Подготовила и провела: воспитатель Красникова Н.Я. МОСКВА ГБОУ Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы, Корпус 6 2019 г.
Цель: использование произведений русского народного фольклора как средства развития речи детей раннего возраста.
Задачи:
- Познакомить детей с разнообразными формами фольклора: потешки, песенки, колыбельные, загадки, пословицы;
- Развивать речь детей в различных видах деятельности (включая режимные моменты), используя малые фольклорные формы;
- Расширять словарный запас детей раннего возраста;
- Приобщать детей к устному народному творчеству, вызвать эмоциональный отклик на произведения русского народного фольклора.
Действующие лица: хозяюшка (воспитатель), мягкая игрушка – (кот) взрослые.
Оборудование: народный костюм для взрослого, макеты домика и дерева, мягкая игрушка – кот, обручи (хала-хупы), кукольная кроватка, красивая птичка, головные уборы – картузы и платки, корзина с угощениями.
Ход досуга:
В группе стоит макет домика (деревянная избушка), в нём сидит Хозяюшка (воспитатель в народном костюме).
В группу входят дети, подходят к домику. Стучат. Хозяйка выглядывает в окошко, затем выходит.
Хозяйка. Здравствуйте, ребятки, милые котятки. Вы пришли ко мне в гости? Проходите, проходите. А я вас ждала, принарядилась. Посмотрите, какой у меня красивый сарафан, а какие бусики. (Кружится, хвастается).
А вы, ребятки, играть любите? Тогда давайте поиграем с вами ладушки.
Дети поют и инсценируют потешку «Ладушки»
Ладушки, ладушки, Где были? – У бабушки (Хлопают в ладоши). Что ели? – Кашку. Что пили? – Бражку
(Водят пальчиком по ладошке).
Кашку поели. Шу! Полетели! (Машут руками, изображая птичек). На голову сели, Сели, посидели.
(Кладут ладошки на голову)
Прочь полетели! Да!
Изображая птичек, дети разбегаются по группе.
Хозяйка. Как хорошо мы поиграли-полетали. Ребятки! Знаете, а я живу не одна, у меня есть маленький дружок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте загадку:
Мягкие лапки, На лапках царапки. На молочко глядит «Мяу-мяу» — говорит. Кто это?
Дети. Кошка, киска, котик.
Хозяйка. Правильно, котик (в окошке появляется кошка – мягкая игрушка). Вот и мой маленький дружок, зовут его Васька. Ночью он ловит мышей, а днём на печке греется, мурлычет. (Хозяйка берёт кота на руки, гладит, предлагает детям его погладить, читает потешку)
Как у нашего кота, Шубка очень хороша. Как у котика усы, Удивительной красы.
Глазки смелые, Зубки белые.
Хозяйка. Ребятки, а хотите поиграть с моим котиком в кошки-мышки?
Дети. Да, да, хотим.
Хозяйка. Тогда вы будете мышками, а кот Васька будет вас ловить.
Проводится игра «Кот и мыши». На полу раскладываются обручи – это норки. Дети садятся в норки, а котик (второй воспитатель с игрушкой в руках) ходит между детьми-мышками и напевает:
Котик по двору идёт, Ищет мышек Васька-кот. Тихо мышки сидят, На кота они глядят!
Затем котик идёт спать, мышки бегают, играют. Проснувшись, кот ловит мышат. Игра продолжается 2 – 3 раза.
Хозяйка. Ну что наигрались, вы, наверное, устали?
Дети. Нет, нет.
Хозяйка. А кот Васька устал, пока с детишками играл. Давайте уложим его в кроватку отдохнуть и поспать.
Хозяйка берёт кота, укладывает его в кроватку, накрывает одеяльцем, поглаживает и напевает:
Баю-баю-баюшки, Да прискакали заюшки. Люли-люли-люленьки, Да прилетели гуленьки.
Стали гули гулевать, Стала киска засыпать. Баю-бай, баю-бай, Баю-баюшки, бай-бай.
Хозяйка. Пусть Васька поспит. (Отходят от кроватки). Ой, ребятки, посмотрите (обращает внимание детей на дерево), кто это там, на деревце сидит? Кто это к нам прилетел?
Дети. Птичка, птица.
Хозяйка. Да, это птичка. Посмотрите, какая она красивая, какие у неё крылышки, какой хвостик. (Берёт птичку в руки, дети её рассматривают). Птичка, наверное, хочет кушать? Давайте её покормим.
Дети вместе с Хозяйкой поют и инсценируют песенку «Маленькая птичка»
Маленькая птичка Прилетела к нам. Маленькой птичке Зёрнышек я дам.
Маленькая птичка Зёрнышки клюёт. Маленькая птичка Песенки поёт.
Дети изображают птичек. В это время мяукает кот.
Хозяйка. Ребятки, пока мы с вами играли, наш кот Васька проснулся. Посмотрите, какой он сонный, какой лохматый. Давайте приведём его в порядок, умоем Ваську, чтобы он стал чистеньким, хорошеньким.
(Хозяйка берёт кота на руки, читает потешку. Дети повторяют за ней слова и движения).
Водичка, водичка! Умой моё личико. Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Хозяйка. Вот мы и умылись.
Кто у нас хороший Кто у нас пригожий. Васенька хороший, Васенька пригожий!
А сейчас можно пойти погулять на улицу. Но там холодно, а чтобы у нас ушки не замёрзли, наденем шапочки и платочки.
(Мальчикам надеваем картузы, девочкам завязываем платочки. Идем гулять по группе. Дети под песенку инсценируют движения).
Хозяйка. Большие ноги шли по дороге, Маленькие ножки бежали по дорожке. Зашагали наши ножки топ-топ-топ, Прямо по дорожке топ-топ-топ.
Ну-ка веселее топ-топ-топ, Вот как мы умеем топ-топ-топ. Топают сапожки топ-топ-топ, Это наши ножки топ-топ-топ!
Как хорошо мы погуляли, только вот пришла пора нам с вами прощаться. Но без подарков я вас не отпущу. Мы с Васькой приготовили для вас вот такую «сладкую корзину».
(Выносит корзину, украшенную цветами, с бисквитами в индивидуальной упаковке).
Как для нашей детворы Мы корзину принесли. С угощением, с цветами, Посмотрите сами.
Хозяйка раздаёт детям угощения и прощается с ними.
|