Чвирук Н. В.. Статья «Влияние малых фольклорных жанров на эмоциональное благополучие детей в период адаптации к ДОУ»

Статья «Влияние малых фольклорных жанров на эмоциональное благополучие детей в период адаптации к ДОУ»

Автор: Чвирук Н.В., воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Ковдорского района детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок», 2016

«Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит
в окружающий мир…»

Г.С. Виноградов

(ученый, этнограф, фольклорист)

Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. В период адаптации меняется привычный образ жизни ребенка. Новый режим дня, новая пища, новые помещения, определенные ограничения, незнакомые взрослые, постоянный контакт с другими детьми, отсутствие родителей. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно и создают для него сильную стрессовую ситуацию, часто приводящую к нарушению психо- эмоционального состояния. Такое состояние ребенка характеризуется напряженностью, беспокойством различной степени или заторможенностью. Нарушается аппетит, сон. Меняется его активность по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Именно в этот период эмоциональное благополучие имеет очень большое значение для ребенка. Перед нами воспитателями встает вопрос: как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла более легко и безболезненно?

 

Скачать конспект

Процесс адаптации во многом зависит от того, как мы — воспитатели сумеем понять ребёнка, его потребности, интересы, наклонности и умения снять эмоциональное напряжение. Каждому ребенку очень важно дать почувствовать то, что он ценен, значим, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка необходимо создать в группе обстановку психологического комфорта, установить эмоциональные контакты – «ребенок — взрослый", "ребенок — ребенок", завоевать доверие и привязанность малыша. Дети будут чувствовать себя более уютно и комфортно, если воспитатель с первых дней наполнит их жизнь в дошкольном учреждении светом добра и ласки, создаст для них обогащенную духовную среду. Малые жанры фольклора в полной мере способствуют созданию такой среды.

В своей многолетней практике работы с детьми раннего возраста всегда использую малые фольклорные жанры, как одно из средств, облегчающих период адаптации. Фольклор, используемый в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, приобретает особую значимость. С его помощью легче установить с малышом эмоциональный контакт, вызвать у него положительные эмоции и симпатию к малознакомому человеку-воспитателю. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, укрепляет позитивное, жизнерадостное восприятие жизни. Потешки, песенки, приговорки, прибаутки, сказки, – потешают детей, веселят, забавляют, развивают, способствуют социализации и обучают навыкам поведения.

Малые фольклорные жанры использую в течение всего дня, включая его в различные режимные моменты.

Поскольку самым важным моментом для ребенка является его встреча с воспитателем, то встречаю его с улыбкой, ласково обращаюсь к нему, обеспечивая контакт «глаза в глаза», здороваюсь и приглашаю пройти в

группу, используя в этот момент потешку «Заинька мой»:

Доброе утро, заинька, мой.
Доброе утро, Сашенька, дорогой.
А, я Сашеньку люблю,
Ему песенку спою.

Такие добрые, ласковые слова стараюсь говорить всем детям, приходящим в детский сад. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, показывает уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.

Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка, прибаутка, как элемент педагогики, способна погасить отрицательные эмоции у ребенка, отвлечь и успокоить его. Например, потешка «Мальчик пальчик»:

Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Или: «Ладушки», «Сорока», «Коза», «Кто у нас хороший», «Чики – чики, кички». Прибаутки: «Из – за леса, из за гор», «Совушка»:

Совушка — сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да, к — а – а — к полетит!

Потешки, прибаутки проговариваю или пропеваю эмоционально выразительно, сопровождая игровыми действиями, стараясь вовлечь в этот процесс ребенка. Как правило, дети включаются в процесс такой игры – забавы, проявляют радостные эмоции, потому что он интересен им своей яркой, доступной, понятной формой. При этом воспитатель помогает ребенку почувствовать себя значимым, уверенным в себе.

Ян Амос Коменский отмечал: «Как только ребенок начинает понимать слова, то вместе с тем начинает любить созвучие и ритм речи, связанной рифмой». Поэтому когда ребенок, упав или нечаянно ударившись, плачет, то начиная его успокаивать, приговариваю: «У киски боли, у собаки боли, у нашего Коленьки не боли…», это нравится малышу, он не только умолкает, но и может развеселиться.

Фольклорные игры являются синтезом поэтического слова и движения. Движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движение. Игры с использованием малых жанров фольклора позволяют мне, в сложный адаптационный период, побудить детей к двигательной активности — обыгрыванию сюжета с помощью пальцев рук, ног, мимики. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком, они забавляют детей, вызывают у них радость. Если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя раскрепощенно. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. При проведении пальчиковых и подвижных игр использую потешки: «Этот пальчик – дедушка», «Большие ноги шли по дороге», «Солнце», «Дождик» и другие.

* «Этот пальчик – дедушка»
Этот пальчик — дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — я, вот и вся моя семья!

Известно, что в период адаптации, ребенок нередко из – за сильных эмоциональных переживаний отказывается от приема пищи.

Магия потешки способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашей, которую он не очень любит. Рассказываю ласково, с улыбкой, а между делом подношу ложку ко рту. И вот уже ребенок хорошо кушает, не проявляя отрицательных эмоций. В процессе кормления использую потешки: «Травка – муравка», «Варись, варись кашка…», «Умница, Катенька».

* «Умница, Катенька»
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!

При подготовке детей ко сну напевно проговариваю:

* «Вот и люди спят»:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…

Спят – поспят, всему миру спать велят!

В спальне тихонечко напеваю колыбельную «Засыпай»:

Баю, баюшки, баю,
Деток спать укладу.
Детки, глазки закрывайте,
Сладким сном засыпайте.

Потешка, рассказанная бодрым, веселым, ласковым голосом после сна, делает процесс пробуждения детей приятным, помогает проснуться, вызывая положительные эмоции:

* «Мы проснулись»:
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись…

Здравствуй солнышко,

Колоколнышко.

Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовому процессу – умыванию, помогают прибаутки, потешки про умывание. Они не только помогут сделать умывание приятным, но и будут стимулировать мышление, память, вызывать радостные эмоции. В процессе умывания использую потешки: «Ай, лады – лады, лады», «Зайка начал умываться», «Водичка, водичка», «Кран откройся».

* «Ай, лады – лады, лады»
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка

Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко.
* «Зайка начал умываться»

Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,

Вымыл ухо,
Вытер сухо.

Сделать процесс причесывания более приятным помогают потешки: «Петушок – петушок», «Расти коса». Они успокаивают ребенка, отвлекают, превращают его в игровой момент с позитивными эмоциями.

* «Петушок – петушок»
Петушок-петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Слова малых фольклорных жанров волшебно действуют на ребенка сами по себе, а если их произносить ласковым нежным голосом — эффект усиливается вдвойне.

Результаты адаптации за три года

Учебный год Списочный состав Степень адаптации

легкая средняя тяжелая

2011/2012 18 9 9 0

2013/2014 18 10 8 0

2015/2016 17 12 5 0

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о положительных результатах адаптации детей к детскому саду. Многолетний опыт работы, показал, что использование малых жанров фольклорных произведений, наряду с другими факторами, способствует психо — эмоциональному благополучию детей, помогает им почувствовать себя комфортно и защищено, что облегчает период адаптации, способствует их дальнейшему психическому развитию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому, так важно окружить детей теплом и наполнить их детство с первых дней настоящими сокровищами народной мудрости.

Литература:

  1. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» — Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 1981.
  2. «Адаптация ребенка в детском саду» — Заводчикова О.Г., М.:, Просвещение, 2007.
  3. «Использование малых фольклорных форм» — Загрутдинова М., Гавриш Н., «Дошкольное воспитание», 1991 — № 9.

У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Просмотров: 738
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Каштанова Светлана Викторовна. Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Толмачёва Оксана Владимировна. «Использование малых фольклорных жанров для развития речи детей»
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Богданова Ольга Александровна. Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Ёжику» (совместно с родителями, в период адаптации детей к детскому саду)
  • Бабенкова Наталья Викторовна, Авдеева Марина Ивановна. Педагогическая статья «Использование аудиосказок для детей раннего возраста в период адаптации»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование сенсорной комнаты в процессе адаптации ребенка к ДОУ
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Дудкина Е. В., Николаева Г.П.,. Статья «Особенности проведения подготовительного этапа адаптации ребенка с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида» (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь