Бабенкова Наталья Викторовна, Авдеева Марина Ивановна. Педагогическая статья «Использование аудиосказок для детей раннего возраста в период адаптации»

Педагогическая статья «Использование аудиосказок для детей раннего возраста в период адаптации»

  • Бабенкова Наталья Викторовна воспитатель МБДОУ д/с №89, г. Белгород
  • Авдеева Марина Ивановна социальный педагог МБДОУ д/с №89, г. Белгород

Важным событием последнего года стало внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из основных задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Это первая трудность, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели маленьких детей.

Ранний возраст – особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются важнейшие способности и качества личности, которые возникают не сами по себе, а в результате образования и совместной деятельности ребёнка с взрослыми. Зачастую именно в раннем возрасте начинается новый период жизни для ребенка – детский сад. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

 

С момента поступления ребенка в детский сад у него начинает процесс адаптации к новым условиям. Что такое адаптация? Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды (социальному окружению, режиму дня, нормам и правилам поведения и т. д.). Адаптация – это довольно сложный период, как для ребенка, так и для его родителей. У детей в этот период могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.

Для реализации ФГОС в условиях ДОУ можно использовать разнообразные технологии, способствующая реализации основных линий развития детей раннего возраста. Одной из таких технологий являются серии аудиосказок. Правда, не каждый ребенок захочет слушать аудиосказку в детском саду. Как привлечь его к этому процессу? Одним из вариантов является участие родителей в реализации этой технологии. Родители должны сами попробовать записать сказку. Кстати, в этом процессе могут принять участие все члены семьи. Мама может быть рассказчиком, папа – главным героем, а дети могут читать другие диалоги. Если ребенок читать не умеет, можно предложить ему изображать шелест листьев, голоса животных, шум ветра и журчание ручья.

Преимущества аудиосказок для детей:

  1. Важным умением ребенка является восприятие информации на слух, он учится слушать и слышать текст, также слушать интонацию и эмоциональное оформление сказки.
  2. Не менее важный, наверное, один из самых главных плюсов, это развитие образного мышление и фантазии ребенка. С помощью аудиосказки развивается правое полушарие, которое отвечает за творчество, образность и активно развивается до семи лет.
  3. Ребенок слушает сказку, рисует себе образы главных персонажей, обстановку сказки, активно работает воображение, в процессе слушания ребенок включается эмоционально, он сопереживает героям, учится различать интонации, с которыми читается сказка.
  4. Ребенок научается выразительности

Таким образом, педагоги детского сада могут предложить родителям создать свой аудиоальбом аудиосказок и использовать его в режимных процессах на момент адаптации детей раннего возраста. Сказка включается на прослушивание каждый день, желательно в одно и то же время (это настраивает детей на определенную деятельность, повышает их внимание).

Сказки, записанные семьей с шумовым оформлением, являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия, а также мелкой моторики, слуховой памяти, фантазии, а также развития речи у детей от 2-х лет. Каждую сказку можно инсценировать, озвучить или провести в форме игрового массажа. Для музицирования рекомендуется использовать учебный вариант сказок с паузами, а для инсценировок, театрализации и праздничных выступлений – подборку музыкальных заставок в конце фонограммы.

Также родителям можно предложить вариант записи сказок спокойным монотонным голосом. Они отлично подойдут для прослушивания вовремя сончаса.

Преимущества аудиосказок, записанных маминым голосом:

  • ребенок чувствует себя защищенным и желанным;
  • имеет прочную эмоциональную связь с мамой, уважает своих близких;
  • устойчив к эмоциональным и психическим нагрузкам;
  • спокоен, открыт к новому опыту, доверяет миру и людям;
  • мягче проходит возрастные кризисы, готов «услышать» Вас, будучи подростком.

Некоторые советы по прочтению или сочинению аудиосказок:

  • Адресуйте сказку именно Вашему малышу, называя его по имени (уменьшительно-ласкательная форма). Так кроха быстрее привыкнет к своему имени, будет позитивно его воспринимать.
  • Перечислите качества характера или добродетели, которые хотите привить. Усиливайте качества, которых ребенку недостает, причем формулируя это как свершившийся факт. Например: «Наш Андрюша храбрый мальчик! Он бесстрашен и силен!»
  • Избегайте частицы «не» в построении фразы, т.к. наш мозг воспринимает ее как противоположную команду. Например, замените слова «не плачь» на «успокойся».
  • Учитывайте пол ребенка. Для современных девочек пойте волшебные сказки о принцессах и принцах, сказочных замках и настоящей любви, о надежном спутнике и умении получать удовольствие от жизни, любить свой дом и детей. Для мальчиков подойдут сказки о странствиях и приключениях, где за счет своих сильных качеств мальчик преодолевает трудности на пути к цели, готов постоять за себя и за свой род и выходит победителем. Особая тема – бережное и уважительное отношение к противоположному полу, формирование роли защитника и хранителя своей семьи и будущих детей.
  • Используйте в сказках мотивы и символы природы, которые раскрывают потенциал личности человека и активизируют его скрытые ресурсы. Например: рост деревьев и растений (от семени до появления плодов), чистые и подвижные источники воды (ключи, родники) — символ жизни и обновления, чудесные зеленые луга, колосья в поле, радуга, цветок, раскрывающийся под лучами солнца.
  • Финал сказок обязательно должен быть светлым и счастливым.

Таким образом, использование технологии аудиосказок в работе с детьми раннего возраста способствует не только речевому развитию, но и развитию мелкой моторики, достижению целевых ориентиров: эмоциональное вовлечение в действия с игрушками и другими предметами, владение активной речью, включение в общение, общение со взрослым и активное подражание ему в действиях и движениях, появление интереса к стихам песням и сказкам, эмоциональный отклик на различные произведения искусства и развитие крупной моторики.

Просмотров: 406
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Каштанова Светлана Викторовна. Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Адисова Эльвира Таймасхановна. Родительское собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни ребенка раннего возраста в детском саду»
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Чвирук Н. В.. Статья «Влияние малых фольклорных жанров на эмоциональное благополучие детей в период адаптации к ДОУ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь