- Бабенкова Наталья Викторовна воспитатель МБДОУ д/с №89, г. Белгород
- Авдеева Марина Ивановна социальный педагог МБДОУ д/с №89, г. Белгород
Важным событием последнего года стало внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из основных задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Это первая трудность, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели маленьких детей.
Ранний возраст – особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются важнейшие способности и качества личности, которые возникают не сами по себе, а в результате образования и совместной деятельности ребёнка с взрослыми. Зачастую именно в раннем возрасте начинается новый период жизни для ребенка – детский сад. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
С момента поступления ребенка в детский сад у него начинает процесс адаптации к новым условиям. Что такое адаптация? Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды (социальному окружению, режиму дня, нормам и правилам поведения и т. д.). Адаптация – это довольно сложный период, как для ребенка, так и для его родителей. У детей в этот период могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.
Для реализации ФГОС в условиях ДОУ можно использовать разнообразные технологии, способствующая реализации основных линий развития детей раннего возраста. Одной из таких технологий являются серии аудиосказок. Правда, не каждый ребенок захочет слушать аудиосказку в детском саду. Как привлечь его к этому процессу? Одним из вариантов является участие родителей в реализации этой технологии. Родители должны сами попробовать записать сказку. Кстати, в этом процессе могут принять участие все члены семьи. Мама может быть рассказчиком, папа – главным героем, а дети могут читать другие диалоги. Если ребенок читать не умеет, можно предложить ему изображать шелест листьев, голоса животных, шум ветра и журчание ручья.
Преимущества аудиосказок для детей:
- Важным умением ребенка является восприятие информации на слух, он учится слушать и слышать текст, также слушать интонацию и эмоциональное оформление сказки.
- Не менее важный, наверное, один из самых главных плюсов, это развитие образного мышление и фантазии ребенка. С помощью аудиосказки развивается правое полушарие, которое отвечает за творчество, образность и активно развивается до семи лет.
- Ребенок слушает сказку, рисует себе образы главных персонажей, обстановку сказки, активно работает воображение, в процессе слушания ребенок включается эмоционально, он сопереживает героям, учится различать интонации, с которыми читается сказка.
- Ребенок научается выразительности
Таким образом, педагоги детского сада могут предложить родителям создать свой аудиоальбом аудиосказок и использовать его в режимных процессах на момент адаптации детей раннего возраста. Сказка включается на прослушивание каждый день, желательно в одно и то же время (это настраивает детей на определенную деятельность, повышает их внимание).
Сказки, записанные семьей с шумовым оформлением, являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия, а также мелкой моторики, слуховой памяти, фантазии, а также развития речи у детей от 2-х лет. Каждую сказку можно инсценировать, озвучить или провести в форме игрового массажа. Для музицирования рекомендуется использовать учебный вариант сказок с паузами, а для инсценировок, театрализации и праздничных выступлений – подборку музыкальных заставок в конце фонограммы.
Также родителям можно предложить вариант записи сказок спокойным монотонным голосом. Они отлично подойдут для прослушивания вовремя сончаса.
Преимущества аудиосказок, записанных маминым голосом:
- ребенок чувствует себя защищенным и желанным;
- имеет прочную эмоциональную связь с мамой, уважает своих близких;
- устойчив к эмоциональным и психическим нагрузкам;
- спокоен, открыт к новому опыту, доверяет миру и людям;
- мягче проходит возрастные кризисы, готов «услышать» Вас, будучи подростком.
Некоторые советы по прочтению или сочинению аудиосказок:
- Адресуйте сказку именно Вашему малышу, называя его по имени (уменьшительно-ласкательная форма). Так кроха быстрее привыкнет к своему имени, будет позитивно его воспринимать.
- Перечислите качества характера или добродетели, которые хотите привить. Усиливайте качества, которых ребенку недостает, причем формулируя это как свершившийся факт. Например: «Наш Андрюша храбрый мальчик! Он бесстрашен и силен!»
- Избегайте частицы «не» в построении фразы, т.к. наш мозг воспринимает ее как противоположную команду. Например, замените слова «не плачь» на «успокойся».
- Учитывайте пол ребенка. Для современных девочек пойте волшебные сказки о принцессах и принцах, сказочных замках и настоящей любви, о надежном спутнике и умении получать удовольствие от жизни, любить свой дом и детей. Для мальчиков подойдут сказки о странствиях и приключениях, где за счет своих сильных качеств мальчик преодолевает трудности на пути к цели, готов постоять за себя и за свой род и выходит победителем. Особая тема – бережное и уважительное отношение к противоположному полу, формирование роли защитника и хранителя своей семьи и будущих детей.
- Используйте в сказках мотивы и символы природы, которые раскрывают потенциал личности человека и активизируют его скрытые ресурсы. Например: рост деревьев и растений (от семени до появления плодов), чистые и подвижные источники воды (ключи, родники) — символ жизни и обновления, чудесные зеленые луга, колосья в поле, радуга, цветок, раскрывающийся под лучами солнца.
- Финал сказок обязательно должен быть светлым и счастливым.
Таким образом, использование технологии аудиосказок в работе с детьми раннего возраста способствует не только речевому развитию, но и развитию мелкой моторики, достижению целевых ориентиров: эмоциональное вовлечение в действия с игрушками и другими предметами, владение активной речью, включение в общение, общение со взрослым и активное подражание ему в действиях и движениях, появление интереса к стихам песням и сказкам, эмоциональный отклик на различные произведения искусства и развитие крупной моторики.
|