Обучающая презентация для детей по творчеству А.С. Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!»
Наименование мероприятия: «Урок в музее» — в рамках X городского фестиваля педагогического мастерства «От призвания к призванию – 2019»
Подготовила и провела воспитатель: Николаева М.А., I кк Воронеж — 2019 МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №58» Советский р-н Уровень: Муниципальный
Программное содержание:
- Знакомить детей с биографией и творчеством А.С. Пушкина.
- Закреплять знания детей об А.С. Пушкине и его произведениях.
- Формировать нравственных и патриотических чувств, при ознакомлении с культурным наследием родного края через музейные экспонаты.
- Формировать понятие осторожного отношения к предметам старины.
- Закреплять знания о поведении в общественных местах (музеях, театре), в частности в областном литературном музее им. Никитина.
- Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность речи.
- Воспитывать любовь к поэтическому творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.
Скачать: Обучающая презентация для детей по творчеству А.С. Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!» (полный конспект)
Демонстрационный материал:
- Музейные экспонаты областного литературного музея им. Никитина
- Мультимедийное оборудование
- Магнитная доска
- Презентация к занятию
- Волшебный сундучок
- Музыкальная шкатулка
- Атрибуты к дидактической игре «По дорогам Воронежа с Пушкиным»
- Атрибуты к дидактической игре «Угадай сказку»
- Атрибуты к театрализованной деятельности «Сказка о царе Салтане»
- Магнитофон
- Аудиозаписи к театрализованной деятельности
- Ширма
- Стол, скатерть
Конспект
1 часть Вводная:
(Дети входят в зал и приветствуют гостей)
- Все вы за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь!
- Ребята, сегодня мы с вами пришли в гости. Скажите, как мы можем поприветствовать хозяев и других гостей? (Добрый день, здравствуйте, мы рады вас видеть)
- Мы пришли с вами не просто в гости, а в волшебное место…
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья-
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки,
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей
И мы отправимся в … (музей)
- Что такое музей? (Ответы детей)
- Для чего люди создают музеи? (Ответы детей)
- Какие музеи бывают, как вы думаете? (Ответы детей)
- Давайте вспомним правила поведения в музее.
- Сегодня мы с вами пришли в литературный музей. Как выдумаете, какие экспонаты хранятся в этом музее, с чем или кем они могут быть связаны? (Ответы детей)
- Литературный музей, в котором мы сейчас находимся, собрал различные экспонаты писателей и поэтов, которые жили в нашем краю или бывали у нас в гостях.
- Вещи, собранные в музеях очень дороги нам, как память о нашем прошлом; благодаря им мы можем заглянуть в прошлое, совершить путешествие на много лет, а может и веков назад.
- Оглянитесь по сторонам, как вы думаете, кому посвящен зал в этом музее? (Ответы детей)
- Я предлагаю отправиться в путешествие, чтобы, как можно больше узнать о великом русском поэте и о том, что его связывало с нашим краем.
2 часть: Основная
(В центре стол со скатертью, на столе стоит сундучок.
Звучит музыка, дети присаживаются на стульчики. Под музыку воспитатель читает стихотворение.)
Люблю я Пушкина творенья;
И то вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух,
В них Русью пахнет!
Слайд 1 (Пушкин)
- А.С. Пушкин – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Он родился в XIX веке, а это более 2-х веков назад. За свою короткую жизнь он написал множество произведений, которые стали достоянием не только России, но и многих других стран.
Слайд 2 (Прошлое)
- Посмотрите, в какую красивую эпоху жил великий поэт, какая красивая одежда тогда была, здания, предметы которые окружали людей.
- Обратите внимание на экспонаты представленные в нашем музее на столе (показ), это предметы того замечательного времени, в котором жил великий поэт.
- Похоже ли это все на то, что нас окружает сейчас? (Ответы детей)
- А что изменилось? (Ответы детей)
- Действительно, изменились одежда, быт людей, строения и внешний вид городов и сел.
Слайд 3 (Старая Москва)
- И вот в такой старой Москве 6 июня 1799г родился А.С. Пушкин.
Слайд 4 (Родители)
- Посмотрите, как выглядели его родители: мама Надежда Осиповна и отец Сергей Львович Пушкин.
Слайд 5 (Няня)
- Отдельно мне хочется выделить его няню Арину Родионовну – именно она привила маленькому Саше любовь к родному языку. Няня рассказывала Сашеньке много сказок, а рассказывать она умела их так интересно, что Пушкин проникся к сказкам всем сердцем. Именно поэтому Александр Сергеевич любил писать сказки.
Слайд 6 (бабушка и прадед)
- Его бабушка Мария Алексеевна ему много рассказывала о своем детстве, о семейных традициях и о красоте природы края, где она родилась и выросла. В юную душу маленького Пушкина глубоко запали рассказы бабушки о золотистых полях, просторных лугах, о нежных березках и могучих дубах.
- Вы не догадались, какой край описывала бабушка писателя? (Ответы детей)
- Она описывала наш с вами край! Бабушка писателя родилась и жила со своей семьей в Липецке очень долгое время. Пушкин называл свою бабушку Марию Алексеевну – тамбовской бабушкой, а ее отца, своего прадеда, Алексея Федоровича – Тамбовским воеводой. А все потому, что раньше Липецкой области не было, и город Липецк относился то к Тамбовской области, то к Воронежской.
А правильнее их называть воронежскими, потому что Липецк, где жили они тогда, в то время относился к Воронежскому наместничеству, так раньше называли губернию или область. И даже мама поэта родилась здесь. Поэтому мы смело можем гордиться тем, что и бабушка, и мама поэта имеют стойкие воронежские корни.
Слайд 7 (Арап и корабль)
- Знаменитый Арап Петра Великого — это еще один прадедушка Саши Пушкина. Этот прадедушка много плавал на кораблях и даже бывал в Воронеже. Ведь именно в Воронеже Петр I строил первые корабли.
Посмотрите, какие корабли строили в ту эпоху. В нашем музее есть целый зал, посвященный Петру I, и даже есть настоящий макет корабля, который строился в Воронеже. Наверное, именно такие корабли Пушкин описывал в одной из своих сказок.
- Вы догадались, о какой сказке идет речь? ( «Сказка о царе Салтане»)
- Как видите, имя Александра Сергеевича неразрывно связано с нашим краем.
Но это еще не все. …
Многие историки и краеведы спорят до сих пор, а бывал ли поэт в Воронеже? Существует много мнений: одни говорят, что бывал, другие – отрицают это. У нас нет прямых доказательств по этому поводу, но есть одна очень интересная легенда, которая передается из поколения в поколение, в Воронеже ее рассказывают до сих пор. Хотите ее узнать? (Ответы детей)
- Тогда мы обратимся к нашему волшебному сундучку, в нем очень много интересного и сказочного.
(Воспитатель достает из сундука музыкальную шкатулку)
- Что это? (Ответы детей)
- Это не простая шкатулка, а говорящая. Мы сейчас ее откроем и послушаем, что же она нам расскажет. Но для начала, нужно произнести волшебные слова, запоминайте:
«Раз, два три – шкатулка, заговори!»
(Дети произносят волшебные слова, из шкатулки доносится голос:
аудиозапись)
«Теплая майская ночь выбросила в небо дрожащие звезды и осветила землю голубым светом. Город спал, окунувшись в беззаботную тишину, твердо веря, что ничего удивительного и необычного произойти на его улицах не может…
А между тем к заставе подъехала коляска, появление которой в этот поздний час, казалось, никто не ожидал. Заспанный полицейский вылез из будки и подошел посмотреть на странного путешественника, который ночью не спит, а разъезжает в экипаже по дорогам Руси-матушки. То, что он прочитал в предъявленном ему документе, могло бы многих удивить. В подорожной черным по белому было написано: Александр Сергеевич Пушкин. Но полицейский безразлично возвратил бумагу ее хозяину и пошел в свою будку досматривать сны. А коляска поехала дальше и вскоре покатила вниз к реке, лежащей у подножия города спокойной, светлой гладью, в которой четко отражались колокольни старого монастыря. У самого берега коляска остановилась. Лошади потянулись к воде. А ямщик пошел разыскивать паромщика… Поэт вылез из коляски и встал у самой воды, тихо струившейся вдоль берегов, на которых когда-то в поту и в крови мужицкой рождался первый победный русский флот…
Когда коляска выбралась на левый берег, звезды уже таяли в розовеющем небе, а лунное серебро луна собрала и бросила на дно. Теперь лошади бежали навстречу восходящему солнцу, и привольная степь становилась все ярче и ярче, пока, наконец, лучи утренней зори не зажгли ее разноцветными радужными красками…»
- Вот такая была и есть легенда о том, как Александр Сергеевич Пушкин побывал в Воронеже.
- Хотите попробовать пройти весь этот маршрут как это сделал поэт? (Ответы детей)
- Тогда мы снова обратимся к нашему сундучку, наверняка у него что-то есть для нас.
