Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через пестушки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют.
Используются потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.
Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:
Щечки мыли? Глазки мыли? Ручки мыли? ДА!!!
И теперь мы чистые- Зайчики пушистые!
Знаем, знаем да, да, да Где тут прячется вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться!
Моем руки дружно, Нам обедать нужно.
Кормление -очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным.
А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не осталось и следа.
Час обеда подошел, Сели деточки за стол. Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед.
С аппетитом мы едим, Большими вырасти хотим. Одевание на прогулку. Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, И одежду доставай.
Раз,два, три, четыре, пять Собираемся гулять Завязала Настеньке Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки Валенки-сапожки. И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать.
Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:
Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся.
Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу.
Родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку — создает эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка, ребенок спокойно засыпает.
- Люли- люли, люленьки Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать. Детку тихо усыплять Спи малютка почивай, Спи тихонько отдыхай
Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игры с пальчиками.
Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец) Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец) Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец) Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)
Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец) А зовут его ……
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.
Литература:
- 3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «ДВ» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
- Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып. 1, 1995.
- Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004. -
|