Тип занятия: тренировочное. Тема: «Число 10».
Цель:
- Сформировать представление о числе 10, его составе из двух меньших чисел, его записи в клетках, месте в числовом ряду и на числовом отрезке;
- Тренировать умение составлять и решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10, пользоваться часами;
- Уточнить представление о сравнении предметов по площади с помощью мерки.
- Сформировать опыт работы в паре, самопроверка по образцу.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим знаниям.
Материал к занятию:
Демонстрационный:
- числа от 1 до 10;
- лист для работы воспитателю к заданию 2.2;
- образец выполнения заданий 2.3;
- часы, которые показывают 10 часов;
Раздаточный:
5. Лист к заданию 2.3; (изготовленный заранее).
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Ребята, колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся–
ДОБРОЕ УТРО, РЕБЯТА!!!
(Дети хором говорят: «Доброе утро!»)
- Ребята, сегодня у нас в группе много гостей, давайте и им пожелаем доброго утра. (Дети хором говорят: «Доброе утро!»)
- Скажите мне, пожалуйста, у нас в группе много детей? Вы дружные ребята?
- Объясните мне, пожалуйста, выражение «В тесноте, да не в обиде».
-Как вы это понимаете?
-В какой русской народной сказке её персонажи жили в тесноте, но не в обиде? (В сказке «Теремок»).
- Хотите побывать в этой сказке?
- Но прежде чем туда попасть нужно пройти пароль. Попробуем?
Прохождение пароля.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Вопросы:
- Сколько ушей у двух кошек? (4).
- Сколько дней в неделе? (7).
- Сколько глаз у светофора? (3).
- Сколько пальцев на одной руке, а на двух? (5, 10).
- Сколько солнышек на небе, а ночью? (1, 0)
- Сколько лап у двух собак? (8)
- Сколько в неделе выходных дней? (2).
А сейчас закройте глаза и все вместе сосчитайте до 10.
(Слайд «Теремок»).
- Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами попали в сказку «Теремок».
- Звери жили дружно и готовили себе запасы на зиму. Все запасы складывали в кладовку и время от времени там прибирались.
- Давайте мы все вместе пересчитаем всё, что есть в кладовке.
-Хотите?
- Вы сможете это сделать?
2. Игровая деятельность.
(Работа в тетради «Игралочка — ступенька к школе». ч.4.) с.39.
Дети садятся за столы для работы в тетрадях.
Воспитатель читает детям задание.
- Посчитайте количество плодов в каждой коробке и запишите соответствующее число.
-Кто может справиться с заданием работает самостоятельно, а у доски (по желанию).
-Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила, которые мы должны соблюдать при письме.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
(Дети произносят все вместе).
- Если кто выполнит задание, руки пожалуйста положите на стол, глазки поднимите на меня. Я буду знать, что вы справились.
(После самостоятельной работы воспитатель предлагает детям проверить друг друга, а потом проверяют все вместе).
- Сколько плодов лежит в жёлтой коробке? (В ней ничего нет, 0 плодов.)
- О чём рассказывает цифра 0? (Об отсутствии предметов).
- Сколько предметов в зелёной, (красной, синей) коробке? (1 (9, 10).
- Сравните количество плодов в жёлтой и зелёной коробке и поставьте нужный знак.
- Так же точно сравните количество плодов в красной и синей коробках.
- Чем отличается запись числа 10 от записи остальных чисел? (Тем, что число 10 записывается с помощью двух цифр -1 и 0.)
3. Игра «Сплети коврик».
- Медведь любил делал коврики и решил подарить каждому обитателю теремка по коврику.
Мы с вами выполним в тетради задание №2 на странице 40.
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно и скажите мне, хватит ли каждому жителю теремка по коврику?
Дети перечисляют жителей, считают их, после чего делают вывод:
«Жителей -5, ковриков – 5. 5 и 5 – поровну. Ковриков хватит всем».
- Ребята, давайте мы рассмотрим первый коврик.
- Как вы думаете, почему под ним написано такое выражение 1+9?
(Потому, что коврик сделан из 1 красного и 9 зелёных квадратов).
- сколько всего квадратов понадобилось для создания этого коврика?
(10 квадратов). (Обратить внимание детей на домик «Состав числа»).
- Давайте мы с вами напечатаем число 10 в клеточках.
(Воспитатель обращает внимание на то, как дети сидят и держат карандаш).
- Из каких частей состоит второй коврик? (Одна часть – синие, а другая часть – жёлтые квадраты).
- Чему равна первая часть, а вторая? (Первая часть – 2, вторая часть – 8).
- Какое выражение мы можем записать? (Дети печатают в клеточках 2+8).
- Чему равно значение этого выражения? (10).
Ребята, постарайтесь выполнить следующие выражения самостоятельно.
(Детям, которые выполняют задание быстрее других, предлагается проверить друг друга).
- Чем похожи все эти коврики? (У них одинаковое количество квадратов).
- Значит, у всех ковриков площадь будет тоже одинаковая.
- Чем различаются коврики? (Они составлены из двух частей по- разному).
- Значит какой можно сделать вывод? (Число 10 можно разделить на две части по-разному.)
(Воспитатель обращает внимание на домик, в окошечках которого размещён состав числа 10).
- Мы с вами устали, я предлагаю немножко отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, в проходы и давайте разомнёмся. (Для показа привлечь ребёнка. Повтор 2 раза).
Для здоровья, настроения
Делаем мы упражнения:
Руки вверх и руки вниз,
На носочках поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
- Ребята, мы с вами отдохнули, а сейчас я вам предлагаю продолжить работу. (Дети садятся за столы).
4. Игра «Сходи за покупками на рынок».
- Делал, делал мишка коврики, и захотелось ему покушать. Заглянул он в холодильник, а там пусто, продуктов нет. Пришлось мишке идти на рынок за покупками.
- Ребята, посмотрите пожалуйста, на слайд. Что купил мишку? Какую задачу по этой картинке мы можем с вами составить?
- Вспомните, что есть у задачи? (Есть условие и вопрос).
Молодцы, задачу составили верно, а ниже мы запишем решение этой задачи. (5+5=10)
-А что же ещё купил мишка? (Бананы).
- Кто сможет составить задачу про бананы? (10-5=5).
- С покупками мишка радостный вернулся домой. А нам, ребята пора возвращаться в детский сад из сказки. Но вы знаете, что прежде чем вернуться в детский сад, мы должны с вами пройти испытание. Готовы? Сможете?
-Тогда я вам предлагаю всем выйти из-за столов, подойти ко мне и стать в круг.
Вопросы испытания:
1. У какой геометрической фигуры 3 угла и 3 стороны?
(У треугольника).
2. Какая геометрическая фигура имеет 2 длинные стороны и 2 короткие? (Прямоугольник).
3. У какой геометрической фигуры два острых угла и два тупых?
(У ромба).
- А сейчас, ребята, давайте с вами закроем глаза и сосчитаем от 10 до 1.
Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с испытанием и мы с вами вернулись в детский сад.
(Слайд детский сад)
3. Осмысление занятия.
- Где мы сегодня побывали?
- Что полезного мы сделали, побывав в сказке «Теремок»?
- Какие задания дали вам возможность навести порядок в кладовке у зверей?
-Чем мы ещё с вами занимались? (Коврики, составляли задачи).
- Нам это удалось?
- Были ли у вас затруднения при выполнении заданий?
-Я рада, что затруднения возникли у небольшого количества детей, у нас с вами будет возможность поработать над этим после сна.
|