Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание – одна из важных и сложных проблем современного мира. В настоящее время мы все чаще говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Основы личности человека, духовность закладываются в детстве. Поэтому проблему духовно – нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Детский сад является первым звеном системы непрерывного духовно – нравственного воспитания. Часто мы педагоги, да и родители тоже испытываем огромные трудности, когда сталкиваемся с такими качествами у детей как грубость, невнимание, враждебность. У современных детей снизился интерес к чтению классических добрых, мудрых сказок. Причин много, но главные — это занятость и непонимание родителей важности влияния чтения на духовное развитие личности. А также влияние интернета и потока «грязи», льющегося из телевизора, на современных людей. Многие современные мультфильмы и герои этих «произведений», заполонившие экраны, созданы не для того, чтобы помочь детям разобраться, что хорошо, а что плохо в нашем мире, а для коммерческой выгоды.

 

Ш. А. Амонашвили сказал: «Посеем в детских душах доброту по капелькам». Действительно, по каплям закладывается в детских душах доброта, милосердие, великодушие, справедливость. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции. Эти эпизоды должны быть яркими, образными, вызывающими интерес.

Настроить детей на доброжелательность и спокойствие, нам помогали «Минуты вхождения в утро» или как мы их называли «Минуты доброты». Темы таких встреч разнообразны: природа и ее явления, музыка, красивое стихотворение, и т.д. Традиционно начинали разговор с рассказов о том, что красивого и интересного дети видели по дороге в детский сад. Некоторые дети отличались хорошим воображением, их рассказы были интересны и отличались оригинальностью. Мы записывали эти истории и на их основе стали придумывать сказки вместе с детьми. Всем известно, как дети любят придумывать разные истории, поэтому их легко было увлечь идеей сочинительств собственных сказок, сюжетом которых стали реальные истории из их жизни. Постепенно дети стали замечать в обычных окружающих их вещах красоту и гармонию нашего мира, отвлекались от современных негативных сказок.

Дошкольное детство – это та пора, когда творческие проявления жизненно необходимы. Интерес к словесному творчеству прослеживается в старшем дошкольном возрасте практически у каждого ребенка. Но у кого – то из них «сочинение» действительно оригинально, а у кого — то нет. Но придумывали все дети. Очень важно соблюдать последовательность в процессе. И конечно у всех сказок есть начало, волшебный момент и обязательно они должны заканчиваться хорошо. Так как дети больше времени проводили в детском саду, поэтому большинство сказок связаны с событиями, которые они там пережили. Выбор сюжета для сочинительства подсказывал каждый новый день: восход солнца, узоры на стекле, гроздья рябины, воздушные шары в небе и т. д. Все это давало неограниченные возможности для создания интересных сказок. Например, гуляя на участке, дети наблюдали за воздушными шариками, и это послужило сюжетом сказки «Шарики на выпускной утренник». Одна девочка любила на прогулке разговаривать с птицами, прилетающими к кормушке и была придумана сказка «Про сороку Белохвостку. Очень красивое и интересное зрелище мы наблюдали утром из окон группы в конце зимы. Большая и шумная стая свиристелей заполнила все ветки деревьев во дворе садика, они прилетели полакомиться сладкими ягодами рябины. Это событие послужило сюжетом для придумывания новой сказки, «Анютины свиристели». Возможность проиллюстрировать свои сказки стала дополнительным стимулом к раскрытию творчества у детей. Им нравилось изображать на бумаге все, что замечали интересного вокруг. Эти рисунки украсили наш будущий сборник сказок. Так день за днем копились волшебные истории, а дети взрослели, радовались и восхищались окружающим их миром, становились заботливей и доброжелательней.

Сборник сказок «Детский сад – маленькая страна чудес» был подарен каждому ребенку группы на их выпускном балу. Мы взрослые надеемся, что этот опыт, приобретенный в дошкольном детстве, будет помогать нашим детям всю их дальнейшую жизнь. Ведь замечать красоту окружающего мира это важнейшее условие для духовного развития человека. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно – нравственные принципы дошкольникам станут фундаментом думающей творческой личности, помогут в усвоении вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Используемая литература:

  1. Ш.А. Амонашвили «Школа Жизни» – М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1998, 80 с.
  2. http: // eco. na5bal. ru/eco/6895/index. html
  3. https: // revolution. allbest. ru/pedagogics/00674063_0. html
Просмотров: 797
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Котоманова Наталья Геннадьевна. Сценарий спортивного праздника (дети 5-6 лет) «По дорогам сказок»
  • Конева Людмила Анатольевна. Проект «Воспитание духовно-патриотических качеств на основе русских народных сказок»
  • Хилло Наталья Николаевна. Проект развивающей предметно-пространственной среды (старшая группа) «В мире сказок. Неделя. По страницам сказок В. Сутеева»
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Горовенко Анжелика Германовна. Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Чудинова Светлана Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок»
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Лынова Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Формирование целостной картины мира «Мы в стране сказок»
  • Приходько Елена Владимировна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы детского сада «Герои народных сказок»
  • Киселева Зоя Арсеновна. О воспитательном потенциале современных сказок, сохраняющих лучшие традиции предшественников
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Плехова Татьяна Андреевна, Горюнова Надежда Николаевна, Греховодова Татьяна Анатольевна. ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Пермякова Светлана Сергеевна. Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 года жизни (средне — старшая группа компенсирующей направленности) «Круиз по морю сказок»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Домрачева Людмила Викторовна. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Тимченко Людмила Васильевна. Фольклор, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Дорогина Альбина Сергеевна. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Тумарова Елена Васильевна. Сборник сказок и стихов для детей Тумаровой Елены Васильевны
  • Рыбалка Любовь Ивановна. «Организация и эффективность работы по развитию духовно-нравственного воспитания в режиме дошкольной группы»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Макарова Светлана Ивановна. Одно из средств духовно-нравственного воспитания — домашнее чтение.
  • Воронина Н. В., Максимова П. Н., Пойлова Е. В., Фёдорова С. В., Пуговкина Е. А.. «Чтение русских народных сказок, как важная составляющая в процессе воспитания дошкольников среднего возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь