Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и потешки из уст своих родителей. Поэтому я одним из своих направлений в работе по развитию речи детей раннего возраста, взяла формирование и развитие речи детей через устное народное творчество. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Так как ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, попевки и другие художественные тексты. Это обусловлено возрастными особенностями детей ясельного возраста, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени. Известно, что художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.
Я в своей работе решила, как можно больше применять фольклорный материал. Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий народные потешки, песенки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается контакта с детьми, успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность и становится активным участником речевого развития ребенка. Работу провожу в основном в свободное от занятий время. Фольклорные произведения помогают мне в работе и по развитию подвижности артикуляционного аппарата, и по развитию произносительной стороны речи, и на формирование словаря и развитию активной речи. Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики носят подражательный, игровой характер. Например при прочтении потешки « Из – за леса, из – за гор , едет дедушка Егор», предлагаю детям прищелкивая языком, поцокать, как лошадка ( подготовка для артикуляции звука Р) или после рассказывания сказки про волка и семеро козлят предлагаю показать малышам, как воет волк ( вытянуть губы в трубочку и произнести звук «у-у-у»). А после рассказывания сказки теремок, провожу такое упражнение: « Закроем - откроем домик» - учимся смыкать и размыкать обнаженные зубы ( подготовительные упражнения для артикуляции звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ). После чтения потешки « Уж ты Котя- коток, Котя серенький лобок»- предлагаю детям показать как Котя- коток будет лакать молоко (быстро выбрасывать и втягивать язык), или такое упражнение : как Котя – коток лакомится пирогом ( облизывание языком верхней и нижней губы), прошу показать какой широкий язычок у собачки и какой узкий у котенка, Когда читаю потешки про ревушек такие как: « Не плачь , не плачь, куплю калач», «Что ты плачешь, «ы» да «ы», слезы поскорей утри» и др. Предлагаю детям погримасничать- упражнения для лица ( измениение мимики) сделать лицо весёлое, сердитое, плаксивое, доброе, спокойное. Надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую и др. Наверное, все без исключения и мы взрослые помним, как нам бабушки, мамы пели простые песенки и потешки: Ай ду-ду, ду-ду-ду-ду! Сидит ворон на дубу… Ай качи- качи- качи, Под подушкой калачи. Это воздействие на формирование детской речи, начиная с первых лет жизни. Своеобразным « обучением» являются речевые игры – подражание голосам животных, тем самым побуждая ребенка к речи .Потешки, песенки, прибаутки незаменимы для усвоения музыки родного языка. Это своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок познаёт тонкости родного языка. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка и освоения всех звуков родного языка. На формирование гласных звуков использую потешки: « Ладушки, ладушки», « Наши уточки с утра», «Баю- бай, баю- бай, ты, собаченька, не лай» и многие другие. На произнесение звуков « Т-Д», такие потешки как: « Дождик, дождик полно лить», Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши- ка на лужок», « Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом» и др. На произнесение звуков: К- Г-Х использую потешки: «Гуси, гуси, га-га-га», « В печи калачи, как огонь горячи», «Катя, Катя маленька», «Наши уточки с утра» и др. Когда я выбираю потешки, обращаю внимание на то, чтобы они были просты и коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Словарный запас детей этого возраста еще не велик, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Ритмичный текст потешек побуждают детей к движению, создавая радостное настроение, тем самым вызывают желание проговаривать её вместе с воспитателем, активизируя свою речь. Чтобы малыши быстрее и лучше запомнили песенки и потешки, их нужно обыграть, беру куклу на руки, качаю её, затем показываю как громко лает собака ( использую мягкую игрушку) и может разбудить Катю, а дети дружно просят собачку : « Ты собаченька не лай, Белолапа не скули, нашу Катю не буди». Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дов возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Потешки помогают ребенку накопить представления и о животном мире, ребенок начинает усваивать условия жизни животных, более детально воспринимать внешние особенности и повадки: Курочка- тараторочка По двору ходит Хохолок раздувает, Своих деток подзывает. Знакомя с собачкой, подчеркиваю её незлобность, расположенность к ребенку: К нам пришла собачка, Умная собачка, С детками играет, очень громко лает. Потешки помогают также в ознакомлении с природой. Малышу ещё не доступно осознание смены времен года и связанных с этим погодных явлений. Он откликается сиюминутно на солнышко, снег, дождь. Уже в этом возрасте при наблюдении использую короткие художественные тексты. Солнышко – вёдрышко, Выгляни в окошечко… Или идет дождь, и дети вместе с воспитателем радостно сканируют потешку: Дождик, дождик веселей, Капай, капай не жалей!.. Ребенок начинает понимать взаимосвязь между явлениями природы: Дождик, дождик пуще, Будет травка гуще… Используя малые фольклорные жанры как средство обогащения словаря детей новыми словами и выражениями, благодаря простоте их звучания, дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Большое значение для развития словаря и активизации речи имеет и пальчиковая гимнастика с использованием потешек. «Сорока- ворона», «Пальчик- мальчик, где ты был?», «Идет коза рогатая», «Где же наши ручки?» и др Используя малые фольклорные формы, как средства развития речи в работе с детьми раннего возраста, я убеждаюсь, что в это интересно детям, они овладевают лексикой родного языка, звуковой культурой речи, проявляют речевое творчество, читают наизусть стихи и потешки.
|