Заявка
- Щербакова Наталья Сергеевна
- Сорокина Анастасия Александровна
Учителя – логопеды
педагог-психолог
Муниципальное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Радуга»
Кемеровская область, город Киселевск
Скачать конспект
В связи с реорганизацией учреждения в детском доме увеличилось число воспитанников, имеющих различные интеллектуальные нарушения. В связи с этим значимость психолого-педагогического сопровождения становится важным направлением в работе. Необходимым условием решения данного вопроса является организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в помощи специалистов.
Взаимосвязь и преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающей деятельности. Для этого мы создали модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие воспитанников.
Цель работы: создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения воспитанниками независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Задачи коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и педагога-психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности воспитанника.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление или речь.
Нам пришлось долго и упорно искать новые формы и методы, которые разнообразят коррекционно-развивающий процесс. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку материал, заинтересовать его, вызвать желание заниматься? Учитывая индивидуальные особенности наших воспитанников игра – наиболее эффективный метод коррекционно-развивающей деятельности. Игра позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность воспитанников;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты и для заданий в группе.
В своей совместной практике мы начали изучать и использовать интересное незаменимое методическое пособие – интерактивные папки.
Это такие небольшие самодельные книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными, забавными деталями, в которые помещены материалы на определенную тему. Воспитанник может удобно разложить ее у себя на коленях и за один раз просмотреть все содержимое. Несмотря на кажущуюся простоту, интерактивная папка, с одной стороны, призвана привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Все материалы папки соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
В качестве примера хочется представить одну из таких интерактивных папок «Обитатели морских глубин».
На первой странице воспитанникам предлагается познакомиться с обитателями морских глубин. Перед ними картинка с изображенными на ней морскими обитателями. Иллюстрацию можно использовать для развития плавного длительного выдоха, для этого картинки снабжены подвижной частью, и тренировки ситуативной связной речи.
На обратной стороне папки картотека «Обитатели морских глубин». Воспитанники подробно знакомятся с обитателями подводного мира с целью расширение кругозора и обогащения словарного запаса.
На развороте используем такие игры и упражнения как: «Пословицы и поговорки», «Закончи предложение», «Загадки – отгадки», «Собери целое из частей», «Научись рисовать морского конька», «Викторина «Подводный мир», «Пальчиковые шаги». Данные игры и упражнения способствуют активизации словаря, развитию мышления, воображения.
Следующий разворот знакомит воспитанников с интересными фактами о морском коньке, и предлагается выполнить задание на развитие внимания.
На следующей странице игра-бродилка «Морской конек». Игра проводится с целью обучения воспитанников конструктивному взаимодействию участников игры, соблюдению правил и условий.
При использовании игровых заданий интерактивной папки мы наблюдаем, с каким удовольствием занимаются воспитанники. Помимо образовательных плюсов, интерактивная папка может восприниматься детьми как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.
Создание такой папки может являться и одним из видов совместной деятельности педагога и воспитанника. Воспитанник очень бережно относится к продукту своего творчества и с гордостью рассказывает и показывает его. В процессе такого творчества он становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.
Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей воспитанника с интеллектуальными нарушениями.
|