В дошкольном возрасте, особенно у детей с речевыми проблемами, возникают трудности с накапливанием активного словаря, развитием связной речи, разучиванием стихотворений.
Одной из современных методик, облегчающих запоминание стихов, способствующая развитию связной речи является мнемотехника.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, основанных на образовании искусственных ассоциаций, облегчающих процесс запоминания информации. В дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление, поэтому при обучении большое внимание уделяется символам, схемам, различным наглядным моделям. Примером такого приёма являются мнемотаблицы.
Скачать конпспект
Использование мнемотаблиц (элемента мнемотехники) помогает тем детям, кому трудно выучить стихотворение, или другим детям запомнить большее количество стихов. Мнемотаблица – это схема, составленная из рисунков, схематических изображений, в которую заложена определённая информация. Суть приёма заключается в том, на каждое слово или строку придумывается ассоциативная картинка. После этого ребёнок, используя наглядное изображение, вспоминает нужные слова и рассказывает стихотворение. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами, сокращает время запоминания стихотворения и помогает решать задачи, направленные:
- на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- на развитие связной речи и диалогической речи, в процессе обсуждения;
- на развитие графо-моторной функции.
На начальных этапах работы взрослый сам заполняет таблицу, предлагает выучить стихи по готовым таблицам, далее предлагает совместное заполнение и обсуждение стихотворения, на поздних этапах дети самостоятельно заполняют таблицу. В процессе рисования схемы максимально задействованы разные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный. В результате идёт образование многочисленных связей мозга, что ускоряет общее развитие ребёнка и особенно речевое развитие. Наглядная схема является планом речевого высказывания, с чего начать, чем продолжить и чем закончить. Данный приём нравится детям, превращая разучивание в игру. Зрительные образы, сохранившиеся у ребёнка, позволяют значительно быстрее запомнить текст.
Таким образом, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то познакомьте его с приёмом мнемотехники – мнемотаблицей. Опираясь на рисунки, картинки, образы эффективность запоминания значительно увеличивается.
Мы использовали данный приём для разучивания стихотворений по теме «Времена года». Дети прошли этапы обучения данному приёму и получили задание нарисовать дома вместе с родителями свою мнемотаблицу к стихотворению (стихи подбирали и предлагали педагоги). Была проведена консультация для родителей «Мнемотаблицы — приём развития памяти». Принося свои работы, дети рассказывали своё стихотворение другим, учили стихи своих друзей, по их таблицам. В итоге, за две недели почти все дети знали 6-10 новых стихотворений.
Предлагаем вашему вниманию опыт работы:
- итоговое мероприятие «Конкурс чтецов «Времена года»;
- ппримеры мнемотаблиц к стихотворениям.
Приложение 1
Конкурс чтецов «Времена года»
Цель работы: Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
- Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) при запоминании стихов.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей по теме «Времена года», развитию просодических качеств во время рассказывании стихотворений.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
- Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
- Сегодня мы собрались на конкурс, где послушаем стихи про разные времена года.
Узнавать окружающий мир мы можем с помощью органов чувств. Вспомним, какие органы чувств нам помогают?
Дети: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус (Символы: глаз, ухо, рот, рука, нос)
Молодцы! Стихи для нашего конкурса мы учили с помощью мнемотаблиц. Мнемотаблица – это приём мнемотехники, искусство запоминания. Всё стихотворение вы зарисовывали схематически, т.е. на каждое слово или строку придумывали картинку. Посмотрев на получившуюся схему, вы быстро запоминали стихи. А значит, вашими помощниками были глаза. Вы нарисовали мнемотаблицы дома, теперь ваши друзья смогут тоже их быстро запомнить.
2. Про какое время года эти стихи с ошибками.
Санки вытащила Света –
На дворе, наверно, лето?
Или осень? Или снег?
Мы у мамы шубы просим-
Значит, к нам вернулась осень.
Будем в шубах мы гулять
И грибочки собирать.
3. Давайте послушаем стихи про зиму. Дети читают стихи.
4. Слушание музыкального отрывка П.И. Чайковского Апрель, Подснежник.
Что вам рассказала музыка? Какое это время года?
5. Давайте послушаем стихи про весну. Дети читают стихи.
6. Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»
5-5 4-4 3-3 2-2
Был он жёлтый, стал он белый.
1-1 1-1
Дунул ветер, улетел он. (Соединение подушечек пальцев разных рук)
7. Расскажите стихи про лето.
8. Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся…
Это время года осенью зовётся. (Речь с движением по тексту)
9. Послушаем стихи про осень.
10. Игра «Запомни слова»
Нарисуйте схематичные рисунки, чтобы быстро запомнить 8 слов.
Листопад, урожай, вьюга, мороз, капель, жара, первоцвет, ливень.
Молодцы, вам «опираясь» на образы, которые вы зарисовали, было легче запомнить слова или стихи.
11. Давайте ещё раз в этом убедимся, выучив стихотворение по мнемокарте «Времена года».
12. Подведение итогов, раздача призов.
Приложение 2
Зима
Весна
Лето
Осень
Список литературы:
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В. Гербова. — Мозаика-Синтез, 2012
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб, 2009
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М., 2002
|