Кононенко Лидия Павловна воспитатель
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Скачать конспект
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Педагоги нашего детского сада только начинают делать первые шаги в этом направлении. Тем не менее, мы хотим поделиться своим небольшим опытом в формировании основ духовно-нравственных ценностных ориентаций детей через различные виды практической и творческой деятельности.
Опираясь на исследовательские работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, использовав и применив технологию метода проектирования, мною разработан и внедрен в воспитательно- образовательный процесс практико-ориентированный проект «Традиционная народная тряпичная кукла».
слайд:
Определены приоритеты в работе с детьми дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями.
слайд:
Актуальность проекта определена тем, что «наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей является традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта».
слайд:
В ходе работы над проектом использованы инновационные технологии:
одна из них музейная педагогика, следствием которого стали созданные в детском саду мини-музеи. В моей группе создан мини-музей "Куклы разные и прекрасные"
Слайд:
Так же имела место исследовательская деятельность детей, заключавшаяся в выяснении строения, составляющих, материалов, из которых изготовлены куклы; ознакомление с технологией «вертения» кукол.
слайд:
Сегодня тряпичная кукла- прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.
слайд:
Создавались игрушки для развлечения детей и защиты дома, подарки. Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду. В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Создавая игрушки самостоятельно, дети приобретали новые навыки, развивали фантазию.
слайд:
Кроме того, сам процесс создания игрушки действовал успокаивающе – помогал отдохнуть, почувствовать радость от рождающейся в собственных руках красоты. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
слайд:
Наряду с задачами приобщения дошкольников к истокам национальной культуры на основе развития познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле решались задачи воспитания духовно- нравственных качеств личности: такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта, гражданственность и патриотизм;
слайд:
создана коллекция традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых, обережных, которая объеденена в мини-музей "Куклы разные и прекрасные".
слайд:
Большую роль в реализации проекта сыграло привлечение родителей.
слайд:
Родители участвовали в мастер-классах, создании мини-музея, конкурсах. Благодаря их участию в проекте у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка; совместная творческая деятельности педагогов, родителей в положительную сторону изменила представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.
слад:
|