авторы и руководители проекта: О.В. Владимирова, музыкальный руководитель, О. В. Пасевич, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска
Проблема.
Родители недостаточно хорошо ориентируются в вопросах речевого развития современных детей. Не принимают активного участия в детско-родительских мероприятиях.
Новизна.
Данный проект представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую подготовку к полноценному овладению фонетическим строем русского языка, интенсивному развитию фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитию связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации. Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Скачать конспект
Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Актуальность данного проекта обусловлена его практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Данный проект поможет детям с нарушением звукопроизношения осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Направленность. Предлагаемый проект по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Цель: создание условий для продуктивного взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей старшей группы.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы.
Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные:
- Укреплять костно-мышечный аппарат.
- Развивать дыхание.
- Развивать координацию движений и моторные функции.
- Формировать правильную осанку.
Образовательно-воспитательные:
- Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
- Формировать способность восприятия музыкальных образов.
- Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Формировать просодические компоненты речи.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед
Задачи
Образовательные:
- Формировать слуховое внимание и восприятие.
- Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятиями «звук», «слово», «буква», «предложение».
- Формировать понятия о грамматических категориях языка.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Формировать нравственно – этические нормы поведения.
Развивающие:
- Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать связную речь.
- Индивидуальное обследование речи в присутствии родителей.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
- Воспитывать самоконтроль за речью.
- Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.
- Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.
Музыкальный руководитель:
Образовательные: •
- Формировать способность восприятия музыкальных образов.
- формировать слухового внимания и слуховой памяти;
Развивающие:
- Развивать грамматический строй и связную речь.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать координацию движений.
- Развивать умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
- Развивать мышечный аппарат и голосовые данные.
- Развивать ритмический слух, вокально – слуховую координацию.
Воспитательные:
3. Воспитывать способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
4. Воспитывать темп и ритм дыхания и речи;
5. Совершенствовать личностные качества,
Оздоровительные:
- Укреплять костно-мышечный аппарат.
- Развивать дыхание.
- Развивать координацию движений и моторные функции.
- Формировать правильную осанку.
Эффективность коррекционной работы определяется четкой организацией пребывания детей в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе педагогов.
Участники проекта: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель, дети старшей группы и родители.
Тип проекта: творческий (учебно-познавательный)
вид проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: 2020-2021 учебный год
В основе слаженной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда лежат следующие принципы:
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип системности (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития)
- Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, музыкальным руководителем и детьми.
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
- наглядность,
- доступность,
- поэтапное повышение требований,
- стимулирование активности и сознательности детей,
- индивидуальный подход к каждому ребенку.
Форма работы (организации) фронтальная и подгрупповая. Из расчета 2-3 раза на любых занятиях занятия в неделю, либо в режимные моменты по решению педагога. Обязательным элементом являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, возможно проводить и индивидуальные занятия.
Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 5-10 минут.
Такая форма организации занятий позволяет уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.
Индивидуальные занятия-консультации учителем-логопедом и музыкальным руководителем проводятся по мере необходимости.
В работе используются методы:
- практические (упражнения и дидактические игры)
- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты)
- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).
При проведении занятий необходимо соблюдать ряд условий:
- Регулярность проведения занятий;
- Простоту и доступность для восприятия детьми музыкальных произведений, их яркость и жанровую определённость;
- Сочетание в рамках одного занятия различных методов работы педагога и видов деятельности детей;
- Повторяемость предложенного материала.
- Использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т.д.);
- Активное и эмоциональное участие взрослых (педагогов и родителей) в проведении музыкально-логопедических занятий, праздников, досугов.
Материально-техническое обеспечение:
- дидактические игры на развитие речи;
- игрушки и приспособления на развитие дыхания;
- игрушки и пособия на развитие мелкой моторики;
- видео и аудио пособия;
- ноутбук, проектор и музыкальный центр;
- фортепиано.
Кадровое обеспечение:
- учитель-логопед,
- музыкальный руководитель,
- воспитатель группы,
- воспитанники старшей группы.
Технологии:
- технологии совместной деятельности,
- Технология логопедического обследования,
- Технология формирования речевого дыхания,
- Технология развития интонационной стороны речи,
- Технология коррекции темпо-ритмической организации устной речи,
- Технологии развития общей и мелкой моторики.
Ожидаемый результат.
- совершенствование фонематического восприятия;
- улучшение в произносительной сфере;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- значительное возрастание активного словарного запаса;
- развитие операций сравнения и обобщения;
- положительная динамика сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем;
- положительный эмоциональный настрой;
- координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей;
- быстрота реакций на смену движений, ориентировке в пространстве;
- развивается умение работать в коллективе;
- закрепляются навыка правильного употребления звуков во всех ситуациях общения.
Тесная взаимосвязь в работе музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателя и родителей помогает организовать более продуктивную подготовку наших детей к социализации, участию в праздниках, досугах и развлечениях.
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.
Этапы.
Реализация проекта предполагает работу в III этапа.
I этап подготовительный (информационно-аналитический).
Мероприятия:
- анкетирование;
- обследование;
- индивидуальные консультации;
- информирование родителей.
II этап основной (практический).
Мероприятия:
- разработка и апробирование системы мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет;
- подбор и заучивание стихов, песенок-попевок, чистоговорок, скороговорок к досуговым мероприятиям с детьми,
- мастер-классы и театральные постановки с использованием ИКТ;
- информирование родителей через информационные стенды, интернет-ресурсы.
III этап заключительный (контрольно-диагностический)
Мероприятия:
- итоговая диагностика;
- информирование родителей о результатах совместной работы;
- выступление на заключительном педагогическом совете.
Диагностическая работа проводится по разделам согласно методикам Н. В. Серебряковой, И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. По результатам обследования определяются приоритетные направления профилактической работы.
Наилучшие результаты будут достигнуты, если педагоги и родители действуют согласованно.
В рамках проекта педагогов и родителей важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.
Для достижения целей проекта определен круг задач, которые необходимо решить:
- Педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между участниками проекта.
- Участники проекта должны быть вооружены специальными знаниями, необходимыми для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка.
Взаимодействие педагогов и родителей
Просветительский блок
- знакомство с возрастными особенностями развития, этапами становления детской речи,
- ознакомление с результатами диагностики развития детей, оформление рекомендаций.
Практический блок
- демонстрация практических приемов работы с детьми,
|