Борисова Мария Александровна. Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов мнемотехники (приёма мнемокарты).

Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов мнемотехники (приёма мнемокарты).

В дошкольном возрасте, особенно у детей с речевыми проблемами, возникают трудности с накапливанием активного словаря, развитием связной речи, разучиванием стихотворений.

Одной из современных методик, облегчающих запоминание стихов, способствующая развитию связной речи является мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, основанных на образовании искусственных ассоциаций, облегчающих процесс запоминания информации. В дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление, поэтому при обучении большое внимание уделяется символам, схемам, различным наглядным моделям. Примером такого приёма являются мнемотаблицы.

 

Скачать конпспект

Использование мнемотаблиц (элемента мнемотехники) помогает тем детям, кому трудно выучить стихотворение, или другим детям запомнить большее количество стихов. Мнемотаблица – это схема, составленная из рисунков, схематических изображений, в которую заложена определённая информация. Суть приёма заключается в том, на каждое слово или строку придумывается ассоциативная картинка. После этого ребёнок, используя наглядное изображение, вспоминает нужные слова и рассказывает стихотворение. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами, сокращает время запоминания стихотворения и помогает решать задачи, направленные:

  • на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • на развитие связной речи и диалогической речи, в процессе обсуждения;
  • на развитие графо-моторной функции.

На начальных этапах работы взрослый сам заполняет таблицу, предлагает выучить стихи по готовым таблицам, далее предлагает совместное заполнение и обсуждение стихотворения, на поздних этапах дети самостоятельно заполняют таблицу. В процессе рисования схемы максимально задействованы разные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный. В результате идёт образование многочисленных связей мозга, что ускоряет общее развитие ребёнка и особенно речевое развитие. Наглядная схема является планом речевого высказывания, с чего начать, чем продолжить и чем закончить. Данный приём нравится детям, превращая разучивание в игру. Зрительные образы, сохранившиеся у ребёнка, позволяют значительно быстрее запомнить текст.

Таким образом, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то познакомьте его с приёмом мнемотехники – мнемотаблицей. Опираясь на рисунки, картинки, образы эффективность запоминания значительно увеличивается.

Мы использовали данный приём для разучивания стихотворений по теме «Времена года». Дети прошли этапы обучения данному приёму и получили задание нарисовать дома вместе с родителями свою мнемотаблицу к стихотворению (стихи подбирали и предлагали педагоги). Была проведена консультация для родителей «Мнемотаблицы — приём развития памяти». Принося свои работы, дети рассказывали своё стихотворение другим, учили стихи своих друзей, по их таблицам. В итоге, за две недели почти все дети знали 6-10 новых стихотворений.

Предлагаем вашему вниманию опыт работы:

  • итоговое мероприятие «Конкурс чтецов «Времена года»;
  • ппримеры мнемотаблиц к стихотворениям.

Приложение 1

Конкурс чтецов «Времена года»

Цель работы: Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) при запоминании стихов.
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей по теме «Времена года», развитию просодических качеств во время рассказывании стихотворений.
  5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
  6. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
  7. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
  8. Сегодня мы собрались на конкурс, где послушаем стихи про разные времена года.

Узнавать окружающий мир мы можем с помощью органов чувств. Вспомним, какие органы чувств нам помогают?

Дети: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус (Символы: глаз, ухо, рот, рука, нос)

Молодцы! Стихи для нашего конкурса мы учили с помощью мнемотаблиц. Мнемотаблица – это приём мнемотехники, искусство запоминания. Всё стихотворение вы зарисовывали схематически, т.е. на каждое слово или строку придумывали картинку. Посмотрев на получившуюся схему, вы быстро запоминали стихи. А значит, вашими помощниками были глаза. Вы нарисовали мнемотаблицы дома, теперь ваши друзья смогут тоже их быстро запомнить.

2. Про какое время года эти стихи с ошибками.

Санки вытащила Света –

На дворе, наверно, лето?

Или осень? Или снег?

Мы у мамы шубы просим-

Значит, к нам вернулась осень.

Будем в шубах мы гулять

И грибочки собирать.

3. Давайте послушаем стихи про зиму. Дети читают стихи.

4. Слушание музыкального отрывка П.И. Чайковского Апрель, Подснежник.

Что вам рассказала музыка? Какое это время года?

5. Давайте послушаем стихи про весну. Дети читают стихи.

6. Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»

5-5 4-4 3-3 2-2

Был он жёлтый, стал он белый.

1-1 1-1

Дунул ветер, улетел он. (Соединение подушечек пальцев разных рук)

7. Расскажите стихи про лето.

8. Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся…

Это время года осенью зовётся. (Речь с движением по тексту)

9. Послушаем стихи про осень.

10. Игра «Запомни слова»

Нарисуйте схематичные рисунки, чтобы быстро запомнить 8 слов.

Листопад, урожай, вьюга, мороз, капель, жара, первоцвет, ливень.

Молодцы, вам «опираясь» на образы, которые вы зарисовали, было легче запомнить слова или стихи.

11. Давайте ещё раз в этом убедимся, выучив стихотворение по мнемокарте «Времена года».

12. Подведение итогов, раздача призов.

Приложение 2

Зима

Весна

Лето

Осень

Список литературы:

  1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В. Гербова. — Мозаика-Синтез, 2012
  2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005
  3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб, 2009
  4. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М., 2002
Просмотров: 596
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Середкина Наталья Викторовна. Конспект занятия по развитию речи по теме «Времена года. Зима» подготовительной группы.
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Чепикова Виктория Николаевна. Конспект открытого занятия по развитию речи использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».
  • Редактор. Стихи для родителей - Не жалейте время на детей
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Редактор. Новогодние стихи для детей - Дети спать пораньше лягут
  • Ефремова Елена Анатольевна. Конспект ООД по развитию речи для детей подготовительной группы «Научим Незнайку сочинять стихи»
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Кандаурова Анна Александровна. Картотека дидактических игр по временам года «Времена года»
  • Юсупова Мария Сансызбаевна. Конспект занятия по развитию речи Сочиняем стихи по сказке «Гуси-лебеди»» с использованием технологии синквейн
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Харитонова Юлия Сергеевна. Опыт работы по формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий
  • Гусарова Татьяна. Сборник стихотворений для детей Гусаровой Татьяны 'Стихи о природе'
  • Трапезникова Ольга Владимировна. Конспект непрерывно- образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи с воспитанниками седьмого года жизни с ОНР Тема: «В гости к Незнайке»
  • Копылова Юлия Сергеевна. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
  • Князева Елена Владимировна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Времена года»
  • Константинова Юлия Александровна. Методическая разработка «Запоминаем стихи о Правилах дорожного движения с помощью мнемотаблиц»
  • Адиятова Гульшат Хамитовна. Материал для занятия или развлечения в подготовительной к школе группе. Времена года. Осень.
  • Шестова Оксана Владимировна. Итоговое занятие 'Времена года' группа общеобразовательной направленности детей 3-4 лет
  • Гетманец Светлана Михайловна. Картотека прогулок 'ВРЕМЕНА ГОДА' на сентябрь месяц для детей дошкольного возраста (средней группы)
  • Темирбаева Индира Ильфатовна. Развивающий коврик «Времена года» для детей раннего возраста
  • Наталия Владимировна Стивкина. Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Миняйло Эльвира Николаевна. Конспект итогового мероприятия в рамках реализации проекта «Времена года» /осень/ с детьми старшей группы «Осенние краски»
  • Редактор. Стихи про лето для детей
  • Курлапова Е.П.. Наглядный материал по ознакомлению детей с темой «Времена года».
  • Дуклис Ирина Анатольевна. Дидактическое пособие «Времена года» для детей 2-5 лет
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Фрадкина Ирина Викторовна, Гетман Надежда Александровна. Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь