Детский фольклор-одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку-воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Воспитатели используют в адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Вставай, мой Юрочка.
или:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка-хороший! Ванечка -пригожий!
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.
Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста маленький, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Киска, киска, киска брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет.
Или:
Встань, малыш еще разок, Сделай маленький шажок, Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом, Первый раз обходит дом, Топ, топ!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка-муравка, со сна поднялась, Птица-синица за зерно взялась, Зайка -за капусту, Мышка-за корку, Детки за молоко.
Или:
Умница Катенька, Ешь кашку сладенькую, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.
Воспитатели всех ясельных групп обращаются к потешкам при подготовке детей ко сну:
Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам… Спят-поспят, всему миру спать велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки, Если дождичек пойдет,
Наденем калошки; Этот -с правой ножки, Этот с левой ножки. Вот так хорошо!
Во время умывания:
Водичка-водичка, Умой мое личико. Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, И кусался зубок.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры-во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора. Воспитатели могут вводить в игры-забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая…»
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В потешках
малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь?
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
|