Составитель: музыкальный руководитель Мезинова Е.Г. 2020 Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 407 Дошкольное отделение Пушкинского района Санкт-Петербурга
Сказки А.С. Пушкина в музыке
(развлечение для детей старшей группы)
Проектировочный компонент:
Цели: Закрепить знание сказок А.С. Пушкина.
Задачи:
- формировать эмоциональное отношение к музыке на основе её восприятия.
- способствовать развитию мышления, памяти
- развитию эмоциональной сферы, формировать творческую личность.
- учить выразительно исполнять движения в соответствии с характером музыки.
Технологии: информационная, игровая, здоровьесберегающая.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое, музыкальное развитие.
Предварительная работа: прослушивание музыкальных произведений по мотивам сказок А.С. Пушкина.
Оборудование и материалы: зал украшен иллюстрациями сказок А. С. Пушкина, макет дуба с золотой цепью и прикрепленными листьями с заданиями, корзинка с предметами из сказок (яблоко, орех, петушок, зеркало, белка, лебедь и т.д, портрет А. С. Пушкина, записи фонограмм мелодий ( «В гостях у сказки» (В. Дашкевич), «Полет шмеля» (Н. А. Римский-Корсаков), «Марш Черномора» (М. И. Глинка), «Три чуда» (Н. А. Римский-Корсаков), письмо, слайды с изображением сказочных героев из «Сказки о царе Салтане», 2Сказки о рыбаке и рыбке», портрета Н.А. Римского-Корсакова,
проектор.
Действующие лица: педагог (ведущий), ученый кот, дети старшего дошкольного возраста.
Организационный компонент:
Дети под музыку входят в зал, садятся на места.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, которые написал наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Готовы? Тогда в путь. (Звучит музыка «В гостях у сказки» и дети отправляются в путь).
Педагог: Посмотрите, какое большое дерево. Кто знает, как оно называется?
Дети: (Дуб).
Педагог: Скажу вам по секрету это дерево не простое, а волшебное. Смотрите около него конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, что там написано!
(Дорогой друг произнеси слова заклинания и ты оживишь сказочных героев).
Педагог: Ребята давайте произнесём заклинание.
Дети: Да! (все вместе читают заклинание).
«У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
Идёт на право песнь заводит
На лево сказки говорит…»
(Появляется оживлённы герой Кот).
Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяукнулся, если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье не собрать бы мне косточек. Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава коту Учёному! Мур- р.
(Обращается к детям).
А вы почему меня не хвалите? Думаете легко попасть из Лукоморья прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому, что я самый учёный кот на свете!
Мяу — мур-р! Я приглашаю вас ребята в путешествие по сказкам Пушкина. Прошёл слух в нашей сказочной стране Лукоморье, что уж очень хорошо вы знаете эти сказки. Вот я и хочу проверить правда ли это?
Педагог: Ну что же кот учёный давай пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморья. Кот, ты ведь у нас самый умный. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят?
Кот: это листочки не простые, а волшебные на каждом из них задание для ребят.
Листок №1.
Задание: Какие сказки Пушкина вы знаете?
Ответы детей: ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
Кот: вижу, что вы умные! Сейчас я вам прочту отрывки, вы должны их закончить и отгадать из какой они сказки.
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз не сводит
Глядь поверх текучих вод
Лебедь белая ……
Дети: (плывёт)
В чешуе, как жар горя
Тридцать три…
Дети: (богатыря)
Белка песенки поет и
Орешки все грызет,
А орешки не простые
В них скорлупки …
Дети: (золотые)
Кот: Все правильно ребята, это отрывки из «Сказки о царе Салтане»
Педагог: Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели.
Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными…А как по-другому называется музыкальная сказка? – (опера). Что такое опера? – (музыкальный спектакль, где люди поют). Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Показываю слайд -- портрет Н.А. Римского-Корсакова
На морском острове, в сказочном волшебном городе было 3 чуда. Вспомните первое из них. Верно, это белка.
Слайд – «Белка»
Помните, как у Пушкина:
«…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поёт
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.»
