Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.

Учитель-логопед МБУ детского сада № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти Бражникова А.В.

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

 

Применение инновационных средств обучения, в том числе и использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Цель: создание информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении для эффективного использования электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе для поддержки и мотивации процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности детей дошкольного возраста с ТНР.

Образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые сегодня наполняются новым содержанием.

Принцип научности.

Цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Однако, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому необходимо быть особо внимательным при отборе материала.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Принцип доступности, диктует такой отбор наглядного материала, форм и методов организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывали специфику детей с нарушениями речи.

Принцип наглядности. Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Реализация образовательных, развивающих задач с использованием ИКТ технологий предусматривает следующие формы работы:

Формы организации детей в структуре образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность

Ориентиры: звуковые (музыкальный репертуар, восприятие художественного слова, логоритмические упражнения), зрительные (демонстрация иллюстраций) и комбинированные (сочетание звуковых и зрительных).

Наглядные методы: демонстрация наглядного материала, показ фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд-презентации, видеофильмы.

Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование ПО SmartBoard, SMARTTABLE, Microsoft Office (PowerPoint), использование ЭОР

Совместная деятельность педагога с детьми

Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование ПО SmartBoard, использование ЭОР.

Организация мониторинга (использование тестов на электронных носителях [Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электронном носителе – М.: Просвещение, 2011-С. 6-25] (2012 г.), мониторинг, разработанный ФИПИ (2013 г.), в сети Интернет (например, http: //vshkolu. com/test), авторские тестовые задания

Совместная деятельность с семьей

Размещение информации: консультации, отчеты, фрагменты образовательной деятельности и т.п. на сайте ДОУ.

Организация обратной связи: интерактивные опросы, обратная связь на сайте.

Использование ИКТ технологий на совместных мероприятиях для демонстрации опыта работы, фото, видео материалов, информации (родительский клуб, мастер-класс, родительское собрание).

Методы обучения дошкольников с ТНР с использованием ИКТ можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности.

В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний выделяют: метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.

Метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).

Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения, например, в качестве упражнений можно в графическом редакторе Paint дать задание по созданию и редактированию рисунка.

По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; частично-поисковый метод (предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками); метод компьютерных дидактических игр предполагает практические действия дошкольника на компьютере (компьютер служит игровым и техническим средством обучения), помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.

Учитываются своеобразие и особенности организационной формы коррекционно-образовательного процесса: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Наглядный и дидактический материал компонуется исходя из особенностей конкретной группы, темы, и направлено на достижение максимального обучающего эффекта. Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ИКТ сочетает в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.

Учитывая низкую переключаемость внимания детей с ТНР, во время организационного момента важно настроить их на изучаемый материал. Использование музыки, подобранного иллюстративного материала, эмоциональная речь учителя-логопеда настраивают воспитанников на усвоение нового, сокращают время на организацию начала занятия.

Например, знакомя детей с темой «Домашние животные» используются загадки, картинки. Дети с интересом включаются в игру. Слайды позволяют воспитанникам проверить себя и определить изучаемую тему, подготовиться к восприятию нового материала. Широко применяются компьютерные презентации и при изучении нового материала.

В презентации могут включаться различные задания, дидактические игры, тесты, что позволяет актуализировать, закрепить и обобщить знания детей. После начала проведения занятий с использованием мультимедийных презентаций положительную динамику в речевом развитии детей отмечают не только педагоги, но и родители воспитанников.

В дошкольном учреждении используются следующие категории электронных образовательных ресурсов:

  • ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
  • учебные электронные издания на CD, приобретаемые педагогами для комплектации медиатек;
  • ресурсы, разработанные педагогами.

Достаточно насыщенная информационная среда позволяет создавать и накапливать тот багаж медиа-продуктов, который необходим в воспитательно-образовательном процессе..

Все мультимедийные пособия, используемые мною в работе можно разделить на группы:

  • Аудиальные. CD или МР3 диски без видеоряда, используемые для развития мелкой и общей моторики, проведения элементов логоритмики и для адаптации детей (материалы Екатерины и Сергея Железновых), а так же для автоматизации разных групп звуков (логопедические альбомы Т.С. Резниченко, О.Д. Лариной),. предназначеные для коррекции звукопроизношения, развития языкового чутья, понимания смысловых и стилистических оттенков речи.
  • Аудиовизуальные (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации), содержащие видеоряд. Для эффективного усвоения предложенного материала используются интерактивные игры, анимационные мультфильмы, видеофильмы, образцы записей сказок.
  • Компьютерные программы для развития общих речевых навыков, связной речи (а так же онлайн-игры из сети интернет), логического мышления, памяти, внимания, мышления ( «Лунтик», «Маша и медведь», фрагмент игры «Магазин» на интерактивной доске).
  • Компьютерные игры для развития речевого дыхания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков ( «Веселые игры для развития речи и слуха», «Домашний логопед», «Игры для Тигры», «Трудные звуки», «Учимся говорить правильно»,) При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным детям помогут эти мультимедийные диски. Кроха в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память.
  • Компьютерные игры для развития фонематического слуха и обучения грамоте ( «Скоро в школу. Учим буквы», «Читаем сами», «Лунтик учится читать», «Самолетики», Читаем с пчелкой»). Красочные картинки, веселые стихи, увлекательные приключения с забавными героями помогают детям быстро выучить буквы, научиться читать и превращают занятия в веселую игру (фрагмент игры «Самолётики», с интерактивной доской ЛА, ЛО, Илья – «машина», игра «Поле чудес»).
  • Компьютерные программы для ознакомления с окружающим, развития общей осведомленности, расширения кругозора (например, «Уроки тетушки Совы», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»). Это уникальное собрание обширной информации по всем отраслям знания. Содержит сведения по всем областям науки, техники, литературе и искусству; всю важнейшую историческую, социально-экономическую, географическую информацию по всем странам мира. Все материалы сопровождаются фотографиями, аудио- и видео-иллюстрациями, схемами и таблицами. В таком виде процесс познания новой информации доставляет настоящее удовольствие, потому что ты не только читаешь сухие факты, но и смотришь, слушаешь.

Использование в коррекционной работе, образовательном процессе, ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет, привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Также я создаю авторские мультимедийные презентации, игры, тестовые задания на основе возможностей PowerPoint.

Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т.к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Особенно важно применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия.

Таким образом, ценность ЭОР заключается именно в том, что дети постепенно начинают интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания. Тот интерес, который вызывают занятия с использованием ИКТ и ЭОР, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, что особенно важно для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Владение приемами создания электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ помогает педагогам решить конкретную образовательную задачу, повысить мотивацию дошкольников.

В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Литература.

  1. Бойкова И.Г., Золотарюк О.М., Климова М.В. Использование инновационных методик и технологий в образовательной системе дошкольников // Сборник научных трудов двенадцатой Международной научно-практической конференции "Формирование новой информационной среды образовательного учреждения с использованием технологий "1С". 31 января – 1 февраля 2012 г.: Новые информационные технологии в образовании; под общ. ред. проф. Д.В. Чистова. Ч. 2. –М.: 1С-Паблишинг, 2012, с.296 – 298.
  2. Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
  3. Сайт института возрастной физиологии РАО vfrao. ru
  4. СанПиН 2.4. 1. 3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. Постановлением от 15 мая 2013 г. № 26.
  5. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» http: //www. openclass. ru/node/337854/
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.

Приложение.

Электронные образовательные ресурсы для дошкольников

«РазИгрушки» — сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.

«Baby news» — Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.

Детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.

"Оригами — Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.

«Умка — Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!

«Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.

«Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры...)

Сайт "Старые мультфильмы"

МУЛЬТИ-РОССИЯ

Детский портал "Теремок"

Детский портал "Почемучка"

Детский портал "Интернетёнок"

Детский портал "Клепа"

Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

Детский портал «Солнышко».

Развивающий центр школьников и дошкольников "СОВЁНОК"

Просмотров: 477
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Симагина Ольга Владимировна. Проектирование образовательной деятельности в современной информационной образовательной среде (использование электронных средств обучения, ресурсов профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования)
  • Тарасевич Нина Николаевна. «Оптимизация образовательной деятельности посредством электронных образовательных ресурсов при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Тарасевич Нина Николаевна. Использование информационно-образовательных ресурсов в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
  • Зыкова Екатерина Алексеевна. «Использование дидактических электронных пособий для обучения детей дошкольного возраста».
  • Шишкина Лариса Яковлевна. Конспект НОД в старшей группе с использованием электронных образовательных ресурсов на тему 'Профессии'
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Рыжакина Анна Николаевна. Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Солтанова Олеся Адамовна. «Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата в средней группе»
  • Сидоренко Ольга Николаевна. Реализация образовательного процесса в ДОУ в период изоляции через использование образовательных дистанционных технологий (из опыта работы).
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Киреева Мария Александровна. Информационная безопасность. Позитивный опыт использования интернет и социальных сетей (на примере Электронных образовательных маршрутов).
  • Калатинская Анна Александровна. Использование информационно коммуникационных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Холоднякова Ирина Владимировна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы с использованием современных образовательных технологий «Ступеньки доброты»
  • Бакарас Таисия Владимировна. «Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников»
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Гридасова Наталья Юрьевна. «Использование компьютерных технологий в системе коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Коробкина Ирина Александровна. Использование элементов программированного обучения в логопедической работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Фелорчук Юлия Валерьевна. Конспект по Развитию речи. Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»
  • Орлова Татьяна Владимировна. Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Клейменова Инна Владимировна. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь