Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
Цель: использование возможностей художественного произведения для интеграции задач образовательных областей и использования регионального компонента.
Задачи.
«Речевое развитие»:
- расширить знания детей о произведениях Г.-Х. Андерсена;
- закрепить умение различать сказки авторские и народные;
- упражнять в образовании однокоренных слов, в подборе глаголов, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать умение подбирать слова с заданным звуком;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Скачать: Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок») (полный конспект)
«Познавательное развитие»:
- способствовать обогащению внутреннего мира детей;
- формировать межкультурные связи; упражнять в отсчитывании предметов из общего количества, расположении изображения на плоскости листа бумаги в указанном направлении;
- развивать познавательную активность, любознательность, зрительно-пространственную ориентировку.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать чувство эмпатии к героям художественного произведения, справедливость;
- воспитывать патриотические чувства.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- учить узнавать знакомые произведения художественной литературы по иллюстрациям к ним;
- развивать эстетическое отношение к художественной литературе.
«Физическое развитие»:
- способствовать оздоровлению организма путем проведения самомассажа пальцев рук посредством использования бельевых прищепок, развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: изготовление книги – теремка, героев сказки, съемка мультфильма с использованием изготовленных кукол.
Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, запись мультфильма «Теремок», аудиозаписи, книга – теремок, куклы — герои сказки, фланелеграф, выставка с книгами Г.Х. Андерсена, лазерная указка; картинка «теремок», набор героев сказки, набор пуговиц, тарелка, бархатное поле, прищепка (по количеству детей).
Ход НОД:
Встаньте дети, встаньте в круг. Ты мой друг – и я твой друг. Крепко за руки возьмемся - В сказки мир перенесемся.
Обратите внимание на выставку книг. Чей портрет вы там видите? Да, это великий датский сказочник Г.-Х. Андерсен. А какие сказки этого писателя вы знаете? (Дети перечисляют сказки)
1. Отгадайте загадку.
Появилась девочка В чашечке цветка. И была та девочка Чуть больше ноготка.
(Дюймовочка)
Из какой она сказки? Найдите по иллюстрации книгу с этой сказкой, и покажи ее лазерной указкой (Ребенок направляет луч лазерной указки на нужную книгу).
2. Послушайте и скажите, из какой сказки отрывок: «На столе, где мальчик построил своих солдатиков, было много разных игрушек. Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением». Найдите по иллюстрации книгу с этой сказкой, и покажи ее лазерной указкой. (Ребенок направляет луч лазерной указки на нужную книгу).
3. Как звали мальчика, который произнес такие слова:
«Ах! — вскрикнул вдруг мальчик. — Мне кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз!»
- А из какой он сказки?
Покажи лазерной указкой книгу с этой сказкой. (Ребенок направляет луч лазерной указки на нужную книгу).
- Как называются сказки, которые написал автор? (авторские)
- Каких авторов сказок, кроме Андерсена, вы знаете?
- Какие еще бывают сказки? (народные)
- Какие народные сказки вы знаете?
- «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» Как вы понимаете это выражение? (Когда мы читаем книгу, мы попадаем в мир волшебства, сказки – за тридевять земель.)
И сегодня мы отправимся в сказку, только не на самолете,... а на парашюте.
Звучит мелодия песни «Облака – белогривые лошадки», дети, взявшись за поручни парашюта, идут по кругу, сходятся к центру, расходятся, поднимая и опуская парашют…
Я вижу какой-то чудо-теремок. Приземляемся?
Дети садятся полукругом на стулья перед экраном телевизора, воспитатель выставляет книгу-теремок.)
Этот теремок из русской народной сказки. Он готов принять всех, кто захочет в нем жить, только без нашей помощи им не справиться.
А вот и первый гость – мышка. (На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма.) Давайте ей поможем. Она поселится в теремок, если скажет, из какого материала он сделан.
- Из какого материала может быть построен теремок? Если теремок сделан из дерева, то теремок какой? (деревянный) (Дети называют прилагательные глиняный, каменный, кирпичный и т.д.)
Молодцы, ребята, помогли мышке поселиться! (Фигурка мышки помещается воспитателем в книгу – теремок. На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма – мышка поселилась в теремок.)
Скачет мимо лягушка. (На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма.) А станет ли она жить с мышкой, зависит только от вас. Назовите последний звук в слове лягушка. Назовите еще слова, в которых звук [а] стоит в конце слова. Теперь в начале, в середине. (Дети называют слова с заданной позицией звука [а])
Помогли лягушке. (Фигурка лягушки помещается воспитателем в книгу – теремок. На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма – лягушка поселилась в теремок.) И стали они жить… вдвоем.
Прыгал мимо теремка заяц, грустный такой. (На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма.) Давайте назовем его ласково. (Дети называют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Настроение у зайчика улучшилось, мышка и лягушка пригласили его в теремок и стали они жить… втроем. (Фигурка зайца помещается воспитателем в книгу – теремок. На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма – заяц поселился в теремок.)
Проходила возле теремка лиса. (На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма.) Давайте и ей поможем. Назовите родственные, похожие, слова к слову лиса (Дети называют родственные слова к слову «лиса» — лисенок, лис, лисья, лисонька).
И стали они жить… вчетвером. (Фигурка лисы помещается воспитателем в книгу – теремок. На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма – лиса поселилась в теремок.)
Мимо теремка шел волк. (На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма.)
- Что может еще делать волк? (Дети называют глаголы выть, рычать, бежать, кусать…)
Молодцы, ребята, и стали звери жить… впятером. (Фигурка волка помещается воспитателем в книгу – теремок. На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма – волк поселился в теремок.)
Брел мимо медведь. И сам, без нашей помощи заселился в теремок. Затрещал теремок и разрушился — остались от него только щепки-прищепки. (На экране телевизора соответствующий эпизод из мультфильма. Воспитатель убирает книгу — теремок. Дети берут по одной прищепке.)
Видите ребята, что может случиться, если не посоветовавшись с хозяевами, войти в чужое жилище. Но мы не оставим зверей в беде. Поможем им построить новый теремок.
Пальчиковая гимнастика с прищепками (дети поочередно «кусают» прищепками фаланги пальчиков).
Раз, два – вместе, Раз, два – дружно, Теремок построить нужно.
(Дети проходят за столы. На столах индивидуальные «теремки», тарелки с пуговицами, бархатное поле (формат А -5), набор героев сказки. На фланелеграфе – такой же как у детей теремок.)
Обратите внимание, что в нашем теремке будет еще больше окошек, чем в старом, а значит можно поселить еще больше гостей.
У украинского народа есть сказка очень похожая на русскую народную сказку «Теремок». Вспомните, как она называется? ( «Рукавичка»)
- Какой зверь жил в «Рукавичке», но не жил в «Теремке» (кабан — клыкан).
А вот и он идет! (На фланелеграфе появляется кабан с мешком)
Да не с пустыми руками идет – в мешке бревна-пуговки несет.
Отсчитайте 10 цветных бревен-пуговиц, положите их на полянку (бархатное поле) перед теремком, а теперь с их помощью достройте теремок, так, как делаю я. (Воспитатель демонстрирует размещение нескольких пуговиц-бревен, завершают дети самостоятельно.)
Какие чудесные теремки получились!
Ребята, посмотрите, кто же к нам бежит на новоселье. Это же ежик. А к нам он пришел из сказки крымско-татарского народа, которая тоже очень похожа на сказку «Теремок». (На фланелеграфе появляется ежик).
А теперь можно и зверей заселять.
(Дети заселяют зверей по указаниям воспитателя – ориентировка на плоскости листа. Например, мышку поселите на первом этаже справа, зайца – на третьем этаже посередине и т.д. В итоге заполнены восемь из девяти окон.)
Ребята, видите, у нас в теремке осталось свободное окошко, а значит он готов принять новых гостей.
Мы сегодня сделали доброе дело, помогли подружиться самым разным зверям и наш теремок стал похож на Крым, где так же как в теремке живут в мире и согласии люди разных национальностей.
На память дарю вам книгу (книга – теремок с героями из сказки), которая поможет вам продолжить сказочное путешествие за тридевять земель.
«Возвращаются» в детский сад.
|