Бакарас Таисия Владимировна. «Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников»

«Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников»

Бакарас Т.В. воспитатель МБДОУ «Сказка» с.Ездочное Чернянского р-она Белгородской области

Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности.

 

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми в обозначенном направлении.

Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края. Возникает вопрос, а как родители и дети знают истоки народной культуры своего села, края.

Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать.

Для эффективной работы были определены следующие задачи:

  • формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;
  • приобщение к традициям Белгородского края, к традициям России, к традициям семьи;
  • формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Белгородскую область и Россию;
  • приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми;
  • воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.

Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация развивающей среды. С учётом работы над проблемой была проведена корректировка предметно – развивающего пространства в группе. Материал по нравственно — патриотическому образованию детей внесён во все зоны детской деятельности. Появились и новинки, такие как:

«Папка избыточной информации: «Россия Родина моя» — это фотографии, открытки, фотоальбомы, репродукции картин, предметы быта, игрушки, скульптура малых форм, печатные издания, художественная литература, карты, атласы, справочники, путеводители, видеоматериалы о нашей стране, Белгородской области, селе, и др.

«Ленбук православия: «Добрый мир» — это иллюстрации и репродукции картин с библейскими сюжетами, детская духовная литература, иконопись, детские творческие работы на темы православной культуры.

Макеты «Православный храм», «Деревенское подворье» и др.

«Вернисаж «Страна мастеров» — выставка поделок к тематическим мероприятиям, проектам, календарным датам и праздникам и др.

«Книга памяти» — это фотографии с описанием героических подвигов наших соотечественников, «Бессмертного полка» и участников ВОВ.

«Семейное древо» – это обычаи, традиции, коллекции домашнего музея, родословные семей воспитанников

Правильно организованная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России.

Продолжая работу по «Использованию инновационных образовательных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников», была организована работа мини музея.

Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей музей пополнился предметами русского быта: русская печь, колыбель, лавки, стол, пряха, ухват, рубель, самовар, чугун, народные костюмы, игрушки и другие предметы. Работая над содержанием мини музея, наполняя его различными «экспонатами», дети, родители и педагоги смогли приобрести опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

В представленной теме использовались такие инновационные образовательные технологии как:

Метод проектов

Использование данного метода в системе духовно — нравственного воспитания, наиболее приемлем, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: дети занимаются разнообразной деятельностью в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями, родители (при желании) активно участвуют в значимом для них процессе духовно — нравственного воспитания детей. Так за время работы были разработаны и реализованы: проект «Живет мое родное село Ездочное», «Традиции празднования Рождества», «Мамин день», «Сорок сороков», «Светлая пасха», «Масленица к нам пришла», «День Победы».

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Основными целями проведения акций является: формирование системы педагогического взаимодействия ДОО и семьи в интересах развития личности ребенка. Проведение таких тематических акций стало традицией детского сада. Так были организованы и проведены: «Домик для весенних жильцов своими руками», «Птичья столовая», «Посади свое дерево», «Безопасность на дорогах»

Информационно — компьютерные технологии — своеобразные виртуальные экскурсии. Информационно-компьютерные технологии не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами способствует обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию.

Поэтому в образовательном процессе активно использую презентации со специально подготовленным видеоматериалом и игровыми заданиями. Тематика компьютерных презентаций используемых мною разнообразна, например: «Любимое село Ездочное», «Белгород – город первого салюта», «Флаг России», «Первый космонавт», «Традиции празднования Рождества», «Благовещение Пресвятой Богородицы» и др.

Конкурсы творческих художественных работ:

Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят — это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Подарок сделанный своими руками, детскими руками «греет». Дети с большим удовольствием сделали подарок своим мамам участвуя в проекте «Выращу цветочек и маме подарю». Организовываю выставки творческих работ: «Мама – мой ангел!», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Светлый праздник — пасха».

Результативность.

Завершающим этапом по данному направлению, является педагогический мониторинг, который выявляет уровень сформированности знаний у детей о предметах народного быта, праздниках, традициях, видах народно-прикладного творчества, эстетического вкуса, художественно-творческих способностей;

На основе парциальной программы «Белгородоведение» СтручаеваТ. М., Епанчинцева Н.Д., БрытковаО. А., Колесникова Я.Н., ЛепетюхаВ. В. использовался диагностический инструментарий который показал возросший уровень дошкольников к истокам народной культуры. Как итог «Фольклорный праздник» на районном семинаре руководителей ДОУ, где дети показали приобретенные знания и умения.

Воспитанники на протяжении 3 лет принимали участие в муниципальном этапе фестиваля «Надежда» в номинации «Народное пение» и «народный танец «и становились победителями.

Данные результаты подтвердили эффективность используемых мною форм, методов и приемов в приобщении детей к истокам русской народной культуры. В результате детскими работами оформляются выставки, зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических занятий. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки работ прикладного искусства: игрушек, вышивки, плетения, вязания и др. Дети с удовольствием инсценируют народные сказки, исполняют на народных инструментах фольклорный материал Белгородского песенного творчества. Особый колорит в мир ребенка внесли народные игры, Так дети группы стали активными участниками областного проекта «Возрождение традиций игровой культуры на Белгородчине». Игры привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что дает ребенку самоутверждаться, регулировать взаимоотношения и «творить» — вносить новые элементы, движения, правила. С 2015 года дети активные участники районного праздника игр и забав «Ездоченский разгуляй», так Бакарас Даша и Башкатова Тася на празднике исполнили народную песню Белгородской области. Участие детей в районном проекте «Повышение интереса к чтению у детей дошкольного возраста на территории Чернянского района» не прошло бесследно. В клубе «Библио Няня» дети учились любить художественное творчество, знакомились с произведениями Белгородских писателей Л. Кузубов, В. Череватенко, Е Дубравным и др.

Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребенка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

Просмотров: 520
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Наон Карина Валерьевна. Презентация проекта по духовно – нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе «Русские народные традиции и культура»
  • Шумкова Елена Игоревна. Статья «Приобщение детей ясельного возраста к традициям народной культуры»
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь