Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Сколько нот у Осени».
Провела Матюшенко Светлана Борисовна, музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 1551 корп. 6 г. Москва.
Цель: на основе природных задатков формировать специальные музыкальные умения, способствовать общему развитию музыкальности, расширить эстетический кругозор, продолжать знакомить с яркими, выразительными шедеврами мировой музыкальной культуры.
Задачи обучающие: знакомить детей с новыми произведениями музыкальной и художественной культуры, развивать чувство музыкального ритма, обогащать музыкальные впечатления, формировать музыкальный вкус, музыкальную память и музыкальность в целом.
Задачи развивающие: закрепить знания, умения, навыки, полученные на групповых и индивидуальных музыкальных занятиях, приобрести новый музыкальный опыт, формировать умение выражать свои эмоциональные впечатления, пополнять словарный запас, связанный с определением характера прослушанного музыкального произведения и увиденного произведения живописи, развивать музыкальные, познавательные, творческие и двигательные навыки детей, активизировать мыслительную деятельность.
Задачи воспитательные: вызывать у детей эмоциональную отзывчивость, формировать устойчивый интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления, развивать желание и умение взаимодействовать в коллективе.
Тип деятельности: музыкальное мероприятие познавательного цикла.
Материал: атрибуты для сюрпризного момента (костюм Гриба, костюм Дождика, металлофон).
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, слайды полотен И. Левитана «Золотая осень», «Осень», презентация «Осенние пейзажи».
Оформление музыкального зала: на центральной стене изображения солнышка, тучи, дождика, большого гриба-боровика, вазы с осенними веточками.
Использованный музыкальный материал:
Композиция на музыку композитора Е. Доги «Осенний парк». (А. И. Буренина. Программа
по ритмической пластике «Ритмическая мозаика»).
А.Вивальди. Скрипичный концерт «Времена года», «Осень» часть 1 и 2.
Песня «Осень». Музыка Ю. Чичкова, текст И.Мазнина
Песня «Здравствуй, осень». Музыка Ю.Слонова, текст В.Маслова
Предварительная работа:
Слушание музыки: Проведение ООД раздела «Слушание музыки» по произведениям А. Вивальди «Осень» 1 и 2 части — из цикла концертов «Времена года». Дети рассказали о впечатлениях, полученных при прослушивании произведений, отвечают на вопросы музыкального руководителя: как бы вы назвали эти произведения, какие инструменты исполняли эту музыку.
Детям была показана картина И. Левитана «Золотая осень», проведена беседа об истории ее создания, особое внимание было обращено на то, что картины с изображением природы называются пейзажем. На следующем занятии ребята продемонстрировали свои пейзажи под названием «Золотая осень».
Движение: дети выполняли перестроения и танцевальные движения хореографической композиции под вальсовую музыку.
Пение: в ООД было начато разучивание песен: «Осень» (Музыка Ю. Чичкова, текст И.Мазнина) и
«Здравствуй, осень» (Музыка Ю.Слонова, текст В.Маслова).
Ход НОД.
Под музыку «Осенний парк» (композитор Е.Дога) дети вбегают в зал, выполняют танцевальные движения хореографической композиции. Отрабатываются навыки: легкого бега на полупальцах, плавных взмахов руками, ритмичного вальсового движения, перестроений.
Звучит музыка А. Вивальди «Осень» (первая часть). На экране выводится картина И. Левитана «Золотая осень».
Музыкальный руководитель задает детям вопросы по слушанию: Ребята, вам знакома эта музыка? Как она называется? Кто ее написал? Что под нее можно делать: петь, танцевать или маршировать? Какой характер музыки (должно прозвучать слово «мажорный»)? Дети отвечают на вопросы. Музыкальный руководитель просит показать, какие движения можно делать под такую музыку. Дети исполняют творческую импровизацию, используют бег на полупальцах, кружение, плавные движения руками.
Музыкальный руководитель предлагает обратить внимание на слайд картины и задает вопрос: Как называется эта картина? Кто ее написал? Какие впечатления у вас появляются, когда вы смотрите на эту картину? Дети отвечают. Звучат определения «светлые, солнечные». Музыкальный руководитель вызывает детей на размышления: похожи ли впечатления от музыки А. Вивальди и пейзажа И. Левитана. Дети отвечают, используя определение «мажорный».
Звучит музыка А. Вивальди «Осень» (вторая часть). На экране выводится картина И. Левитана «Осень». Эту картину дети видят впервые. Задаются аналогичные вопросы.
Музыкальный руководитель просит описать картину, найти ее сходство и различия с картиной «Осень». Дети отвечают: обе картины – пейзажи, на них изображено время года – осень, но осень бывает разная. Музыкальный руководитель сравнивает цвета и композицию (что изображено), подводит ребят к выводу, что написал две разные картины один художник, просит объяснить, почему именно эта картина показывается во время слушания второй части концерта «Осень». Должно прозвучать ключевое слово: минорный.
Музыкальный руководитель спрашивает у детей: что еще назвать мажорным и минорным. Ответы детей могут быть разными: настроение, погода и т.д. Среди ответов выделить слово «песни».
Музыкальный руководитель задает вопрос: Какие песни про осень мы знаем? Дети отвечают: «Осень» и «Здравствуй, осень».
Музыкальный руководитель спрашивает, какая из этих песен мажорная, какая минорная, просит охарактеризовать жанры песен. Дети отвечают, используя полученные на музыкальных занятиях знания о жанровости в музыке (НОД. Слушание. Программа О.П. Радыновой. «Музыкальные шедевры», раздел «Природа и музыка»).
Во время исполнения песен музыкальный руководитель работает над музыкальным и речевым интонированием, обращает внимание детей на правильное исполнение мелодии, ритмического рисунка.
Музыкальный руководитель задает вопрос, проверяя наблюдательность детей: Что часто бывает осенью, а в просмотренных пейзажах не показано? Дети отвечают: Дождик!
Сюрпризный момент. Музыкальный руководитель предлагает желающим разыграть осеннюю сценку, спрашивает, кто хочет участвовать. Из желающих выбираются трое детей. Один – гриб Боровик, ему воспитатель помогает надеть костюм гриба, другому одевается костюм Дождика. Третий ребенок берет металлофон, он исполняет музыку дождя (произвольную, музыкант творчески подходит к своей игре). Дети разучивают песню «Дождик, не сердись!» (Е. Соколова. журнал «Колокольчик» №6, 1997г., издательство Санкт-Петербург)
Музыкальная игра «Дождик, не сердись!» превращается в маленький спектакль.
Музыкальный руководитель предлагает детям дать название сегодняшнему занятию. Дети предлагают: Осень. Задается вопрос: Осень у нас была какая? Дети отвечают: и мажорная –светлая, и минорная – печальная, и веселая, и игривая и т.д. Музыкальный руководитель подчеркивает: Такую разную осень нам показала музыка, спрашивает: а как записывают такую разную музыку? Дети отвечают: нотами. Музыкальный руководитель подводит итог занятию: Вот сколько нот у Осени!
|