Неверова Валентина Павловна. Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника

Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника

Неверова В.П., воспитатель ГБДОУ № 86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В.Л Сухомлинский утверждает: «.. Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

А.П. Усова считает: «Потешки сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи»

Отсутствие или нехватка времени у родителей на общение с детьми, а также невнимание к содержанию речи малыша, отсутствие ее активизации со стороны родителей приводит к проблемам в развитии речи детей. Речь многих дошкольников отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Большинство детей употребляют нелитературных слова и выражения. У них отсутствуют навыки культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Связные высказывания детей короткие, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста, высказывания состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой, уровень информативности высказывания очень низкий, активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам.

Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми, а так же со сверстниками формируется потребность в речевом развитии. Особая потребность возникает во время игры. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития общения. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н.К. Крупская писала: «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.»

Среди различных средств развития словарного запаса и развития речи у дошкольников может выступать произведения детского фольклора. Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально Простота фольклорных произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывание и самостоятельного участия привлекают детей и они с удовольствием используют их в своей игровой деятельности. При изучении происходит активное усвоение разговорного языка, становление развитие всех сторон речи: фонетической лексической и грамматической, а так же изучение фольклора обеспечивает полноценное владение родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться.

Фольклор (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации, что способствует развитию речи детей.

Положительная эмоциональная окраска фольклорных произведений вызывает желание повторить, запомнить, звукосочетания, фразы, а звукоподражания, звучность, ритмичность, напевность устного народного творчества в свою очередь способствует развитию фонематического слуха. Изучение произведений народного творчества обогащает словаря дошкольника за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном значении и учит ребенка плавному произношению фраз и предложений. Вначале дошкольник копирует, а позже многие слова, фразы и предложения переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

В процессе изучения народного творчества происходит процесс умственного воспитания дошкольника. Ребенок овладевает умением сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать, а так же у ребенка возникает желание узнать, что же будет дальше в том или ином произведении народного фольклора, тем самым он стремится получить все новые и новые знания.

Эстетическое воспитание невозможно без народного поэтического фольклора. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, обогащают речь живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений. Через народную мудрость происходит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству. Народное творчество способствует развитию воображения, художественно-творческих способностей, а так же формирует основы эстетического вкуса.

Фольклор является источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» К.Д. Ушинский

Таким образом, народное творчество закладывает фундамент психического и нравственного здоровья дошкольника, что является необходимостью в период становления личности ребенка. В свою очередь психическое и нравственное здоровье обеспечивает развитие устное речи дошкольников в период становления его личности. Это происходит во время общения со сверстниками через игру, а инструментом развития является народное творчество, мудрость народа, накопленная веками.

Просмотров: 461
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Оскомова Елена Александровна. Презентация на тему «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Шамбалова Зайтуна Нурумбетовна. «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Василевская Екатерина Юрьевна. «Использование народного календаря в развитии речи у детей с Тяжелым Нарушением Речи»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие дошкольников»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Лозовская Татьяна Николаевна. Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Ховренкова Татьяна Ивановна. Конспект интегрированной НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста на тему русского народного творчества: «Гость на гость – хозяйке радость»
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Морозько Ольга Жановна. Конспект по развитию речи Тема занятия: «Устное народное творчество: сказки. Пригласительный билет родителям на празднование дня победы»
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Меттик Светлана. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Бисиркина Татьяна Алексеевна. Использование народного фольклора в повседневной жизни детей раннего возраста.
  • Дугина Елена Витальевна. Консультация для родителей: Значение фольклора в развитии речи детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь