Автор: Чвирук Н.В., воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Ковдорского района детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок», 2016
«Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир…»
Г.С. Виноградов
(ученый, этнограф, фольклорист)
Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. В период адаптации меняется привычный образ жизни ребенка. Новый режим дня, новая пища, новые помещения, определенные ограничения, незнакомые взрослые, постоянный контакт с другими детьми, отсутствие родителей. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно и создают для него сильную стрессовую ситуацию, часто приводящую к нарушению психо- эмоционального состояния. Такое состояние ребенка характеризуется напряженностью, беспокойством различной степени или заторможенностью. Нарушается аппетит, сон. Меняется его активность по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Именно в этот период эмоциональное благополучие имеет очень большое значение для ребенка. Перед нами воспитателями встает вопрос: как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла более легко и безболезненно?
Скачать конспект
Процесс адаптации во многом зависит от того, как мы — воспитатели сумеем понять ребёнка, его потребности, интересы, наклонности и умения снять эмоциональное напряжение. Каждому ребенку очень важно дать почувствовать то, что он ценен, значим, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка необходимо создать в группе обстановку психологического комфорта, установить эмоциональные контакты – «ребенок — взрослый", "ребенок — ребенок", завоевать доверие и привязанность малыша. Дети будут чувствовать себя более уютно и комфортно, если воспитатель с первых дней наполнит их жизнь в дошкольном учреждении светом добра и ласки, создаст для них обогащенную духовную среду. Малые жанры фольклора в полной мере способствуют созданию такой среды.
В своей многолетней практике работы с детьми раннего возраста всегда использую малые фольклорные жанры, как одно из средств, облегчающих период адаптации. Фольклор, используемый в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, приобретает особую значимость. С его помощью легче установить с малышом эмоциональный контакт, вызвать у него положительные эмоции и симпатию к малознакомому человеку-воспитателю. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, укрепляет позитивное, жизнерадостное восприятие жизни. Потешки, песенки, приговорки, прибаутки, сказки, – потешают детей, веселят, забавляют, развивают, способствуют социализации и обучают навыкам поведения.
Малые фольклорные жанры использую в течение всего дня, включая его в различные режимные моменты.
Поскольку самым важным моментом для ребенка является его встреча с воспитателем, то встречаю его с улыбкой, ласково обращаюсь к нему, обеспечивая контакт «глаза в глаза», здороваюсь и приглашаю пройти в
группу, используя в этот момент потешку «Заинька мой»:
Доброе утро, заинька, мой. Доброе утро, Сашенька, дорогой. А, я Сашеньку люблю, Ему песенку спою.
Такие добрые, ласковые слова стараюсь говорить всем детям, приходящим в детский сад. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, показывает уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.
Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка, прибаутка, как элемент педагогики, способна погасить отрицательные эмоции у ребенка, отвлечь и успокоить его. Например, потешка «Мальчик пальчик»:
Мальчик – пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Или: «Ладушки», «Сорока», «Коза», «Кто у нас хороший», «Чики – чики, кички». Прибаутки: «Из – за леса, из за гор», «Совушка»:
Совушка — сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да, к — а – а — к полетит!
Потешки, прибаутки проговариваю или пропеваю эмоционально выразительно, сопровождая игровыми действиями, стараясь вовлечь в этот процесс ребенка. Как правило, дети включаются в процесс такой игры – забавы, проявляют радостные эмоции, потому что он интересен им своей яркой, доступной, понятной формой. При этом воспитатель помогает ребенку почувствовать себя значимым, уверенным в себе.
Ян Амос Коменский отмечал: «Как только ребенок начинает понимать слова, то вместе с тем начинает любить созвучие и ритм речи, связанной рифмой». Поэтому когда ребенок, упав или нечаянно ударившись, плачет, то начиная его успокаивать, приговариваю: «У киски боли, у собаки боли, у нашего Коленьки не боли…», это нравится малышу, он не только умолкает, но и может развеселиться.
Фольклорные игры являются синтезом поэтического слова и движения. Движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движение. Игры с использованием малых жанров фольклора позволяют мне, в сложный адаптационный период, побудить детей к двигательной активности — обыгрыванию сюжета с помощью пальцев рук, ног, мимики. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком, они забавляют детей, вызывают у них радость. Если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя раскрепощенно. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. При проведении пальчиковых и подвижных игр использую потешки: «Этот пальчик – дедушка», «Большие ноги шли по дороге», «Солнце», «Дождик» и другие.
* «Этот пальчик – дедушка» Этот пальчик — дедушка, этот пальчик – бабушка, Этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка, А вот этот пальчик — я, вот и вся моя семья!
Известно, что в период адаптации, ребенок нередко из – за сильных эмоциональных переживаний отказывается от приема пищи.
Магия потешки способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашей, которую он не очень любит. Рассказываю ласково, с улыбкой, а между делом подношу ложку ко рту. И вот уже ребенок хорошо кушает, не проявляя отрицательных эмоций. В процессе кормления использую потешки: «Травка – муравка», «Варись, варись кашка…», «Умница, Катенька».
* «Умница, Катенька» Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!
При подготовке детей ко сну напевно проговариваю:
* «Вот и люди спят»: Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам…
Спят – поспят, всему миру спать велят!
В спальне тихонечко напеваю колыбельную «Засыпай»:
Баю, баюшки, баю, Деток спать укладу. Детки, глазки закрывайте, Сладким сном засыпайте.
Потешка, рассказанная бодрым, веселым, ласковым голосом после сна, делает процесс пробуждения детей приятным, помогает проснуться, вызывая положительные эмоции:
* «Мы проснулись»: Мы проснулись, Потянулись, Вместе солнцу улыбнулись…
Здравствуй солнышко,
Колоколнышко.
Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовому процессу – умыванию, помогают прибаутки, потешки про умывание. Они не только помогут сделать умывание приятным, но и будут стимулировать мышление, память, вызывать радостные эмоции. В процессе умывания использую потешки: «Ай, лады – лады, лады», «Зайка начал умываться», «Водичка, водичка», «Кран откройся».
* «Ай, лады – лады, лады» Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка
Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко. * «Зайка начал умываться»
Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик,
Вымыл ухо, Вытер сухо.
Сделать процесс причесывания более приятным помогают потешки: «Петушок – петушок», «Расти коса». Они успокаивают ребенка, отвлекают, превращают его в игровой момент с позитивными эмоциями.
* «Петушок – петушок» Петушок-петушок, Подари мне гребешок. Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Слова малых фольклорных жанров волшебно действуют на ребенка сами по себе, а если их произносить ласковым нежным голосом — эффект усиливается вдвойне.
Результаты адаптации за три года
Учебный год Списочный состав Степень адаптации
легкая средняя тяжелая
2011/2012 18 9 9 0
2013/2014 18 10 8 0
2015/2016 17 12 5 0
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о положительных результатах адаптации детей к детскому саду. Многолетний опыт работы, показал, что использование малых жанров фольклорных произведений, наряду с другими факторами, способствует психо — эмоциональному благополучию детей, помогает им почувствовать себя комфортно и защищено, что облегчает период адаптации, способствует их дальнейшему психическому развитию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому, так важно окружить детей теплом и наполнить их детство с первых дней настоящими сокровищами народной мудрости.
Литература:
- «Воспитание и развитие детей раннего возраста» — Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 1981.
- «Адаптация ребенка в детском саду» — Заводчикова О.Г., М.:, Просвещение, 2007.
- «Использование малых фольклорных форм» — Загрутдинова М., Гавриш Н., «Дошкольное воспитание», 1991 — № 9.
У киски боли, У собачки боли, А у моего малыша Заживи-заживи-заживи.
|