Подготовила: воспитатель Каштанова Светлана Викторовна г. Чкаловск МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" 2020 год
Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ
«Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит
в окружающий мир…»
Г.С. Виноградов
(ученый, этнограф, фольклорист)
Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.
Скачать конспект
Адаптация — процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности. Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное пребывание в детском саду и в семье.
В научной литературе приспособительные реакции человеческого организма и его психики к новым условиям жизни называются — адаптацией. Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Жан Вильям Фриц Пиаже. Именно он в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой.
Чтобы лучше понять, как решить проблему адаптации, я, прежде всего изучила:
- исследования русских и советских фольклористов Михаила Никифоровича Мельникова, Владимира Прокопьевича Аникина;
- труды и монограммы русских и советских педагогов К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А. П. Усовой, А.М. Мухиной.
Как отмечает Наталья Васильевна Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
Александра Платоновна Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».
Эти же вопросы — в центре внимания многих других исследователей (Ф. А. Сохин, А.М. Шахнарович, О.С. Ушакова, А.Я. Шибицкая, др.). Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный материал, который можно использовать, как в организации режимных моментов, так и для развития познавательно-речевой деятельности детей раннего возраста.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных психофизических средств воздействия является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх.
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познава-тельное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх. Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми. Использование произведений народного творчества в играх и повседневной деятельности, значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Другими словами мы говорим об интеграции образовательных областей, также фольклорные формы я использую при проведении режимных моментов, занятий и в работе с родителями.
В своей работе я использую следующие формы малого фольклора: Пестушки, от слова "пестовать" — воспитывать. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали – под разные песенки, шуточки-прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где — роток. Потом начинаются самые первые игры, потешки: "Идет коза рогатая...", "Сорока-ворона кашку варила...", "Ладушки". Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу. Потешка — это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово.
Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
Я использую фольклор с первого знакомства с детьми. В период адаптации встречаю детей яркими игрушками, читаю потешки об игрушках, сопровождаю их движениями. Включаю магнитофон, где звучат детские песенки, такие как «Петушок», «Собачка Жучка» и др.. Я использую фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаю детей к порядку, а так же использую пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые спо-собствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния «Пальчики, пальчики – девочки и мальчики», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка»
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаю текстом потешек: «Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, и помчался, скок-скок-скок, белый маленький зверек…».
Занятия по физическому развитию провожу по сюжетам русских народных сказок: «Репка», «Колобок» и др. Так как образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Малые формы фольклора я использую в разных видах деятельности.
На лепке — лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
На конструировании строим теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».
Во время режимных моментов, например в умывальной комнате, где ребенок моется, причесывается, я читаю потешку: «Водичка, водичка…».
А к обеду детей приглашает Зайка-Зазнайка. В лапе он держит потешки, которые я читаю при кормлении: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед, все съедали сто котлет…».
В спальной комнате детей встречает кукла Соня, у нее в сумочке потешки и колыбельные песенки, которыми успокаиваю детей и помогаю им быстро заснуть ( «Баю, баю, байки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять.»). Перед сном пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос. Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек. «Потягуни-потягушечки…»
На прогулке провожу наблюдения за явлениями неживой и живой природы через потешки: «Солнышко-ведрышко…», «Дождик, дождик, веселей…», «Улитка, улитка, покажи свои рога…», «Божья коровка, черная головка…» и др.
Кроме того, на прогулке использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси» и др. Ведь подвижная игра – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулирует детскую фантазию, способствует формированию двигательных и речевых навыков и, в конечном счете, становлению личности ребенка.
После знакомства со сказкой, потешкой, иллюстрацией я оставляю ее в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их.
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.
Таким образом, использование фольклора способствует успешной адаптации у детей раннего возраста.
(фото автора)
|