(Проводится Дидактическая игра «По дорогам Воронежа вместе с Пушкиным»)
(Атрибуты: карта тех времен, магнитные фигурки: Пушкин, коляска тех времен с лошадьми, полицейский)
- Как вы думаете, такая история могла бы быть на самом деле? (Ответы детей)
- В любом случае это только легенда, но вот карта маршрута Пушкина, точно выполнена с подлинных изображений Воронежа в прошлом, в духе того времени.
Я думаю, любой музей был бы рад иметь такую карту. Может, мы с вами подарим ее нашему музею, как еще одно напоминание о поэте и нашем городе? (Ответы детей)
- А.С. Пушкин был не простой поэт, помимо стихов и поэм, он еще писал… (сказки)
- Давайте, вспомним сказки А.С. Пушкина, а для этого поиграем в игру «Из какой сказки предмет?» — наверняка в нашем сундучке затерялось еще много интересного.
(Проводится Дидактическая игра «Угадай сказку»)
(Атрибуты: зеркальце и яблоко, рыбка, золотой петушок, белка)
- Как много прекрасных и добрых сказок написал для детей Александр Сергеевич.
- Я думаю, что пришло время сказку нам не прочитать, а показать! Хотите сами стать героями одной из сказок Пушкина? (Ответы детей)
- Тогда запоминайте волшебные слова:
«Один, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать
Сундучок нам помоги,
В сказку Пушкина перенеси!»
- Закрываем глазки и произносим волшебные слова все вместе!
(Пока дети произносят слова, воспитатель выставляет ширму-декорацию с изображением моря, дуба и корабля вдали; на стол выкладываются лук и стрела, кораблик из бумаги, шапочки: лебедь, коршун, князь Гвидон)
- В какую же сказку нас отправил волшебный сундучок? ( «Сказка о царе Салтане)
- Конечно, наш сундучок не случайно нас отправил в эту сказку. Как думаете, почему? (Ответы детей)
- Ведь именно о таких могучих дубах нашего края рассказывала бабушка маленькому Пушкину, и корабль, который напоминал Саше о его дедушке.
- Я предлагаю вам, надеть эти шапочки и превратиться в героев сказки.
Театрализованная деятельность «Сказка о царе Салтане»
(по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»)
Действующие лица:
Сказочник
Автор
Лебедь
Коршун
Князь Гвидон
Декорации:
ширма с изображением моря, дуба и корабля вдали;
лук и стрела,
кораблик
шапочки: лебедь, коршун, Гвидон)
Сказочник: (в руках держит кораблик)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Сделали кораблик сами,
Мы своими же руками.
И теперь по океану
К царству славного Салтана
Вместе с вами поплывем.
И сказку новую начнем!
(Выходит князь Гвидон с луком и стрелой)
Автор:
К морю лишь подходит он
Вот и слышит будто стон.
Видно на море не тихо:
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Но как раз стрела запела -
В шею коршуна задела -
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет,
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит -
И царевичу потом
Молвит русским языком
Лебедь:
Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
(Танец лебедя и царевича)
(После танца все выходят на поклон, снимают шапочки и кладут их на стол)
3 часть – Заключительная
Слайд 8 (Книги Пушкина)
- Сегодня мы с вами заглянули в прошлое, окунулись в мир Александра Сергеевича благодаря экспонатам музея, прошлись по маршруту Пушкина в нашем городе, побывали в одной из сказок великого поэта.
Но самое большое волшебство отставил нам в наследие сам Александр Сергеевич Пушкин — это его книги! Ведь в каждом доме без исключения есть книги великого поэта, сказочника. И пока живы его произведения – сердце поэта бьется!
(Выходят 4 ребенка)
Наполнив зал строкой родного слова,
О Пушкине сегодня вспоминали
И говорить все вместе мы учились
Поэзии волшебными устами.
Читать твои стихи, великий Пушкин,
Мы учимся и бережно, и нежно
С поэзией твоей давно мы дружим,
Она для нас, как океан, безбрежна!
Мой Пушкин!
Мой поэт!
Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову!
Стихи для всех веков и поколений,
Ты подарил нам, Пушкин, без сомнений!
И сколько бы не пронеслось столетий,
Пройдут года и вырастут все дети,
Одно лишь будет вечно и незримо
Любовь к поэту непоколебима!
- Я думаю, ребята, настало время поблагодарить всех тех, кто подарил нам эти счастливые минуты общения с А.С. Пушкиным в этом замечательном музее. Теперь вы знакомы с этим музеем и сможете ни раз побывать здесь со своими близкими и родными.
|