- Шишкунова Ольга Владимировна — педагог – психолог,
- Медведева Инна Петровна — учитель – логопед
г. Почеп
Цели занятия: обобщение темы «Животные жарких стран», развитие эмоционально-личностной сферы, раскрытие творческого потенциала.
Задачи занятия:
- Активизация и актуализация знаний детей о животных жарких стран.
- Закрепление умения детей составлять предложения разных конструкций.
- Упражнять детей в словоизменении существительных (дательный падеж множественного числа, согласование их с глаголом.
- Развитие целенаправленного вдоха и выдоха.
- Формировать логическое мышление, развивать умение анализировать по нескольким признакам, устанавливать закономерности, развивать мыслительную активность.
- Формировать произвольное внимание, развивать устойчивость и концентрацию, быстроту переключения, расширять объем слухового внимания и памяти.
- Развитие у детей навыков сотрудничества, доброжелательного отношения.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие предметно-игровой деятельности.
- Снижение психофизического напряжения.
Методы, обеспечивающие результативность: упражнения, игры, направленные на речевое развитие, коммуникативной сферы ребенка, развитие мелкой и общей моторики, упражнения на воображение и релаксацию. Методы, созданные, на материалах сказки, песочной терапии, мультфильма.
Материалы и оборудование: песочница, игрушки – животные жарких стран, картинки с изображением животных жарких стран, кегли, запись «Звуки животных Африки», мультфильм «38 попугаев», телевизор, ДВД — проигрыватель.
Условия реализации занятия: логопедическая группа.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети совместно с учителем- логопедом и педагогом- психологом встают в круг. Педагог — психолог приветствует детей:
Психолог: Здравствуйте, ребята! Наступил новый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и гостям. Порадуйте улыбками тех, кто рядом с вами. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Давайте передадим эти чувства рукопожатиями (Дети пожимают руки по кругу).
Далее дети совместно с учителем — логопедом вспоминают тему недели:
Логопед: Ребята, скажите, о ком мы с вами говорили всю неделю? (о животных жарких, теплых стран). А теперь назовите мне жаркие страны, которые вы знаете.
2. Путешествие в Африку
Психолог: И сегодня мы с вами отправимся в Африку! Как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Дети перечисляют транспортные средства) А как все это называется одним словом? (транспорт). А мы с вами поплывем по морю-океану на пароходе. Дети выстраиваются друг за другом.
Логопед:
Машет с пристани народ, Отплывает пароход! Отплывает пароход, Над водой гудок поет!
Логопед: Левую руку положили на живот, на выдохе гудим тихо – ууу, плечи не под-нимаем, еще раз – громко: ууу!
Психолог: И вдруг на море-океане начался шторм (Релаксация «Качка»)
Чтобы не упасть, прижмите ногу к полу, расставьте их пошире, руки сцепите за спиной.
Стало палубу качать, Ногу к палубе прижать, Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем!
Вдох-выдох (2-3 раза).
Психолог: Ух, жарко! Похоже, мы приближаемся к берегам Африки! (Дети вытирают пот с лица, обмахиваются руками). Слышите! Сколько диких животных обитают здесь! (звучит запись «Зоопарк»)
3. Упражнение «Что слышно»
Логопед: Закройте глаза и постарайтесь угадать. Кто угадал, молча, поднимает руку. (Дети слушают запись звуков животных Африки: льва, слона, тигра, носорога, обезьяны), логопед показывает картинки животных.
4. Дидактическая игра «Африка»
Психолог: Ребята, подойдите к песочнице, давайте «поздороваемся с песком». (упражнение «Здравствуй, песок!»)
- Дотроньтесь до песка поочередно пальцами правой руки, потом левой, затем всеми пальцами одновременно.
- А теперь сожмите кулачки с песком, затем медленно высыпайте его в песочницу.
- Дотроньтесь до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной ее стороной.
Расскажите о своих ощущениях: тепло-холодно, приятно-неприятно и т. д.
Психолог: А теперь мы превратимся в маленьких волшебников и создадим в песочнице маленькую Африку. (дети берут игрушки животных, растения и расставляют их в песочнице).
5. Дидактическая игра «Травоядное — хищное» (занятие продолжает учитель логопед)
Логопед: А теперь давайте поиграем в игру «Хищное — травоядное» (на полу стоят красная и зеленая кегли). Я раздаю каждому картинки с изображением одного животного. Наше правило: если животное травоядное, то вы встаете за зеленую кеглю, если хищное – за красную. Дети внимательно смотрят на свои картинки и занимают соответствующие места. Далее логопед спрашивает каждого ребенка: «Почему ты встал за зеленую кеглю?» Ответы детей:» Я встал на зеленую кеглю, потому что зебра – это травоядное животное» и т. д.
6. Физминутка
Если в жаркую страну сжимать — разжимать кулачки
Я случайно попаду,
То увижу там шакала, соединить пальцы в "бинокль", поднести к глазам
Кенгуру, гиппопотама, трём пальцы поочерёдно
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
Хорошо живётся им — хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны
Не бывает снежных зим!
7. Дидактическая игра «Доктор Айболит»
Учитель — логопед с детьми снова подходит к песочнице, обращает внимание на записку оставленную Доктором Айболитом.
Логопед: ребята, посмотрите нам оставили записку. Давайте ее прочитаем:
(Доктор Айболит пишет что Бармалей обидел животных Африки, а его очень срочно вызвали к животным Севера. Но мы можем помочь животным Африки если выполним все задания Доктора Айболита.)
А) Упражнение «Путанница»
Логопед: Бармалей перемешал все слова в предложениях. Послушайте их и исправьте:
- Бананы едят мартышек…
- У слона большой хобот и короткие уши…
- Крокодил пятнистый, а тигр – зеленый…
- Лев травоядное животное, а жираф хищное…
- У носорога есть горб, а у верблюда рог…
- Бегемот лазит по деревьям, а мартышка плавает в реке…
Б) Упражнение «папа, мама, детеныш»
- Лев: папа — лев, мама – львица, детеныш – львенок.
- Слон: папа – слон, мама- слониха, детеныш – слоненок.
- Тигр: папа – тигр, мама – тигрица, детеныш – тигренок.
- Верблюд, верблюдица, верблюжонок
В) Упражнение «Четвертый лишний»
Г) Грамматический строй речи
Логопед: Вот и вылечили мы животных! А какие они все особенные:
- У леопарда быстрые ноги, значит он:
- У жирафа длинная шея -
- У слона длинный нос -
- Крокодил плавает в воде -
- У бегемота толстые ноги -
- У обезьяны длинный хвост -
- У носорога толстая кожа -
- У тигра острые зубы -
8. Возвращение домой (продолжает педагог — психолог)
Психолог: Вот и пора нам возвращаться домой. Мы снова садимся на наш пароход и уплываем.
Учитель -логопед:
Машет с пристани народ,
Отплывает пароход!
Отплывает пароход,
Над водой гудок поет!
- Левую руку положили на живот, на выдохе гудим тихо – ууу, плечи не под-нимаем, еще раз – громко: ууу!
Педагог — психолог:
- И вдруг на море-океане поднялся шторм (Релаксация «Качка»)
Чтобы не упасть, прижмите ногу к полу, расставьте их пошире, руки сцепите за спиной.
Стало палубу качать, Ногу к палубе прижать, Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем!
Вдох-выдох (2-3 раза).
9. Итог занятия.
Психолог: Ну вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?. Что вам запомнилось в нашем путешествии.
Сейчас мы покажем вам мультфильм про животных Африки, который называется
«38 попугаев».
|