Киселева Зоя Арсеновна. О воспитательном потенциале современных сказок, сохраняющих лучшие традиции предшественников

О воспитательном потенциале современных сказок, сохраняющих лучшие традиции предшественников

Киселева Зоя Арсеновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент Высшей школы иностранных языков Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

В данной статье рассматривается жанр сказки, как важнейшее средство нравственного воспитания человека, говорится о роли сказки в нашей жизни; определяются особенности народной и литературной сказки; поднимается вопрос о воспитательном потенциале современных сказок; приводятся примеры современных сказок, сохраняющих лучшие традиции предшественников.

The article examines the genre of fairy tales as the most important means of moral education of a person, says about the role of fairy tales in our lives; defines the peculiarities of folk and literary (the author"s) tales; raises the problem of educational potential of modern fairy tales, gives the examples of tales that preserve the best traditions of its predecessors.

Ключевые слова: сказка, воспитание, обучение, нравственные ценности, народная сказка, литературная сказка (авторская сказка), современная сказка, воспитательный потенциал, расширение кругозора, сохранение традиций.

Key words: fairy tale, moral education, training, moral values, folk tale, literary (the author"s) tale, modern tale, educational potential, broadening one"s mind, preservation of traditions.

О воспитательном потенциале современных сказок, сохраняющих лучшие традиции предшественников

 

Несмотря на интенсивное развитие компьютерных технологий, появление разнообразных гаджетов, предпочтение виртуальной жизни реальной и огромному потоку информации, буквально преследующей жителей планеты Земля, людям все так же хочется верить в лучшее и знать, что чудеса случаются, мечты сбываются, а добро всегда побеждает зло. Люди нуждаются в сказке и будут нуждаться в ней и завтра, и послезавтра, и через много-много лет. Сказка дарит надежду, успокаивает, погружает в состояние психологического комфорта и уверяет, что не бывает безвыходных ситуаций. Сказка заряжает оптимизмом, внушает уверенность в торжестве справедливости и убеждает, что страдания и испытания преходящи, а за ними обязательно последует радость. Она увлекает в мир прекрасного, волшебного и необыкновенного и пробуждает все доброе, что есть в душе человека.

Сказка – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся в свою очередь на жанры. Единой научной классификации пока не существует, поэтому жанры и группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так, Э.В. Померанцева подразделяет их на сказки о 1) животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические и 4) бытовые, в то время как В.Я. Пропп делит сказки на 1)волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки. Разнообразие фольклорных сказок в данных классификациях отнюдь не исчерпано, так, например, в славянской традиции можно выделить еще сказки богатырские, солдатские и т.п. [1].

Народные сказки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которая связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. В народной сказке сочетается и логическая мысль и поэтический образ. Ей также присуще простота языка, его приближенность к разговорной речи, богатство образов и увлекательность сюжета. Воспитательный и обучающий аспекты сказки – это, прежде всего, ее содержание. Из сказок мы узнаем о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. Сказки учат мыслить, понимать добро. В них красочно описываются природные явления, приводятся задачи, загадки и их разгадки, которые расширяют кругозор, обогащают знания об окружающем мире. В сказках много метких и поучительных пословиц и поговорок. Исторически сложившиеся сказочные принципы – это победа добра над злом, преодоление трудностей, патриотизм, трудолюбие, взаимная поддержка и т.д. Сказка учит не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Передовые русские педагоги (В. Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев, Г.Н. Волков) всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их использования в педагогической работе [2].

Удача, богатства выпадают героям сказок, прежде всего, за их нравственные поступки, за умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения. Во многих сказках непременным условием счастья выступает труд. Сказки стимулируют творчество, дают представления не только о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций [3].

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Те же сказки о животных одушевляют животный мир, наделяют его способностью думать, говорить и разумно действовать, т.е. очеловечивают животных. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. Она освобождает сознание ребенка от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе [4].

У каждого вида сказки свои художественные особенности, свой эмоциональный мир. Так же, есть нечто общее для всех видов, что их связывает: это интрига и композиция произведения. Действие в сказке передвигается только вперед, не зная второстепенных направлений. Какую сказку ни взять, каждая воссоздает обычное, но в каждой истории жизнь наполнена невероятными событиями и приключениями, необыкновенными делами и поступками людей. Сказка задает глубокий разумный риторический вопрос: в чем смысл жизни, в чем счастье человека [5].

Помимо народных сказок существуют еще литературные (авторские). Появились они гораздо позже в 18-19 вв. И хотя народные и литературные сказки относятся к одному жанру, они имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования и внутреннего содержания произведения. Несмотря на то, что основой и тех и других сказок является история о чудесных приключениях героев, в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения. Народная сказка относится к древнейшему виду устного народного творчества, в то время как литературная сказка – это авторское произведение, плод авторского воображения. И в жанровом плане она близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы. Однако литературная сказка часто продолжает национальные традиции: в большинстве таких произведений повторяются фольклорные мотивы, присутствует волшебная атрибутика, но развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора [6].

В целом для литературной сказки характерны: персонажи со своими индивидуальными характерами, обращение к их внутреннему миру; подробное и красочное описание места действия и внешнего облика героев; четко выраженная авторская позиция, раскрывающая авторское видение и понимание жизни, а также сочетание волшебного и реалистического элементов.

Многие литературные сказки написаны на основе народных. Авторы часто используют фольклорные мотивы, образы и композиционные приемы, а также заимствуют сюжеты народных сказок, перекладывая их на свой лад. В этом случае характеры героев усложняются, обретают свои индивидуальные особенности, и в их образах прослеживается авторское отношение к той или иной ситуации.

Есть литературные сказки, заимствующие сюжеты из других литературных произведений, вышедших ранее. Творчески поработав над сюжетом первоисточника, автор наполняет собственную сказку новым содержанием, предлагая читателю свою оригинальную версию.

Например, к творческим переработкам произведений зарубежных авторов можно отнести “Золотой ключик, или приключения Буратино” А.Н. Толстого, на написание которого автора вдохновила книга итальянца К. Коллоди “Приключения Пиноккио. История деревянной куклы”. Сюжет “Старика Хоттабыча” Л.И Лагина был позаимствован у английского писателя-фантаста Ф. Энсти (“Медный кувшин”). А тот, в свою очередь вдохновился сюжетом одной из сказок “Тысячи и одной ночи”. Писатель А.М. Волков (“Волшебник изумрудного города”) позаимствовал сюжет своей книги у Ф. Баума “Удивительный волшебник из страны Оз” [7].

Придумать оригинальный сюжет не так-то просто. Литературным сказкам часто не хватает новых идей и самобытности. Порой кажется, что все уже давно придумано, и авторы для написания своих произведений используют лишь вариации хорошо известных сюжетов.

И все же есть оригинальные авторские сказки, горячо любимые читателями разных возрастов. Например, “Муха-Цокотуха” К.И. Чуковского, “Три толстяка” Ю.К. Олеши, “Королевство кривых зеркал” В.Г. Губарева, “Цветик-семицветик” В.П. Катаева, “Крокодил Гена и его друзья” Э.Н. Успенского, “В стране невыученных уроков” Л.Б. Гераскиной, “Сказки о ежике и медвежонке” С.Г. Козлова, “Мешок яблок” В.Г. Сутеева и др.

В наши дни появилось и появляется множество современных литературных сказок. И в этом многообразии подчас трудно сориентироваться, чтобы выбрать по-настоящему стоящие книги. Некоторые из этих сказок скучны, банальны или нелепы: с неинтересными сюжетами и однотипными персонажами. Другие — заимствуют сюжеты или персонажей из популярных зарубежных произведений. Некоторые сказки и вовсе не стоит читать в силу отсутствия в тексте, как языковой, так и общей культуры, а в каких-то произведениях присутствует агрессия и совсем недетский юмор. Вот и складывается впечатление, что все лучшее уже давно написано, и вряд ли кто-то сможет посоревноваться с классиками.

Однако и в наше время встречаются прекрасные сказки с яркими персонажами, увлекательными сюжетами, интересными и поучительными ситуациями и, конечно же, добрым юмором. Это книги, продолжающие лучшие традиции своих предшественников: книги, повествующие о добре, заботе, дружбе, взаимовыручке и стремлении к мечте. Эти сказки призывают ценить жизнь, с пониманием относиться к окружающим, верить в чудеса и самим создавать их, не сомневаться в том, что из трудных ситуаций всегда есть выход. Эти современные сказки не только учат жизненной мудрости, прививают нравственные ценности и заряжают оптимизмом, но и дают знания об окружающем мире, развивают ум и расширяют кругозор.

К современным авторам, пишущим такие книги, можно отнести Яну Сипаткину (“Письмо дедушке Морозу”), Елену Ракитину (“Сережик”), Светлану Фадееву (“Червячок Чарли”), Евгения Клюева (“Сказки на всякий случай”), Зою Киселеву (“Увлекательные сказки о важном”) и др. В сказках этих авторов есть смысл, есть мораль. Они добрые и понятные, написанные простым, но красивым языком. А самые разные положительные персонажи этих сказок могут служить достойным жизненным примером.

Хотелось бы поподробнее остановиться на одной из этих книг, а именно на книге З.А. Киселевой “Увлекательные сказки о важном”. Данное произведение представляет собой сборник сказок, адресованных как детям, так и взрослым. Это приключенческие и в тоже время поучительные сказочные истории с захватывающими сюжетами, забавными персонажами, добрым юмором и интересной, познавательной информацией для расширения кругозора. Это сказки об очень важных вещах в нашей жизни, о том, какие качества личности несут добро, а какие ведут к злу. Какие качества необходимо воспитывать в детях, чтобы они выросли порядочными, достойными людьми: настоящими друзьями, заботливыми сыновьями/дочерьми, хорошими супругами, добрыми соседями, неравнодушными жителями, трудолюбивыми работниками. Это книга с педагогическим уклоном, к тому же написанная педагогом. Книга, которая, несомненно, будет полезна в процессе воспитания или перевоспитания.

“Увлекательные сказки о важном” решают множество проблем, и на, казалось бы, простых примерах рассматривают сложные жизненные ситуации, уберегают от ошибок и дают примеры для подражания. Книга отвечает на многие злободневные вопросы, интересующие, как ребенка, так и взрослого. Например, чем вредна зависть, в чем опасность хвастовства и обмана, как распознать настоящую дружбу и истинную любовь, почему полезно читать, к кому поворачивается удача, и сбываются ли все-таки мечты?

В книге много познавательной информации о жизни разных животных и насекомых. Читатели узнают, как живут городские кряквы, и чем они отличаются от перелетных уток; что любят и не любят осы; по какой причине белки вдруг меняют место обитания, и можно ли приручить этих зверьков. А также о том, чем обычно питаются павлины, и что называют павлиньим хвостом; какие двукрылые кровососущие насекомые — самые воинственные, и чем полезен нектар для насекомых и т.д.

Еще читателям будет интересно прочитать о происхождении некоторых слов и выражений: что означает слово “квачка”, кого называют "подсадной уткой", откуда пошло выражение “крутиться, как белка в колесе”, что желают другому, говоря “здравствуйте” и т.д. Также из этих сказок можно узнать, что такое морская болезнь, и каковы ее причины; кого называют отшельником, и какой образ жизни он ведет; какие инструменты необходимы для поиска клада, и как одеваются настоящие кладоискатели, как делают черную соль, и в чем ее польза.

Книга состоит из одиннадцати сказок, каждая из которых повествует о чем-то важном в нашей жизни (о жизненном бумеранге, о доброте и удаче, о материнской любви, о настоящем друге, о пользе книг и чтения и т.д.) В сказках читатели вместе с героями переживают удивительные приключения, извлекая из каждой ситуации важные жизненные уроки. К тому же увлекательные сюжеты книги не дадут заскучать ни детям, ни взрослым.

Сказка “О жизненном бумеранге” учит тому, что в жизни все взаимосвязано, что добрые дела несут добро, а злые — обязательно будут наказаны: тот самый основополагающий принцип настоящей сказки – торжество добра и справедливости. Эта сказка учит не быть равнодушным, вовремя протягивать руку помощи, отвечать за свои слова и поступки. “Сделал добро – и оно к тебе обязательно вернется. Помог кому-то в трудную минуту – и тебе когда-нибудь помогут. А если поступил с кем-то плохо – и с тобой когда-нибудь плохо поступят. Все просто: что запускаешь, то и получаешь” [8]

В сказке “О вреде зависти” говорится о том, что зависть приносит вред и самому завистнику. Не стоит никому завидовать, потому что в жизни каждого человека есть и радости и трудности, “каждому всегда чего-то не хватает”. Надо беречь то, что имеешь, желать другим добра и стремиться к своим мечтам [8].

Сказка “О материнской любви” учит тому, что никогда нельзя забывать своих родителей, а история “Об истинной любви” очень просто и доступно объясняет, как понять, что тебя любят по-настоящему: что любовь – это не пустые слова и дифирамбы, а конкретные дела и поступки. “Запомни, дочка, истинная любовь не напоказ. Она скромна и бескорыстна, о себе не кричит и не выставляется. Доказывается делами, — сказал отец” [8].

Полученные автором отзывы на книгу, являются подтверждением ее нужности и актуальности. Читатели отмечают, что книга легкая для восприятия, сказки написаны простым, понятным языком; истории жизненные, направляющие по пути добра и помогающие в трудных ситуациях; на этих сказках можно учить детей видеть, что есть добро, а что – зло, что хорошо, что плохо. Книга предоставляет много тем для обсуждения с воспитательной целью: дети с удовольствием обсуждают прочитанное и высказывают свое мнение. Также читатели отмечают, что книга очень выручает, если нужно провести разговор на определенную воспитательную тему, а подходящих слов подобрать не удается. Многие рекомендуют эти сказки не только детям и их родителям, но и педагогам детских садов и школ для использования в своей педагогической деятельности.

Таким образом, и в наши дни среди многообразия современных сказок, можно встретить достойные произведения, написанные в добрых традициях сказочного жанра, взявшие лучшее от своих предшественников. Это современные сказки, которые учат добру, воспитывают лучшие человеческие качества, формируют нравственные ценности, развивают коммуникативные и интеллектуальные умения и навыки, а также способствуют формированию творческого мышления. Это сказки, которые помогают родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга и задуматься о том, что же по-настоящему значимо в жизни.

Просмотров: 675
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление по мотивам сказок А. С. Пушкина «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Швецова Алиса Дмитриевна. Пьеса–сказка «Хвостатая история» по мотивам русской народной сказки «Хвосты».
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Божок Галина Валентиновна. Сказка «Домик на дереве» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»)
  • Асташина Ирина Владимировна. Сказка на новый лад «Пузырь соломинка и лапоть» по мотивам русской народной сказки
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
  • Сытник Ольга Николаевна. Сказки в жизни детей
  • Чудинова Светлана Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Лариса Игоревна Лебедева. «Новогодняя сказка» Сценарий по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Дешина Лариса Анатольевна. Сценарий развлечения к Дню Матери «Сказка для мамы» (по мотивам р.н. сказки «Волк и семеро козлят»
  • Сладкина Оксана Алексеевна. Психотерапевтические сказки «Сказки-Мышки-Аришки» ( «Мышка-Аришка заблудилась», «Сон Мышки-Аришки»)
  • Губанова Мария Владимировна. Сценарий театрализованного досуга, в средней группе по мотивам произведений К.И. Чуковского 'Наши любимые сказки'
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Шох Т.Н Голованова Н.А. Сценарий экологической сказки по мотивам произведения К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Вишторская Галина Анатольевна. Сценарий сказки по ОБЖ «История одной спички».
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.
  • Хилло Наталья Николаевна. Проект развивающей предметно-пространственной среды (старшая группа) «В мире сказок. Неделя. По страницам сказок В. Сутеева»
  • Ивашкова Оксана. Сказки о животных
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь