Владимирова Оксана Владимировна Пасевич Ольга Владимировна. ПРОЕКТ дополнительного образования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕЧЕВИЧОК» по взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя с воспитателем и р

ПРОЕКТ дополнительного образования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕЧЕВИЧОК» по взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя с воспитателем и родителями детей 5 – 6 лет

авторы и руководители проекта: О.В. Владимирова, музыкальный руководитель, О. В. Пасевич, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска

Проблема.

Родители недостаточно хорошо ориентируются в вопросах речевого развития современных детей. Не принимают активного участия в детско-родительских мероприятиях.

Новизна.

Данный проект представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую подготовку к полноценному овладению фонетическим строем русского языка, интенсивному развитию фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитию связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации. Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

 Скачать конспект

Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям:

  1. диагностическое;
  2. коррекционно-развивающее;
  3. информационно-консультативное.

Актуальность данного проекта обусловлена его практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Данный проект поможет детям с нарушением звукопроизношения осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Направленность. Предлагаемый проект по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.

Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Цель: создание условий для продуктивного взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей старшей группы.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы.

Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные:

  • Укреплять костно-мышечный аппарат.
  • Развивать дыхание.
  • Развивать координацию движений и моторные функции.
  • Формировать правильную осанку.

Образовательно-воспитательные:

  • Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  • Формировать способность восприятия музыкальных образов.
  • Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Формировать просодические компоненты речи.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед

Задачи

Образовательные:

  1. Формировать слуховое внимание и восприятие.
  2. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятиями «звук», «слово», «буква», «предложение».
  3. Формировать понятия о грамматических категориях языка.
  4. Обогащать и активизировать словарный запас.
  5. Формировать нравственно – этические нормы поведения.

Развивающие:

  1. Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Развивать связную речь.
  6. Индивидуальное обследование речи в присутствии родителей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
  2. Воспитывать умение слушать друг друга.
  3. Воспитывать самоконтроль за речью.
  4. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.
  5. Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Музыкальный руководитель:

Образовательные: •

  1. Формировать способность восприятия музыкальных образов.
  2. формировать слухового внимания и слуховой памяти;

Развивающие:

  1. Развивать грамматический строй и связную речь.
  2. Развивать речевое дыхание.
  3. Развивать артикуляционный аппарат.
  4. Развивать координацию движений.
  5. Развивать умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  6. Развивать мышечный аппарат и голосовые данные.
  7. Развивать ритмический слух, вокально – слуховую координацию.

Воспитательные:

3. Воспитывать способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

4. Воспитывать темп и ритм дыхания и речи;

5. Совершенствовать личностные качества,

Оздоровительные:

  1. Укреплять костно-мышечный аппарат.
  2. Развивать дыхание.
  3. Развивать координацию движений и моторные функции.
  4. Формировать правильную осанку.

Эффективность коррекционной работы определяется четкой организацией пребывания детей в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе педагогов.

Участники проекта: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель, дети старшей группы и родители.

Тип проекта: творческий (учебно-познавательный)

вид проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта: 2020-2021 учебный год

В основе слаженной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип системности (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития)
  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, музыкальным руководителем и детьми.
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • наглядность,
  • доступность,
  • поэтапное повышение требований,
  • стимулирование активности и сознательности детей,
  • индивидуальный подход к каждому ребенку.

Форма работы (организации) фронтальная и подгрупповая. Из расчета 2-3 раза на любых занятиях занятия в неделю, либо в режимные моменты по решению педагога. Обязательным элементом являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, возможно проводить и индивидуальные занятия.

Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 5-10 минут.

Такая форма организации занятий позволяет уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.

Индивидуальные занятия-консультации учителем-логопедом и музыкальным руководителем проводятся по мере необходимости.

В работе используются методы:

  • практические (упражнения и дидактические игры)
  • наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты)
  • словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).

При проведении занятий необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Регулярность проведения занятий;
  2. Простоту и доступность для восприятия детьми музыкальных произведений, их яркость и жанровую определённость;
  3. Сочетание в рамках одного занятия различных методов работы педагога и видов деятельности детей;
  4. Повторяемость предложенного материала.
  5. Использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т.д.);
  6. Активное и эмоциональное участие взрослых (педагогов и родителей) в проведении музыкально-логопедических занятий, праздников, досугов.

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактические игры на развитие речи;
  • игрушки и приспособления на развитие дыхания;
  • игрушки и пособия на развитие мелкой моторики;
  • видео и аудио пособия;
  • ноутбук, проектор и музыкальный центр;
  • фортепиано.

Кадровое обеспечение:

  • учитель-логопед,
  • музыкальный руководитель,
  • воспитатель группы,
  • воспитанники старшей группы.

Технологии:

  • технологии совместной деятельности,
  • Технология логопедического обследования,
  • Технология формирования речевого дыхания,
  • Технология развития интонационной стороны речи,
  • Технология коррекции темпо-ритмической организации устной речи,
  • Технологии развития общей и мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

  • совершенствование фонематического восприятия;
  • улучшение в произносительной сфере;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • значительное возрастание активного словарного запаса;
  • развитие операций сравнения и обобщения;
  • положительная динамика сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей;
  • быстрота реакций на смену движений, ориентировке в пространстве;
  • развивается умение работать в коллективе;
  • закрепляются навыка правильного употребления звуков во всех ситуациях общения.

Тесная взаимосвязь в работе музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателя и родителей помогает организовать более продуктивную подготовку наших детей к социализации, участию в праздниках, досугах и развлечениях.

Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.

Этапы.

Реализация проекта предполагает работу в III этапа.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • анкетирование;
  • обследование;
  • индивидуальные консультации;
  • информирование родителей.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  • разработка и апробирование системы мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет;
  • подбор и заучивание стихов, песенок-попевок, чистоговорок, скороговорок к досуговым мероприятиям с детьми,
  • мастер-классы и театральные постановки с использованием ИКТ;
  • информирование родителей через информационные стенды, интернет-ресурсы.

III этап заключительный (контрольно-диагностический)

Мероприятия:

  • итоговая диагностика;
  • информирование родителей о результатах совместной работы;
  • выступление на заключительном педагогическом совете.

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методикам Н. В. Серебряковой, И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. По результатам обследования определяются приоритетные направления профилактической работы.

Наилучшие результаты будут достигнуты, если педагоги и родители действуют согласованно.

В рамках проекта педагогов и родителей важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.

Для достижения целей проекта определен круг задач, которые необходимо решить:

  1. Педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между участниками проекта.
  2. Участники проекта должны быть вооружены специальными знаниями, необходимыми для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка.

Взаимодействие педагогов и родителей

Просветительский блок

  • знакомство с возрастными особенностями развития, этапами становления детской речи,
  • ознакомление с результатами диагностики развития детей, оформление рекомендаций.

Практический блок

  • демонстрация практических приемов работы с детьми,
Просмотров: 574
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Юлия Василенко. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Лукичёва Я.Н. Шиян И.С.. Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
  • Воронцова Нина Александровна. «Как развивать речь дошкольников в 3-4 года»
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Арыкова Е.А.,Антонова Е.А. Взаимосвязь музыкального руководителя и логопеда с целью коррекции речи воспитанников
  • Овчинникова Татьяна Николаевна. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Колесникова Юлия Леонидовна. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешестви
  • Погребнова Елена Владимировна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Зимующие пт
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Рязанцева Юлия Евгеньевна. Статья «Маршрут коррекции речевого развития и мониторинг динамики коррекционно-логопедических занятий в группе НПОЗ»
  • Галиуллин Сергей. Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
  • Бирюк Ирина Александровна. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»
  • Хаустова Юлия Петровна. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь