Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение СТАРОЖИЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3 «СОЛНЫШКО» администрации муниципального образования – Старожиловский муниципальный район Рязанской области
Воспитатель: Ефремова Елена Анатольевна Старожилово
Цель: Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей посредством сочинения простейших стихов.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей умение рифмовать, придумывать рифмованные строчки;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
- развивать умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме, но и по смыслу;
- развивать внимание;
- развивать творческие способности детей;
- расширять коммуникативные способности детей;
- развивать умение анализировать свою деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к поэтическому искусству;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
Форма организации: фронтальная работа, групповая и индивидуальная.
Словарная работа: активизировать употребление детьми в речи слов: поэт, ритм, рифма.
Материалы и оборудование:
- технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук;
- демонстрационный материал: корзина, шкатулка с заданием и мнемокартинки.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Эмоциональный настрой.
Игра «Доброе утро»
Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись?
Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.
Доброе утро, дети!
Мы проснулись!
Поднять руки вверх!
II. Основная часть
Создание проблемно-игровой ситуации для введения в тему занятия и стимулирования познавательной мотивации
Воспитатель. Дети, скажите какое время года? (Зима)
Скажите по одному слову, какая зима. (Дети говорят по одному прилагательному)
(слайд 2)
Воспитатель.
Пришла зима весёлая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На ёлке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка весёлая
Подольше не кончается!
(И. Черницкая)
Ответьте, что это: сказка, рассказ или стихотворение?
(слайд 3)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (Незнайка)
А с чем пришёл к нам в гости Незнайка? (с книгой)
А какая у него книга? (Рваная, старая, грязная)
Как вы думаете, почему у него такая книга? (Ответы детей)
Спросим у Незнайку, что за книга у него?
Незнайка, что за книга у тебя?
(слайд 3)
Голос Незнайки. Здравствуйте, ребята! Книга у меня, как книга. Самая ерундовая. Так себе, какие-то стишки в ней написаны.
Воспитатель. Незнайка, так у тебя самая замечательная книга. Вот, послушайте, ребята, какие в ней стихи.
(слайд 4, 5, 6)
С. Маршак «Мяч»
А. Барто «Мишка»
Е. Трутнева «Дождик»
Воспитатель. Ребята, понравились вам стихи из Незнайкиной книги? (Ответы).
Воспитатель. А как называют людей, которые пишут стихи? (Ответы детей)
Воспитатель. Кто скажет, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (Ответы детей).
Воспитатель. В стихах есть ритм и рифма. Незнайка, а ты знал это?
(слайд 7)
Голос Незнайки. Нет. Я не знал. Научите меня подбирать рифму и сочинять стихи.
Воспитатель. Ребята, поможем Незнайке? Итак, мы превращаемся в поэтов.
Для начала поиграем в игру «Кузовок»
(Дидактическая игра «Кузовок»)
Я положу в кузовок все что оканчивается на «ка»:
Я положу – тучка,
Я положу – чашка,
Я положу – ножка и т.д.
Воспитатель. Вот сколько слов мы «положили» в кузовок, которые оканчиваются на «ка». Ребята, давайте с вами подберём слова, подходящие по рифме в стихотворении Д. Хармса «Пирог».
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый…
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости…
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек…
Воспитатель. Вот получилось у нас стихотворение. Что мы свами подбирали? (Слова-рифмы)
А сейчас отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 8)
Воспитатель. Отдохнули, а сейчас новая игра. Называется она «Продолжи».
Мы должны продолжить строчку, так чтобы получилось рифмованно.
Дети достают из шкатулки карточки, воспитатель зачитывает, дети продолжают.
(Дидактическая игра с карточками)
Лу — лу — лу – купили мы юлу
Ла – ла – ла – мама чай пила.
Ра- ра- ра – на дворе жара (трава, дрова)
Ар- ар- ар – круглый шар
Ир-ир-ир – все выпили кефир?
Тра-тра-тра – а мы поём с утра
Ор – ор – ор – в огороде помидор
Ирь-ирь-ирь – на снегу сидит снегирь
(Придумать концовку)
Су-су-су – (было холодно в лесу)
Со-со-со – (у Вовы колесо)
Ры-ры-ры – (летают комары)
Ша-ша-ша – (мама моет малыша)
Воспитатель. Молодцы, ребята.
(слайд 9)
Голос Незнайки. Всё я понял, что такое рифма. Я уже могу сочинять стихи. Тут ничего сложного нет, тяп – ляп – и готово стихотворение! Вот послушайте, какие у меня получились стихи о моих друзьях. Запомните, эти стихи сочинил я, знаменитый поэт Незнайка.
Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка.
А это вот из последних моих сочинений.
У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат.
А мёду – нету!
А у журы –журавля,
Три тарелки киселя.
А лягушек – нету!
А у рыженькой белки
Три морковки на тарелке.
А орешков – нету!
Ну как вам?
Воспитатель. Ребята, это правильные стихи? (Ответы детей). Это у тебя не стихи получились, а какие-то дразнилки и какая-то перепутанница.
Знаешь, Незнайка, кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, лиричными, загадочными, шуточными. Мы с вами попробуем вместе сочинить стихи. А ты, Незнайка, учись.
Творческая часть
Воспитатель.
- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка)
Жил-был пальчик.
(Далее нужно рассказать, какой он был и что делал)
Воспитатель на доске помещает картинку мальчика
Маленький... мальчик.
Воспитатель на доске помещает картинку каши, мамы.
Он кашу... кушал
И маму... слушал.
(Ребята, что еще мог делать мальчик?)
Воспитатель на доске размещает картинки печки, дров, пола, бабушки и папы
Он... печь топил,
Дрова... носил,
Пол... подметал,
Бабушку... встречал,
Папу на работу... провожал.
(Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою).
Хороший был пальчик,
Маленький мальчик.
III. Итоговая часть
Воспитатель. Ребята, чтобы получилось стихотворение, что должно быть? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, рифма, ритм и смысл.
Воспитатель. Незнайка, ты запомнил, как надо сочинять стихи?
(слайд 10)
Голос Незнайки. Спасибо, вам, мои друзья! Я запомнил. Но с начала я «полечу» свою книгу: подклею её, оберну и буду бережно к ней относиться. До свидания!
IV. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, а вам понравилось сочинять стихи? (Ответы детей)
А кому бы вы посвятили свои стихи?
Какие они бы были у вас? Грустные или весёлые?
|