Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование мнемотехники, как эффективного приема коррекционно – развивающей работы.

Использование мнемотехники, как эффективного приема коррекционно – развивающей работы.

В условиях детского дома перед учителями – логопедами и педагогом – психологом одной из задач коррекционно – развивающей работы стоит задача воспитания воспитанников, способных к самоорганизации и самообучению, то есть владеющих предпосылками универсальных учебных действий. Для этого необходимо формирование не только умения слушать, но и запоминать информацию, качественно воспроизводить ее с помощью средств речи.

Для детей с ОВЗ, имеющих низкую познавательную активность, и несформированность характерных для возраста форм мышления, одним из приоритетных направлений является развитие высших психических функций (далее — ВПФ), в том числе речи и слухоречевой памяти. Поэтому особую актуальность приобретает задача поиска эффективных приемов (методов, технологий) организации коррекционной помощи ребенку с ОВЗ, имеющему нарушения речи и слухоречевой памяти.

 

Одним из таких эффективных приемов коррекционной помощи ребенку с ОВЗ, имеющему данные нарушения является мнемотехника. В практической педагогике «мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), — это, признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения информации.

Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью девяти муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

Педагогам хорошо известно, что большинство детей (особенно дети с речевыми нарушениями) не очень любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Именно поэтому, педагоги считают необходимым пробудить интерес, увлечь ребенка, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Еще со времен К.Д. Ушинского известно: чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается.

Актуальность мнемотехники для детей с ОВЗ тем, что как раз у таких детей преобладает зрительно-образная память. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. При использовании различных мнемоприемов меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». Дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память воспитанников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».

Таким образом, использование приема мнемотехники для дошкольников помогает не только упростить процесс запоминания, но и улучшить его качественную составляющую. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков мнемотаблицы (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение и более точно воспроизвести его содержание.

Мнемотаблица — это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Структурными элементами мнемотехники являются: мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Принцип работы со структурными элементами мнемотехники строится от простого к сложному. Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается детьми на простых примерах.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат – это схема, состоящая из одного квадрата. Они используются для работы над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Надо так изобразить «зашифрованное слово», чтобы нарисованное было понятно детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется — дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – схемам, состоящим из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации. Мнемодорожка — схема, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Например, Маша сшила рубашку мишке.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, то есть к мнемотаблицам.

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка и от уровня его развития:

  • для дошкольников младшего возраста — таблицы на 4 клетки, 2*2
  • для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 и/или на 9 клеток, 3*3

- для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 и 25 клеток, 4*4 и 5*5.

По видам мнемотаблицы делятся на:

  1. Развивающие — способствуют развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
  2. Обучающие — способствуют получению и закреплению определенных знаний о предмете, сведений, информации.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

  1. Развитие памяти.
  2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.

З. Развитие логики.

4. Развитие образного мышления.

5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

6. Решение дидактических общеобразовательных задач.

7. Содержание информации по всем направлениям программы.

8. Развитие смекалки.

9. Тренировка внимания.

10. Навык правильно воспроизвести графически.

При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:

  • Рассматривание таблицы и разбор изображений.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (Разбор закодированной информации, установление логических связей).
  • Пересказ с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
  • Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Воспроизведение информации, пересказ.

Виды работ с данной группой мнемотаблиц:

  • Заучивание материала по «готовой» мнемотаблице.
  • Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим заучиванием материала.
  • Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание материала.
  • Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание материала.
  • Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога, заучивание материала.

Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

  • Установка на запоминание.
  • Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.
  • Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.
  • Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.

Если мы работаем с развивающей мнемотаблицей, то детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти. Возможен вариант работы с помощью детей, если проведено ранее занятие по данной теме. Работа может быть как индивидуальная, так и подгрупповая.

Принцип работы с обучающей мнемотаблицей несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу (объяснение) берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

  • Запоминание материала по лексическим темам.
  • Обучение рассказыванию
  • Заучивание стихотворений, пословиц
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.

Считается, что мнемотехникой можно заниматься с детьми раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет.

Работа с ребенком начинается с использования «готовых» мнемотаблиц для пересказа текста. «Готовые» мнемотаблицы могут быть цветными и черно-белыми. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста, а так же для детей старшего дошкольного возраста с низкой познавательной активностью необходимо использовать цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный, лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета. Красочно оформленный материал привлекателен для ребенка дошкольника, способствует его включению в деятельность по запоминанию, поддержанию и развитию интереса. По мере формирования более устойчивого познавательно интереса у детей дошкольного возраста, а так же детям старшего дошкольного возраста можно давать – чёрно-белые мнемотаблицы.

Когда у детей появляется интерес, можно начинать использовать мнемотаблицы для разучивания стихов, скороговорок, текстов для пальчиковой гимнастики.

Затем детям предлагается самим создать мнемотаблицу. На первых этапах дети пытаются зарисовывать каждое слово или предложение. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой ребенок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. В мнемотаблице можно изображать практически всё. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей рассказа, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ.

Методы и приемы мнемотехники, используемые в работе педагога-психолога детского дома

Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. (Например, при запоминании текста делаем рисунки и мнемотаблицы, мнемодорожки, загадывание мнемозагадок).

Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. (Например, Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

Схематизация. Когда текст зарисовывается схематично (мнемотаблицы). Метод структурирования материала. Выстраивание предложений в логическую цепочку, при помощи мнемодорожек.

Эти приемы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделен необходимый для запоминания материал. Использование способов и приемов мнемотехники и специальных игр в коррекционно- развивающей работе, дают прекрасные результаты.

В процессе КРР дети научились анализировать, выделять в предметах свойства, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Самостоятельно, по мнемотаблицам, излагают тексты связно, последовательно, полно. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, характерные для сказок.

Мнемотехника помогла некоторым детям перешагнуть барьер неуверенности, заниженной самооценки, способствовала психологическому раскрепощению, устранила боязнь высказывания. Повысилась самостоятельность детей. Дети стали лучше запоминать слова, тексты, улучшилась моторика рук. Поэтому использование приемов мнемотехники для развития интеллектуальных возможностей воспитанников просто необходимо. Учитывая успехи детей во всех видах совместной деятельности (играх, тренингах, рисовании, отгадывании загадок), на которых я использовала методы и приемы мнемотехники, делаю следующие выводы: введение приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе, стимулирует развитие зрительной, слуховой памяти, а так же внимания, связной речи детей, мышления, воображения.

Элементы мнемотехники формируют предпосылки к самообучению, закладывают навыки совершенного восприятия и запоминания. Игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам.

В своей работе также применяем авторские пособия. Одно из них «Учим детей загадывать загадки» автора-составителя Лихановой Н.Л.

Просмотров: 379
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Добродомова Лилия Анатольевна. Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы»
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Белая Татьяна Сергеевна Фокина Елена Михайловна. ОД по развитию речи. Заучивание потешки «Дождик, дождик, пуще…» с помощью мнемотаблицы во второй младшей группе.
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Игнатьева Анна Валерьевна. Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
  • Борисова Мария Александровна. Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов мнемотехники (приёма мнемокарты).
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Степанишина Ирина Павловна. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Агапова Юлия Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогический опыт «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Гущина Юлия Викторовна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ. «Мы спешим к друзьям на помощь»
  • Криворучко Ольга Николаевна. Педагогическая статья Тема: «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками с ОНР»
  • Трушнина Л. В., Туралева Ю.Г., Баронина Ю.А., Мальченко В.А.. Формирование развития речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники. (Методическая разработка)
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Имамутдинова Алсу Шафиулловна. Научно-практическая статья: «Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений.
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Полякова Ирина Павловна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. «Речевое развитие» «Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Рыжакина Анна Николаевна. Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Родионова Ирина Алексеевна, соавтор Ежикова Лариса Ивановна. Применение мнемотехники в коррекционно – образовательной работе с детьми с нарушением речи
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Харитонова Юлия Сергеевна. Опыт работы по формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий
  • Шавлач Светлана Федоровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием приемов мнемотехники и драматизации в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весна. Перелетные птицы»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь