Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса, в частности учителя – логопеда и музыкального руководителя. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач. В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место занимают музыкальные занятия. Объект: ребенок с речевой патологией. Предмет – многообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом. Цель – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Основные принципы взаимодействия:
- занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии; - занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы; - принцип всестороннего воздействия - принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений; - принцип наглядности; - принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий. Задачи: Оздоровительные: Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. Образовательно-воспитательные: Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Коррекционные: Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. Основные направления коррекционно - развивающей работы: Учитель-логопед: - постановка диафрагмально-речевого дыхания; - укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; - формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; - коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; - развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; - совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- формирование и закрепление произносительных навыков;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса и произвольной мимической моторики;
- просодики;
- фонематического слуха.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами:
- совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;
- тетрадь взаимодействия;
- совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
- участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых мероприятий;
- составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д;
- выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи;
- использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.
Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.
Благодаря взаимодействию удалось наладить преемственность, что положительно отразилось на качестве работы (85% выпускников пошли в школу с чистой речью), на одну треть сократились сроки коррекционной работы, практически свело к минимуму рецидивы.
|