства и не расстаёмся всю жизнь. Пушкин написал много сказок для детей.
— Знаете ли вы эти сказки?
Ребёнок:
Сказки Пушкина мы знаем,
Любим их мы, и читаем,
Учим сказки наизусть.
В них живёт наш русский дух.
3. «Любимая сказка»
(Дети садятся на свои места).
— Сейчас я предлагаю вам вспомнить отрывки из любимых сказок А.С. Пушкина, выбрать себе элемент костюма и стать артистами.
(Дети рассказывают отрывки из сказок, отгадывают и выбирают лучшего чтеца.
Три девицы, купцы — «Сказка о царе Салтане», мудрец — «Сказка о золотом петушке», царица — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Балда — «Сказка о попе и работнике его Балде», старик и золотая рыбка — «Сказка о рыбаке и рыбке»).
4. «Золотая рыбка»
Эта рыбка не простая,
Говорит она с тобой.
Труд для разума и взгляда:
Слоги все поставить надо
Друг за другом в чёткий строй.
(Дети выстраивают слоги по высоте и читают: вол-шеб-ни-ки).
— Сейчас и мы будем волшебниками. Мы будем превращать слова, меняя только одну букву. Как превратить ворота в корону?
(Дети работают в кассах: ворота-ворона-корона).
5. «Составь слова и прочитай»
— Эта игра вам знакома, но сегодня мы будем составлять имена. Вспомните, как пишутся имена?
(Дети подбирают карточки по цвету и читают имена сказочных героев: Да-дон, Сал-тан, Гви-дон, Е-ли-сей, Бал-да.)
6. «Подбери схему»
Из каких сказок эти герои?
— Посмотрите на схему (00000 — с,к, с, к. с)
К какому имени подходит эта схема?
(Ответ детей: Дадон).
7. Гимнастика для глаз
—Кто спрятался в ларце?
Он приплыл по окияну
В царство славного Салтана,
Там на тётку разозлился
Он над нею вился, вился,
Зажужжал он и как раз
Тётке сел на правый глаз.
(Ответы детей на вопросы:
«Кто превратился в муху?», «Почему он укусил тётку?)
—Открываем ларец, выпускаем муху. Проследите за полётом мухи глазами, не поворачивая головы: посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, затем — против часовой, описывая взглядом окружность максимального диаметра. Движения глаз плавное.
— В кого ещё превращался князь Гвидон? (Ответы детей).
8. Динамическая пауза. /Координация речи с движениями/
(Звучит аудизапись «Полёт шмеля». Дети выходят на ковёр, образуют круг и выполняют упражнение).
Тут князь очень уменьшился, Дети приседают.
Шмелём он оборотился. Встают, выполняют мелкие взмахи руками.
Полетел и зажужжал; Жужжат.
Судно на море догнал, Бегут на носочках, взмахивая руками,
Потихоньку опустился Вновь приседают.
На корму и в щель забился.
9. Игра «Что в сундуке?»
(Дети и логопед садятся на ковёр рядом с плоскостным изображением дуба вокруг сундука).
— В этом сундуке лежат разные предметы из сказок Пушкина. Хотите посмотреть? Кто возьмёт предмет, расскажет о нём, используя в своём предложении слово который.
(Ответы детей: «Это веретено, которым укололась царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». «Это цепь, по которой ходил кот учёный из поэмы «Руслан и Людмила» и т. д.)
10. «У лукоморья»
— Сегодня мы говорим о сказках А. С. Пушкина. А что вам напоминает этот дуб? Вспомните начало поэмы «Руслан и Людмила».
(Дети по цепочке читают отрывок)
«У лукоморья дуб зелёный…
…………………………………
И я там был, и мёд я пил,
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил».
11. Окончание занятия. /
Оценка работы детей/
Удивительный мир открыл нам А.С. Пушкин! Он говорит с каждым из нас просто и понятно. Вы будете взрослеть, и с вами всегда будет Пушкин. В его стихах каждый найдёт то, что его волнует, что ему дорого. Пушкин — это гордость и слава русского народа!
Пушкин — это возрожденье,
Русской музы — воплощенье,
Наших первых дум и чувств
В светлой области искусств.
Это старой няни сказки,
Это молодости ласки,
Огонёк в степной глуши
Вечно жаждущей души.
Это гений всё любивший,
Всё в самом себе вместивший —
Всеобъемлющ и велик…
Ныне мы поэта славим —
И на пьедестале ставим
Прославляющий нас лик.
Я.Полонский
|