Слушание «Белка»
Какая по характеру музыка? (звонкая, светлая, весёлая). В этой музыке композитор рассказывает не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей. Давайте её исполним, а помогут нам вот такие музыкальные инструменты-орехи.
Дети исполняют р.н. м. «Во саду ли, в огороде»
А какое второе чудо? Верно, 33 богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города.
Слайд – картина В.Конашевича «33 богатыря»
Слушание музыки.
В музыке слышен шум морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и из него появляются богатыри.
- Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, яркая).
Богатыри выходят из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать). А у белки музыка на какой жанр похожа? (на песню). Какие ещё музыкальные жанры вы знаете? (танец). Сколько всего жанров?
А какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь)
Правильно, самая прекрасная – Царевна-Лебедь.
«…За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь то говорит, словно реченька журчит.»
Слайд – «Царевна-Лебедь»
Слушание музыки
Какая музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая). Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. А когда превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.
Слайд «Царевна-Лебедь»
Кот: вижу, что вы умные! А изобразить сказочных героев из трёх чудес вы можете? Давайте поиграем в игру «Море волнуется».
Игра «Море волнуется» (Под музыку «Марш Черномора» дети совершают ритмичные движения, когда музыка останавливается, дети принимают позу любого сказочного героя)
Лист №2.
Задание: Назовите последовательность превращения князя Гвидона в насекомых (звучит музыка «Полет шмеля»).
Дет: (1 комар, 2 муха, 3 шмель).
Давайте послушаем ещё один отрывок из оперы и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор.
Слушание «Полет шмеля»
-На что похоже звучание музыки? (на жужжание шмеля)
-Царевич Гвидон превращается в шмеля и летит на родную землю повидать отца.
«Ты теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!»
-Какая музыка по характеру? (радостная, стремительная, свободная, яркая, сначала звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль догонять корабль.)
Кот: Ребята, а давайте изобразим шмеля под замечательную музыку Римского Корсакова.
Листок №3
Задание: Ребята, отгадайте, из какой сказки эти отрывки и завершите их.
Жил старик со своею старухой
У самого синего …
Дети: (моря)
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе …
Дети: (на просторе)
Кот: В какую сказку мы попали?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Педагог: Правильно, мы с вами эту сказку знаем.
Давайте поговорим о том, как менялось море в сказке и почему так происходило
- Какое море? (ласковое, спокойное, волнующееся, сердитое, разгневанное)
Ребята, сейчас поиграем в игру. Я буду читать отрывок, а вы изобразите звуки моря с помощью листа бумаги.
Дети озвучивают звуки моря
1 Вот пришёл он к синему морю;
Видит, море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку…
2. Вот пошёл он к синему морю,
Помутилось синее море..
4. Вот пошёл он к синему морю,
(Почернело синее море)
5. Вот идёт он к синему морю,
Видит на море чёрная буря..
Кот: Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Лист №4.
Задание: Посмотрите, что лежит в волшебной корзинке. Определите ребята, из какой сказки эти предметы?
Кот: Ой, как много тут предметов из разных сказок. Погляди, что у Пушкина приметил, очень быстро назови.
Дети:
яблоко – ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
орех – ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)
петушок – ( «Сказка о золотом петушке»)
зеркало — ( «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
лебедь –Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)
Кот: Умницы, какие! Справились с заданием! Молодцы ребята! Так весело мы с вами провели время. Как мне у вас понравилось. Вы такие умные, любознательные, хорошо знаете сказки моего любимого Александра Сергеевича. Я так подружился с вами, что не хочется и назад в Лукоморье возвращаться. А в подарок дарю раскаски по сказкам А.С. Пушкина.
Педагог: Дети давайте проводим нашего гостя! Пусть кот передаст от нас привет всем жителям волшебной страны Лукоморье!
Кот: Спасибо! Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок! До свиданья, до сказочных встреч!
Заключительное слово: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что больше всего вам понравилось?
Сегодня мы узнали о творчестве поэта А.С. Пушкина, о его сказках написанных этим замечательным поэтом. А еще, думаю, что музыка А.Н. Римского-Корсакова помогла вам лучше представить сказочных героев и оставила у вас яркие впечатления.
|