Автор: Константинова Юлия Александровна., воспитатель Санкт-Петербург 2019 Государственное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка -детский сад № 68 Красносельского района Санкт – Петербурга
«Росток».
Пояснительная записка «Дорожные знаки в мнемотаблицах»
Заучивание стихотворений по «Правилам Дорожного Движения» (мнемотаблицы)
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими правил дорожного движения – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. Количество жертв в автомобильных аварий за последний год составляет 27900 человек. Из них тысячи детей получили травмы различной степени тяжести, которые обычно имеют последствия и приводят к снижению интеллекта и практически всегда затрудняют возможность нормально учиться и выдерживать обычные для возраста умственные и психологические нагрузки.
Скачать конспект
Одной из основных причин дорожно – транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, регулируемых дорожными знаками.
Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.
Можно выделить следующие задачи по воспитанию безопасного поведения детей на улице:
- способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
- формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.
- воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступными для них формами. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеоматериалов, настольные и дидактические игры.
Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.
В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные и дидактические игры, макет перекрёстка, на котором представлены проспекты, перекрёсток, дома, светофор, машины, дорожные знаки.
Программа рекомендует познакомить детей с дорожными знаками, которые наиболее часто встречаются на улицах. Мы хотим предложить эффективный метод их запоминания – мнемотаблицы.
Работа с мнемотаблицами.
Детей младшего возраста рекомендуется познакомить со следующими знаками дорожного движения:
«Пешеходный переход»
«Дети»
«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»
«Велосипедная дорожка»
Во время беседы или занятия на тему ПДД дети знакомятся с нужным знаком, рассматривают его, уточняют, зачем он нужен. Параллельно с беседой вводится мнемотаблица по данному знаку.
Например: знак «Дети»
- –назовите дорожный знак (с которым знакомятся дети)
- – какого цвета дорожный знак? (красный, синий и т.д.)
- – из какой геометрической фигуры состоит знак? (круг, треугольник, квадрат)
- – вопросительный знак (что изображено на знаке?)
- – для кого этот знак? (для пешеходов, для автомобиля)
Вместо множества таблиц для детей старшего возраста можно использовать одну универсальную, где вместо знака в ячейке 1 ничего нет (пусто). В эту ячейку можно положить картинку – изображение любого дорожного знака, а затем рассказать про этот знак.
Таблица выглядит следующим образом:
Для детей подготовительной группы можно в эту таблицу добавить ещё одну ячейку (6), в которой будет содержаться следующая информация:
6 – вид знака: П – предупреждающий, З- запрещающий, И – информационный, С – знак сервиса.
Таблица выглядит следующим образом:
На основе мнемотаблиц можно сделать настольную игру «Лото» на закрепление знаний дорожных знаков. Для этого нужно приготовить несколько пустых карточек с 6 ячейками, а нарисованные мнемотаблицы разрезать на отдельные карточки, плюс карточки с изображением дорожных знаков. Дети выбирают любой дорожный знак и собирают (заполняют) мнемотаблицу.
К каждому дорожному знаку можно подобрать стихотворение, что сделает вашу беседу (занятие) более эмоциональным, поможет наиболее точному восприятию данного знака и его запоминанию.
Стихи про дорожные знаки. Автор Олеся Емельянова.
Знак "Пешеходный переход":
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Пешехода пропусти!
Ты, водитель, не грусти,
Знак "Дети":
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Знак " Место остановки автобуса и (или) троллейбуса ":
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Знак «Велосипедная дорожка»:
Этот знак, как красный свет,
Здесь автомобилям хода нет.
Царство здесь велосипедов,
Пешеходов и мопедов.
У этого автора замечательные стихи почти про все дорожные знаки
Заучивание стихотворений по «Правилам Дорожного Движения» (мнемотаблицы)
Мнемотехника – «Искусство запоминания», то есть это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данный метод в настоящее время широко используется в современной дошкольной педагогике. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; наличие зрительного плана – схемы делает печатный материал, необходимый для запоминания чётким, связным и последовательным.
Мнемотаблицы можно использовать с детьми самого разного возраста, начиная с младшего. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста предпочтительней давать цветные мнемотаблицы, с простыми картинками, в более старшем возрасте картинки можно заменить символами, словами, отдельными буквами, цифрами.
Занятия по мнемоталицам обычно проходят в несколько этапов.
Первый этап, где воспитатель в форме игры знакомит детей с новой для них информацией, рассматривает таблицу и разбирает то, что на ней изображено конкретно, в каждой ячейке. Дети и сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки.
Осуществляется перекодирование информации: образы в символы.
Следующий этап – это пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (на конкретные символы), то есть происходит отработка материала запоминания. Далее изученный материал неоднократно повторяется с опорой на составленную ранее схему.
Материал, который можно запомнить с помощью мнемотаблиц, разнообразен. Дети любят стихи, слушают их с удовольствием, но не все могут быстро их запомнить, у некоторых детей заучивание стихов вызывает трудности, и как следствие нежелание учить и рассказывать стихи.
Стихи можно использовать для заучивания во время нахождения детей в детском саду и дома.
Поэтический язык стихов будет способствовать развитию речи детей, обогащению словарного запаса, расширению знаний о природе.
А мнемотаблицы облегчат запоминание стихов по Правилам Дорожного Движения и будут способствовать развитию памяти.
Предложенные стихи помогут сделать общение более ярким, интересным, насыщенным.
«Светофор»
Если свет зажегся красный,
Значит двигаться опасно!
Желтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движения.
Свет зеленый говорит,
Проходите, путь открыт.
Знак "Пешеходный переход":
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Пешехода пропусти!
Ты, водитель, не грусти.
Знак "Пешеходный переход":
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Пешехода пропусти!
Ты, водитель, не грусти.
Знак "Дети":
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа,
Детский сад!»
Знак "Дети":
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа,
Детский сад!»
Знак " Место остановки автобуса и (или) троллейбуса ":
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Знак " Место остановки автобуса и (или) троллейбуса ":
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Знак «Велосипедная дорожка»:
Этот знак, как красный свет,
Здесь автомобилям хода нет.
Царство здесь велосипедов,
Пешеходов и мопедов.
Знак «Велосипедная дорожка»:
Этот знак, как красный свет,
Здесь автомобилям хода нет.
Царство здесь велосипедов,
Пешеходов и мопедов.
Список использованной литературы.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. / Москва. Мозаика – Синтез. 2011г.
- Безопасность. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб Детство – Пресс. 2005г
- Как научить детей ПДД? Т.П. Гарнышева. СПб. Детство – Пресс. 2011г
|